Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Содержание

Введение
3
Производство в надзорной инстанции
5
Понятие и задачи производства в надзорной инстанции
5
Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции
6
Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
15
Полномочия суда надзорной инстанции
19
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу
21
Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу
21
Процессуальный порядок пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
23
Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

     Лица, участвующие в деле, извещаются о  времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

    1. Порядок рассмотрения гражданских  дел судом надзорной  инстанции

     Дела  рассматриваются судом надзорной  инстанции в судебном заседании  не более чем месяц, а в Верховном  Суде Российской Федерации не более  чем два месяца со дня вынесения  судьей определения.

     Дело, рассматриваемое в порядке надзора  в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению  иным членом президиума либо ранее  не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

     В Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним  из судей коллегии.

     В судебном заседании принимают участие  лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно  затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

     В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает  участие:

     • прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в  президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

     • Генеральный прокурор Российской Федерации  или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

     • должностное лицо органов прокуратуры  по поручению Генерального прокурора  Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

     Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления  прокурора и определения о  передаче надзорной жалобы или представления  прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной  инстанции. Судьи могут задать вопросы  докладчику.

     Лица, указанные в ч. 3 ст. 386 ГПК РФ, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу, причем первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

     По  результатам рассмотрения дела президиум  суда надзорной инстанции принимает  постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная  коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

     При рассмотрении дела в порядке надзора  все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке  надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление  прокурора считаются отклоненными.

     О принятых судом надзорной инстанции  определении или постановлении  сообщается лицам, участвующим в  деле.

     Закон указывает, что основаниями для  отмены или изменения судебных постановлений  в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или  процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

     Определение или постановление суда надзорной  инстанции должно содержать:

     1) наименование и состав суда, принявшего  определение или постановление;

     2) дата и место принятия определения  или постановления;

     3) дело, по которому принято определение  или постановление;

     4) наименование лица, подавшего надзорную  жалобу или представление прокурора  о пересмотре дела в порядке  надзора;

     5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего  определение о передаче надзорной  жалобы или представления прокурора  с делом для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции;

     6) содержание обжалуемых судебных  постановлений нижестоящих судов;

     7) закон, на основании которого  принято определение или постановление  по результатам рассмотрения  дела по существу.

     Постановление президиума соответствующего суда подписывается  его председателем, определение  судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

     В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель  Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора  внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление  о пересмотре в порядке надзора  судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного  круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

     Жалоба  заинтересованных лиц или представление  прокурора могут быть поданы в  течение шести месяцев со дня  вступления судебных постановлений  в законную силу.

     Дело  по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя  Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации  в порядке, предусмотренном ст. 386 ГПК РФ.

     Следует отметить, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель  Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

1.4. Полномочия суда надзорной инстанции

     В соответствии со ст. 390 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

     1) оставить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции без изменения, надзорную  жалобу или представление прокурора  о пересмотре дела в порядке  надзора без удовлетворения;

     2) отменить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции полностью либо в  части и направить дело на  новое рассмотрение;

     3) отменить судебное постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанции полностью либо в  части и оставить заявление  без рассмотрения либо прекратить  производство по делу;

     4) оставить в силе одно из  принятых по делу судебных  постановлений;

     5) отменить либо изменить судебное  постановление суда первой, второй  или надзорной инстанции и  принять новое судебное постановление,  не передавая дело для нового  рассмотрения, если допущена ошибка  в применении и толковании  норм материального права;

     6) оставить надзорную жалобу или  представление прокурора без  рассмотрения по существу при  наличии оснований, предусмотренных  ст. 379.1 ГПК РФ.

     При рассмотрении дела в надзорном порядке  суд проверяет правильность применения и толкования норм материального  и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или  представления прокурора. В интересах  законности суд надзорной инстанции  вправе выйти за пределы доводов  надзорной жалобы или представления  прокурора. При этом суд надзорной  инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той  части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

     Как видно, полномочия суда надзорной инстанции  в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция  может направить дело на новое  кассационное рассмотрение, а также  оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или  постановлений.

     Согласно  ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений  нижестоящих судов в порядке  надзора являются существенные нарушения  норм материального или процессуального  права, повлиявшие на исход дела, без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и  законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

     Отмена  или изменение судебного постановления  в порядке надзора допустимы  лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в  ходе предшествующего разбирательства  и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом  публичных интересов.

     Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление  только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного  постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как  должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления  нижестоящего суда.

     В соответствии с ч. 1.1 ст. 390 ГПК РФ суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений  в той части, в которой они  не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. В то же время если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения  также подлежит проверке судом надзорной  инстанции, независимо от наличия просьбы  лица, подавшего жалобу.

     В соответствии со ст. 391 ГПК определение  или постановление суда надзорной  инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу

2.1. Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

     Пересмотр решений и определений  по вновь открывшимся  обстоятельствам – самостоятельная стадия гражданского судопроизводства. Она служит еще одной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Это специфическая стадия гражданского судопроизводства, в которой пересмотру подлежат вступившие в законную силу судебные решения и определения суда первой инстанции и определения кассационной и надзорной инстанций.

     Гражданское процессуальное право предусматривает  особый порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, который наряду с судебным надзором является второй формой пересмотра решений  и определений, вступивших в законную силу. Различие между этими формами  процессуалисты проводят главным образом  по основаниям и способу пересмотра дел.

     По  действующему законодательству (ст. 392 ГПК РФ) основаниями для пересмотра вступивших в законную силу решений, определений по вновь открывшимся  обстоятельствам служат:

     1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли  быть известны заявителю;

     2) заведомо ложные показания свидетеля,  заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод,  фальсификация доказательств, повлекшие  за собой принятие незаконного  или необоснованного решения,  определения суда и установленные  вступившим в законную силу  приговором суда;

     3) преступления сторон, других лиц,  участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные  при рассмотрении и разрешении  данного дела и установленные  вступившим в законную силу  приговором суда;

     4) отмена решения, приговора или  определения суда либо постановления  государственного органа или  органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия  решения или определения суда (ст. 392 ГПК РФ);

Информация о работе Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений