Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление правовых проблем лесопользования и возможных путей их решения.
В процессе достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие права лесопользования, исследовать классификацию и его структуру, проанализировать права и обязанности лесопользователей, изучить роль государства в обеспечении права лесопользования, рассмотреть правовые проблемы права лесопользования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
1.1 Понятие и виды права лесопользования
1.2 Права и обязанности лесопользователей
ГЛАВА 2. ОХРАНА ЛЕСА И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Охрана леса и контроль за лесопользованием
2.2. Суть платежей за лесные ресурсы
2.3 Ставки и размеры лесных податей, порядок и условия их взимания
2.4 Ответственность за нарушение лесного законодательства
2.5 Правовые проблемы лесопользования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Устав Госохраны наделяет ее правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Должностные лица государственной лесной охраны имеют право привлекать к административной ответственности за все виды лесных правонарушений и предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Задача Госконтроля - обеспечить соблюдение всеми субъектами лесных отношений лесного законодательства, правил ведения лесного хозяйства и пользования лесом, его охрану и защиту. 7
Государственный контроль - это функция государственных органов управления в области лесного хозяйства, поэтому он не образует какой-то особой структуры. Руководитель государственного органа управления лесным хозяйством на уровне федерации Федеральной службой лесного хозяйства - является одновременно Главным государственным инспектором по контролю в области лесного хозяйства. Его заместители ведают по должности вопросами использования и охраны лесов, а руководители структурных подразделений этого ведомства - старшими государственными инспекторами. Подобное подразделение на главных и старших инспекторов и их заместителей производится на уровне субъектов федерации, местных органов власти. Государственные инспектора вправе запрашивать необходимую информацию, посещать объекты лесного фонда и закрытые административные территориальные образования; давать указания об исправлении недостатков, приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом, аннулировать разрешительные документы на пользование. Надо отметить, что соединение на всех уровнях системы управления органов лесного хозяйства функции управления использованием воспроизводством, охраной и защитой леса оказались структурно совмещенными с функциями государственного контроля за подобной деятельностью, а это не способствует самостоятельности и эффективности контроля.
Глава 2.2 Суть платежей за лесные ресурсы
Лесной доход следует отличать от коммерческих и фискальных доходов лесного хозяйства, получаемых от реализации товаров и услуг, предоставления в аренду или отчуждения государственного имущества, включая земли лесного фонда, взимания штрафов и неустоек за нарушения лесного законодательства и т. д. Эти доходы могут иметь полностью или частично ведомственную принадлежность (целевое назначение).Коммерческие доходы лесного хозяйства по своему экономическому содержанию неоднородны. В силу бюджетного финансирования лесного хозяйства доходы от реализации товаров и услуг (лесопродукция от рубок ухода за лесом, семена и посадочный материал, транспортные услуги, работы по защитному лесоразведению по договорам и др.) традиционно планируются и учитываются в валовом измерении. Это связанные доходы: они целевым образом предназначаются на покрытие текущих расходов на производство соответствующих товаров и услуг. Чистый доход (прибыль, убытки) по этим видам деятельности в официальной статистической отчетности по лесному хозяйству в явном виде в настоящее время не показывается. Аналогичный характер имеют доходы от сдачи в аренду (отчуждения) основных фондов.Особое место занимают доходы, получаемые от перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, несвязанных с ведением лесного хозяйства. "Цена" лесных земель в этом случае определяется исключительно их местоположением и (если отсутствует конкуренция со стороны претендентов) вмененным экономическим эффектом от их предполагаемого использования. Стоимость лесных ресурсов в таких сделках может выполнять лишь роль нижнего предела цены (если ресурсы экономически доступны). Доход, получаемый собственником лесного фонда от отчуждения земель, хотя по своей природе и близок к рентному, все же больше соответствует коммерческому (не обуславливается целями ведения лесного хозяйства).Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати, являющиеся платой, взимаемой за:• древесину, отпускаемую на корню;• заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений, технологического сырья, размещение ульев, пасек и другие побочные лесопользования;• использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных и других аналогичных целях.В составе лесных податей взимается и плата за земли лесного фонда. Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, выступают лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд (юридические лица, в том числе иностранные и физические лица). Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования — по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Пользование лесными
ресурсами на определенном быть комплексным или
обособленно отдельным их видам,
а также разовым и Размеры лесных
податей определяются по продукции (ресурса), получаемой при пользовании лесным фондом, или за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда (ставки по га). Ставки лесных податей согласно ст.103 ЛК РФ устанавливаются за единицу лесного ресурса по отдельным видам пользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Например, при заготовке валежной древесины ставки подати устанавливаются за кубометр разрешенный
к отпуску древесины, а при
выделении в пользование участка для производства сельскохозяйственных культур или заготовки сена - за единицу площади. Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемого по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление. Кроме того, минимальные
