Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление правовых проблем лесопользования и возможных путей их решения.
В процессе достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие права лесопользования, исследовать классификацию и его структуру, проанализировать права и обязанности лесопользователей, изучить роль государства в обеспечении права лесопользования, рассмотреть правовые проблемы права лесопользования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
1.1 Понятие и виды права лесопользования
1.2 Права и обязанности лесопользователей
ГЛАВА 2. ОХРАНА ЛЕСА И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Охрана леса и контроль за лесопользованием
2.2. Суть платежей за лесные ресурсы
2.3 Ставки и размеры лесных податей, порядок и условия их взимания
2.4 Ответственность за нарушение лесного законодательства
2.5 Правовые проблемы лесопользования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Правовые нормы, регулирующие
отношения по использованию лесов, составляют
в своей совокупности право лесопользования.
Значение этого правового института
Объекты лесных отношений. Рассмотрение проблем лесопользования, на мой взгляд, следует начинать с выяснения объектов права лесопользования и объектов лесных отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
Вопрос о юридическом понятии леса связан, на мой взгляд, с вопросом об объекте права собственности на леса. Необходимо различать участок лесного фонда как объект права собственности и лесную растительность как объект права пользования. Право собственности на лесную растительность не имеет самостоятельного значения, поскольку лесная растительность образует вместе с земельным участком один объект недвижимости, объект права собственности. В соответствии со статьей 130 ГК РФ земельные участки, а также все, что прочно с ними связано, в том числе многолетние насаждения и леса, отнесены к недвижимому имуществу. Следовательно, земельные участки и участки леса являются объектами гражданских отношений и имущественных прав. Лесная растительность, будучи в естественном состоянии неразрывно связана с землей, должна рассматриваться как принадлежность земли, и не может быть самостоятельным объектом гражданских отношений.10
Необходимо различать понятие леса в лесоводстве и юридическое понятие леса11. Решающим признаком для юридического понятия леса Дембо называл отграничение земельной территории с произрастающими на ней деревьями в особом, установленном законом порядке от земель иного назначения. Отсюда лесом, с правовой стороны, Л.И. Дембо называл ту часть единого земельного фонда, которая выделена в самостоятельный лесной фонд и представляет собою земельную территорию, поросшую лесом или предназначенную для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства. Юридическое понятие леса, указывает далее Л.И. Дембо, тождественно понятию лесного фонда, и объектом права государственной собственности на леса является единый государственный лесной фонд как особая категория земель, как часть единого земельного фонда.
Необходимость юридического понятия леса обосновывает Р.К. Гусев. Он указывает, что «юридическое понятие «лес» может быть представлено как совокупность произрастающих на земле древесно-кустарниковых организмов, отвечающая определенным количественным и качественным лесотехническим требованиям и признанная лесом в установленном порядке».12
Определяя лес как часть земельного фонда, Л.И. Дембо, на мой взгляд, имел в виду объекты права собственности. Лесная растительность может выступать как объект права пользования (лесопользования). Земельный участок может выступать в качестве объекта права пользования вне зависимости от его вхождения в состав какой-либо категории земель. Но земля под лесом (земли лесного фонда) не может раскрыть каких-либо своих полезных свойств, кроме тех, которые определены потребностями лесного хозяйства. Ее ценность неразрывно связана с ценностью лесной растительности. Отсюда, нет смысла вести речь о праве пользования землями лесного фонда в отрыве от права лесопользования. Таким образом, необходимо различать правоотношения, связанные с использованием лесной растительности (правоотношения лесопользования), и правоотношения, связанные с участком лесного фонда как объектом права собственности. Вместе с тем в определении леса имеется в виду лес (лесная растительность) как объект права пользования.
ЛК РФ в ст.6 в качестве объектов лесных отношений называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковую растительность. Проект нового ЛК РФ от 15 марта 2004 г., разработанный Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ от 19 февраля 2004 г. и обсуждавшийся на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 29 марта 2004 г., содержит очередную попытку определить объекты лесных отношений. Объектами лесных отношений проект (статья 14) называет леса, расположенные на землях лесного фонда и иных категорий. Статья 22 проекта вводит понятие лесного участка и лесного угодья, понимаемых как земельные участки соответственно в составе земель лесного фонда и в составе земель иных категорий, но покрытых лесной растительностью. Сопоставив статью 59 проекта от 15.03.04, которая гласит, что по договору аренды лесного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование лесной участок, со статьями 14 и 22, видно, что объектом лесных отношений является лес, а объектом аренды - лесной участок, понимаемый как земельный участок. Вопрос об участке аренды есть, по сути, вопрос об объекте права лесопользования. Лесопользователя, заключающего договор аренды участка леса, интересует не земельный участок, не его площадь, а древесина, произрастающая на нем. Ее он будет вырубать и за нее должен платить арендную плату. Не вызывает сомнений, что на равных по площади лесных участках может находиться далеко не равное количество древесины. После вырубки древесины на арендном участке он (этот участок) уже не является тем, чем он был раньше. Земельный участок остался таким же, но лес - нет.
