Полномочия Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Работа содержит 1 файл

Андрей курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Представляется  необходимым остановиться на причинах введения поста Президента СССР. Во-первых, демократизация процессов руководства  страной продемонстрировала неспособность парламента и правительства принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и потому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела. Во-вторых, в условиях становления системы разделения властей на том историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и, особенно, Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, присваивали, чуть ли не бесспорное право решать любые вопросы. В-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо союза нескольких партий в Парламенте, Президент объективно был бы вынужден брать на себя функцию формирования правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти. В-четвертых, в процессе формирования идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального секретаря ЦК КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничивать свои полномочия. Введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны.

     Таким образом, президентство предоставляло  возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также автономных) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а если они видели в партии угрозу своей власти, как, например, в РСФСР, вообще запретить ее.

     Изложенные  причины введения поста Президента понятны сегодня, по прошествии ряда лет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочитали подчеркивать, что это способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССР не будет авторитарна, что ни о каком покушении на роль высшего представительного органа власти СССР речь не идет.

     Таким образом, в указанный период модель президентства в стране развивалась  и ясности, какой она в результате всех преобразований должна стать, еще  не было. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста, также не было. Пожалуй, очевидно было лишь одно: Президент нужен России - как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время, - как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов22.

     Однако  какую модель президентства выбрать? Имелось несколько вариантов.

     Во-первых, Президент - глава государства с  чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и так далее. Почти всю серьезную работу по управлению страной выполняет премьер-министр. Из-за этого варианта не имело смысла вообще затевать в Российской Федерации введение поста Президента. Ведь речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить Президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов.

     Во-вторых, Президент - глава, правитель страны, который сам все делает либо предопределяет.

     В-третьих, Президент является главой государства  и главой исполнительной власти. Эта  модель сильно ориентировала бы Президента на координационные функции в  отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти. Использование второй модели при учреждении поста Президента было малореальным, поскольку существовала сильная боязнь авторитарности этой должности, что вообще могло похоронить идею Президентства. Ввести такую модель было бы возможно лишь по мере роста авторитета уже функционирующего Президента. По тем же соображениям сложно было использовать и третью модель.

     В-четвертых, Президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель прямо ориентировала Президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели существуют разные проявления: Президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; Президент - официально является главой правительства; Президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом; Президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и так далее. Объективно оставался только этот вариант, который и был отражен в нормативных актах РСФСР.

     Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало  следствием, в целом, весьма прогрессивных  демократических процессов в  российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.23

     Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано с развитием государственности и укреплением всей системы.

     1.2 Место и роль  Президента в системе  органов государственной  власти Российской  Федерации

     В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Появление института президентства в современном мире обязано Конституции США 1787 г., которая впервые ввела его в систему органов государственной власти и впервые закрепила институт выборного главы государства.

     Правовое  положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.

     

     От  чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста Председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским  республикам. Президент РФ, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России Президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной думе.

     Конституционные должности Президента заключаются  в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета безопасности РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной властей

     2.1 Компетенция Президента РФ

     Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти.

     Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

- Президент  РФ обладает правом вето на  законы принятые Федеральным Собранием;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Президент взаимодействуя с Государственной  Думой:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;

- ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

- назначает выборы Государственной Думы;

- распускает Государственную Думу;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

       Государственная Дума вправе  выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.

     Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

- вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.

       Совет Федерации может отрешить  от должности Президента; утверждает  указа Президента о введении  военного и чрезвычайного положения.

     Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

- принимает решение об отставке Правительства;

- по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

- имеет право отменять постановления Правительства.

       Глядя на полномочия Президента  РФ во взаимоотношениях с Правительством  РФ очень трудно разграничить  полномочия между ними. Л.А. Окуньков  в своей статье говорит о  том, что «после принятия Конституции  РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.

       Президент стал главным действующим  лицом на политической сцене,  а Правительство, хотя и декларировалось  самостоятельным конституционным  органом, осуществляющим исполнительную  власть, превратилось в исполнителя  президентских указаний, полностью  зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».24

     Президент во взаимодействии с судебной властью:

- представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

- самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

- вправе  обращаться с запросом в Конституционный  Суд РФ.

       Конституционный Суд РФ по  запросам Совета Федерации дает  заключение о соблюдении обвинения  Президента в государственной  измене или совершения иного тяжкого преступления.

Информация о работе Полномочия Президента РФ