ставки лесных податей лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче лесного фонда в аренду и при иных формах организации лесопользования. Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, согласно ЛК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" утверждаются минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, согласно приложению. Они состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам). Деловая древесина
подразделяется на крупную, древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем торце, без коры) свыше 25 см и более, к средней - диаметром от 13 см до 24 см, к мелкой от 3 см до 12 см. Таксы на деловую и дровяную древесину липы установлены без коры, на дровяную древесину остальных лесных пород - в коре. Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. Леса по лесотаксовым
разрядам распределяются лесхозов. Определение лесотаксового разряда квартала (урочища) осуществляется исходя из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта древесины. Так, до 10 км - 1 разряд, от 10,1 км до 25 км - 2 разряд, от 25,1 км до 40 км - 3 разряд, от 40,1 км до 60 км - 4 разряд, от 60,1 км до 80 км - 5 разряд, от 80,1 км до 100 км - 6 разряд от 100,1 км и более - 7 разряд. В ряде случаев действующие
минимальные ставки снижаются: - на 20 процентов при проведении выборочных рубок главного пользования; - на 40 процентов при
отпуске древесины в вредителями или болезнями леса, в которых более 30 процентам деревьев (по запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2-3 года; - на 50 процентов при
отпуске древесины в 30 процентов деревьев
(по запаху древесины) и бурелома. В тех случаях,
когда отпуск древесины на
корню производится по ставкам с применением скидок и надбавок, окончательная величина минимальной ставки округляется до 100 рублей за 1 плотный куб.метр древесины. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (ред. 12.03.2002) "О Федеральном бюджете на 2002 год" минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 1,12. Также в 2002 году средства, поступающие за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, зачисляются в доходы федерального бюджета. |
2.4 Ответственность за нарушение лесного законодательства
Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.
Основанием привлечения к ответственности служит лесное правонарушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству. Это правонарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское.
Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса РФ.
К области лесного
Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности и.
В качестве меры наказания
предусматривается наложение
Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. По терпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное.
Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликтный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.
Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, утверждены Рослесхозом с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.
Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение сеянцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д. Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины; за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам.
Смешанная гражданская ответственность
2.5 Правовые проблемы лесопользования
Российская Федерация располагает самыми значительными в мире лесными ресурсами. Однако сам по себе большой объем лесных ресурсов, понятно, еще не может гарантировать ни высокого лесного дохода, ни высоких темпов роста объемов производства в лесном секторе экономики. В Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2011 годы, указывается, что лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно:
- снизился объем продажи древесины на лесных аукционах;
- недостаточным остается экономи
- экстенсивное и
- сокращение площади высокопроду
Признание того факта, что организация использования лесных ресурсов России сегодня малоэффективна, позволяет поставить вопрос: какую же роль может и должно играть законодательство об использовании и охране лесов для исправления создавшегося положения?
За относительно короткий в историческом плане промежуток времени, прошедший с начала радикальных политических и социально-экономических реформ в нашей стране, лесное законодательство уже дважды подвергалось кодификации: в 1993 и в 1997 гг. В настоящее время идет оживленная работа над проектами нового Лесного кодекса РФ. Вопросы права собственности на леса и прав пользования лесными участками занимают в этих проектах значительное место и, соответственно, вызывают наибольшие разногласия у всех заинтересованных сторон. Кроме того, неэффективность государственного лесного хозяйства и низкие темпы роста в лесной промышленности послужили причиной обсуждения не только в органах государственной власти, но и на страницах периодических изданий вопросов о возможности передачи части лесов в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность), о новых подходах к аренде участков лесного фонда. Аргументация обычно такова: государство не может эффективно управлять лесной собственностью, а вовлечение участков лесного фонда в гражданский оборот выявит новых собственников, каковыми должны стать в первую очередь крупные частные лесопромышленные компании.
Вопрос о праве собственности на леса, безусловно, является исходным при обсуждении проблем лесопользования и лесного хозяйства. Конституция РФ не только провозгласила возможность нахождения земли и иных природных ресурсов в частной собственности, но и установила особые критерии осуществления правомочий собственников этих объектов. В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Здесь уместно вспомнить, что уже в конце XIX в. - начале XX в. отечественная юридическая мысль пришла к признанию социальной нагрузки собственности. Право собственности на землю и на леса стало подвергаться значительным ограничениям в законе. В этой связи Н.И. Фалеев писал: «Принцип неприкосновенности собственности, выдвинутый конституционным правом, потерпел полное фиаско».8 Но не только все советское лесное законодательство, а и действующий ЛК РФ относят все леса к государственной собственности, а их использование гражданами и юридическими лицами допускается только на правах пользования. Часть 1 ст. 19 ЛК РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 22 ЛК РФ участки лесного фонда в настоящее время предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.