В законодательстве не решен вопрос: что считать участком лесного фонда при заключении договора о его аренде или о праве безвозмездного пользования им, каков должен быть минимальный размер предоставляемого по договору аренды участка. В настоящее время арендные участки многих лесопромышленных предприятий представлены некомпактными, разрозненными группами кварталов, поскольку при заключении договоров аренды подбирались кварталы, содержащие наибольшее количество спелых насаждений и притом расположенные близко к путям транспорта. Такое положение приводит к ухудшению качества лесного фонда. Известно, что земельные участки могут подвергаться по своим размерам заранее установленному нормированию. Общим требованием, предъявляемым к размерам несельскохозяйственных землепользований, является установление минимально необходимых размеров земельных участков. Решением проблемы могло бы стать установление дифференцированной платы за заготовку древесины в зависимости от того, на каком расстоянии от дороги располагается конкретный лесной квартал. Ведь если квартал, например, примыкает вплотную к уже существующей дороге, то себестоимость заготовленной и вывезенной из него древесины будет ниже, чем из квартала, к которому нет проезжей дороги. Вопрос об объекте права безвозмездного пользования вставал при государственной регистрации договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда.
Важнейший вопрос, который вызывает большое количество споров: является ли договор аренды основанием для заготовки древесины? Следует ответить на него отрицательно, поскольку право пользования участком лесного фонда, в том числе заготовка древесины, у арендатора возникает только на основании лесорубочного билета. Лесорубочный билет представляет собой административный акт компетентного государственного органа, предоставляющий лесопользователю право осуществлять конкретный вид пользования лесом на конкретном участке. На практике реальное преимущество, которое получает арендатор участка лесного фонда перед всеми остальными лесопользователями, - только то, что на участках лесного фонда, переданных в аренду, запрещен отпуск древесины на лесных аукционах.
Лесопользователь вправе с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором.13
Договор аренды участка лесного фонда имеет значительные отличия от аренды в ее цивилистическом понятии. О.И. Крассов считает, что поскольку предметом договора аренды может быть лишь индивидуально определенная непотребляемая вещь, то лес (древесно-кустарниковую растительность) сдавать в аренду нельзя. По его мнению, сущность договора аренды участка лесного фонда заключается в передаче в аренду части земель лесного фонда.14 Но действующее законодательство не дает оснований для такого вывода. Статья 33 ЛК РФ устанавливает в числе прочих следующие условия договора аренды: виды лесопользования, объемы (размеры) лесопользования, размер арендной платы и порядок ее внесения. Арендная плата за древесину, заготавливаемую при рубках главного пользования, устанавливается на основе ставок лесных податей, определенных за единицу лесного ресурса. Но использование земли является платным15. Порядок исчисления и взимания земельных платежей определен в законе. В соответствии с ним налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню, исчисленную по минимальным ставкам. Таким образом, предметом договора аренды участка лесного фонда является не земельный участок, а право заготовки древесины.
Говоря о проблемах лесопользования, следует указать и на его цель. Цели и задачи лесного законодательства Российской Федерации сформулированы в статье 2 Лесного кодекса РФ. В ней сказано, что лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Лесное законодательство постоянно подчеркивает необходимость удовлетворения нужд государственных, общественных, промышленных, местных. В этой связи известный знаток дореволюционного лесного хозяйства России Н.В. Пономарев замечал, что «всем нуждам за раз удовлетворить отпуском леса из данной дачи нельзя, а между тем это требуется и жизнью, и инструкциею. Приходится, значит, поступиться одними интересами в пользу других. Но тогда возникает вопрос, какие же «надобности» следует удовлетворить ранее других».16
Определяя цель лесопользования,
следует учитывать, что леса России выполняют важнейшие
экологические функции в масштабах всей
планеты. Поэтому следует прислушаться
к мнению, что главная цель лесопользования
- это «удовлетворение потребности людей
в продукции лесного комплекса, в здоровой
окружающей среде, а не выход в мировые
лидеры по заготовлению древесины.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лесопользование - установленный лесным законодательством порядок пользования лесами, обеспечивающий наиболее полное использование полезных свойств леса в интересах развития общественного производства и потребности людей.
Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. В числе насущных проблем, требующих своего решения, - значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования,
В праве лесопользования
В лесном фонде РФ устанавливается деление лесов на группы и категории защитности, следя за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовке этих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом не должны наносить вреда окружающей среде, животному миру и здоровью человека.
Основы лесного законодательства РФ предусматривают несколько видов лесных пользований. Это: заготовка живицы (сока хвойных деревьев), древесины, второстепенных лесных материалов (пней, коры, сосновой и еловой лапки); побочные лесные пользования; пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских целях; для реализации культурных и оздоровительных интересов, туристических и спортивных задач и тд.
Основанием привлечения к ответственности служит лесное правонарушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству.
Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса РФ.
Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях, самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды. В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа
Гражданская ответственность
в области лесных отношений может
быть двух видов. В виде неустоек за
нарушение лесохозяйственных
Российская Федерация располагает самыми значительными в мире лесными ресурсами, но организация использования лесных ресурсов России сегодня малоэффективна, это одна из самых главных проблем лесопользования. Лесопользование составляют в совокупности правовые нормы, регулирующие отношения по использованию лесов.
В заключение хотелось бы сказать, что леса, это лёгкие планеты, они одни только и позволяют людям дышать в условиях сильной загазованности современного мира. И поэтому люди должны сделать всё от них зависящее для охраны и защиты лесов от вандалов, которые ради прибыли готовы вырубить и вывезти всё подчистую. К примеру, нужно создать более надёжный и дееспособный механизм контроля лесопользования, расширить полномочия служащих природоохранных организаций.