Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Содержание

Введение
3
Производство в надзорной инстанции
5
Понятие и задачи производства в надзорной инстанции
5
Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции
6
Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
15
Полномочия суда надзорной инстанции
19
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу
21
Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу
21
Процессуальный порядок пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
23
Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

Содержание

 

страница

Введение 

3

  1. Производство в надзорной инстанции

5

    1. Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

5

    1. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции

6

    1. Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

15

    1. Полномочия суда надзорной инстанции

19

  1. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную  силу

21

    1. Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

21

    1. Процессуальный порядок пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам

23

    Заключение 

 

    Список  используемых источников

 

      

Введение

     Предметом судебной деятельности являются сложные  общественные отношения. Поэтому при  самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью  исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически  невозможно. Судебный надзор как самостоятельный  процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих  трех основных моментов.

     Во-первых, провозглашенный конституционным  принцип законности обусловливал необходимость  аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону.

     Во-вторых, в интересах сторон нельзя было предоставлять  возможность бесконечного обжалования  решений, тем самым снижать их стабильность, затягивать исполнение, неоднократно пересматривать только из-за того, что кто-либо из участников процесса с выводами суда не согласен (часто  явно необоснованно).

     В-третьих, государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения.

     В порядке надзора проверяется законность судебных решений и определений, вступивших в законную силу.

     Пересмотр дел в порядке надзора является исключительной стадией гражданского процесса. В рамках данной стадии обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность  исправления допущенных судебных ошибок, а также единообразие судебной практики нижестоящих судов.

     Пересмотр судебных решений, определений, постановлений  по вновь открывшимся обстоятельствам, наряду с надзорным порядком, является второй исключительной формой пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.

     Основанием  для пересмотра судебных постановлений  по вновь открывшимся обстоятельствам  являются факты, от которых зависит  возникновение, изменение или прекращение  прав и обязанностей участвующих  в деле лиц, при этом данные факты  не были известны на момент принятия пересматриваемоro судебного решения, определения, постановления. 
 
 

 

1. Производство в надзорной инстанции

    1. Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

     Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную  нормами гражданского процессуального  права совокупность тесно связанных  между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной  инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

     Главной особенностью судебного надзора является то, что он является способом пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия.

     Таким образом, надзорный пересмотр – это деятельность суда по проверке прежде всего правомерности вступивших в законную силу судебных решений, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

     При понимании существа надзорного пересмотра важно знать отличия объектов надзорного и кассационного пересмотра.

     Объект  судебно-надзорного пересмотра шире объекта  кассационного обжалования, так  как:

     1) предметом кассационного обжалования  служат только решения и определения  суда первой инстанции, а в  надзорном порядке допускается  опротестование решений, определений  и постановлений судов любой  инстанции;

     2) по делу вследствие неоднократной  отмены решений с направлением  его на новое рассмотрение  может состояться несколько судебных  актов, однако возможность кассационного  обжалования касается только  последнего решения, еще не  вступившего в законную силу. Законность и обоснованность  ранее отмененных решений кассационная  инстанция не проверяет. В надзорном  же порядке проверяются все  состоявшиеся по делу решения,  определения и постановления.

    1. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции

     Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление  может быть пересмотрено в порядке  судебного надзора.

     Перечень  и полномочия должностных лиц, имеющих  право возбуждать судебно-надзорное  производство, определены ст. 376 ГПК  РФ. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в  установленном законом порядке  в суд надзорной инстанции  лицами, участвующими в деле, и другими  лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

     В соответствии со ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции  в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, чьи  права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны  иные установленные ГПК РФ способы  обжалования судебного постановления  до дня его вступления в законную силу.

     Следует отметить, что ГПК РФ не предусмотрена  возможность апелляционного или  кассационного обжалования судебного  приказа, поэтому он может быть обжалован  должником в суд надзорной  инстанции в пределах срока, указанного в ч. 2 ст. 376 ГПК РФ.

     Исходя  из названной нормы, а также ст. 379.1, 382 и п. 6 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ этот срок установлен для обжалования судебных постановлений во всех судах надзорной инстанции и подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.

     Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться  на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее  число последнего месяца данного  срока. При этом если последний месяц  срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого  месяца. В том случае, если последний  день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания  срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается  пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора  были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов  последнего дня срока (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

     Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без  рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (п. 3 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ).

     Время рассмотрения надзорной жалобы или  представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении названного срока не учитывается, так  как оно не зависит от лица, подавшего  надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.

     Право на обращение в суд надзорной  инстанции с представлением о  пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов  прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК  РФ. В частности, с представлениями  о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов  в Российской Федерации вправе обращаться:

     1) Генеральный прокурор РФ и  его заместители – в любой  суд надзорной инстанции;

     2) прокурор республики, края, области,  города федерального значения, автономной  области, автономного округа, военного  округа (флота) – соответственно  в президиум верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда  автономного округа, окружного (флотского)  военного суда.

     Надзорная жалоба или представление прокурора  подается непосредственно в суд  надзорной инстанции. Законом установлен круг судов и органов в них, осуществляющих полномочия по судебному  надзору.

     Согласно  ч. 2 ст. 377 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

     1) на кассационные определения  верховных судов республик, краевых,  областных судов, судов городов  федерального значения, суда автономной  области, судов автономных округов;  на апелляционные решения и  определения районных судов; на  вступившие в законную силу  судебные приказы, решения и  определения районных судов и  мировых судей – соответственно  в президиум верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда  автономного округа;

     2) на кассационные определения  окружных (флотских) военных судов;  на вступившие в законную силу  решения и определения гарнизонных  военных судов – в президиум  окружного (флотского) военного  суда;

     3) на постановления президиумов  верховных судов республик, краевых,  областных судов, судов городов  федерального значения, суда автономной  области, судов автономных округов;  на кассационные определения  верховных судов республик, краевых,  областных судов, судов городов  федерального значения, суда автономной  области, судов автономных округов,  а также на вступившие в  законную силу решения и определения  районных судов, принятые ими  по первой инстанции, если указанные  решения и определения были  обжалованы в президиум соответственно  верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города  федерального значения, суда автономной  области, суда автономного округа, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

     4) на постановления президиумов  окружных (флотских) военных судов;  на кассационные определения  окружных (флотских) военных судов,  а также на вступившие в  законную силу решения и определения  гарнизонных военных судов, если  указанные судебные постановления  были обжалованы в президиум  окружного (флотского) военного  суда, – в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

Информация о работе Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений