Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Содержание

Введение
3
Производство в надзорной инстанции
5
Понятие и задачи производства в надзорной инстанции
5
Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции
6
Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
15
Полномочия суда надзорной инстанции
19
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу
21
Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу
21
Процессуальный порядок пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
23
Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 40.18 Кб (Скачать)
y">     5) на вступившие в законную силу  решения и определения верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального  значения, суда автономной области,  судов автономных округов, принятые  ими по первой инстанции, если  указанные решения и определения  были предметом кассационного  рассмотрения в Верховном Суде  Российской Федерации; на вступившие  в законную силу решения и  определения окружных (флотских) военных  судов, если указанные решения  и определения были предметом  кассационного рассмотрения в  Верховном Суде Российской Федерации;  на вступившие в законную силу  решения и определения Верховного  Суда Российской Федерации, принятые  им по первой инстанции; на  определения Кассационной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации;  на определения Судебной коллегии  по гражданским делам Верховного  Суда Российской Федерации, вынесенные  ею в кассационном порядке;  на определения Военной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации,  вынесенные ею в кассационном  порядке, – в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

     Жалобы, представления прокурора на определения  Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации  и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими  в надзорном порядке, подаются в  Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие  определения нарушают единство судебной практики.

     Согласно  ст. 378 ГПК РФ надзорная жалоба или  представление прокурора должны содержать:

     1) наименование суда, в который  они адресуются;

     2) наименование лица, подающего жалобу  или представление, его место  жительства или место нахождения  и процессуальное положение в  деле;

     3) наименования других лиц, участвующих  в деле, их место жительства  или место нахождения;

     4) указание на суды, рассматривавшие  дело по первой, апелляционной,  кассационной или надзорной инстанции,  и содержание принятых ими  решений;

     5) указание на решение, определение  суда и постановление президиума  суда надзорной инстанции, которые  обжалуются;

     6) указание на то, в чем заключается  допущенное судами существенное  нарушение закона;

     7) просьбу лица, подающего жалобу  или представление.

     В надзорной жалобе или представлении  прокурора на вынесенное в надзорном  порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть указано, в  чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены  соответствующие обоснования этого  нарушения.

     В надзорной жалобе обязательно указывается, в чем состоит существенность нарушений норм материального или  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Эти  существенные нарушения являются основаниями  для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.

     В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в  законную силу судебным постановлением.

     В случае, если надзорная жалоба или  представление прокурора ранее  подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

     Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора  должно быть подписано соответствующим  прокурором.

     К надзорной жалобе или представлению  прокурора должны быть приложены  заверенные соответствующим судом  копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба или представление  прокурора подается с копиями, число  которых соответствует числу  лиц, участвующих в деле.

     Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 376-378 ГПК РФ, изучаются:

     1) в президиуме верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда  автономного округа, окружного (флотского)  военного суда – председателем  или заместителем председателя  соответствующего суда либо по  их поручению судьей данного  суда;

     2) в Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда Российской  Федерации, Военной коллегии Верховного  Суда Российской Федерации, Президиуме  Верховного Суда Российской Федерации  – судьей Верховного Суда Российской  Федерации.

     Надзорная жалоба или представление прокурора  возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:

     1) надзорная жалоба или представление  прокурора не отвечает требованиям,  предусмотренным п. 1-5 и 7 ч. 1, ч. 4-7 ст. 378 ГПК РФ;

     2) надзорная жалоба или представление  прокурора поданы лицом, не  имеющим права на обращение  в суд надзорной инстанции;

     3) пропущен срок обжалования судебного  постановления в порядке надзора  и к надзорной жалобе не  приложено вступившее в законную  силу определение суда о восстановлении  этого срока;

     4) поступила просьба о возвращении  или об отзыве надзорной жалобы  или представления прокурора;

     5) надзорная жалоба или представление  прокурора поданы с нарушением  правил подсудности, установленных  ст. 377 ГПК РФ.

     Надзорная жалоба или представление прокурора  должны быть возвращены в течение  десяти дней со дня их поступления  в суд надзорной инстанции.

     Судьи, указанные в ст. 380.1 ГПК РФ, изучают  надзорную жалобу или представление  прокурора по материалам, приложенным  к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья  вправе вынести определение о  приостановлении исполнения решения  суда до окончания производства в  суде надзорной инстанции при  наличии просьбы об этом в надзорной  жалобе, представлении прокурора  или ином ходатайстве.

     По  результатам изучения надзорной  жалобы или представления прокурора  судья выносит определение:

     1) об отказе в передаче надзорной  жалобы или представления прокурора  для рассмотрения в судебном  заседании суда надзорной инстанции,  если отсутствуют основания для  пересмотра судебных постановлений  в порядке надзора. При этом  надзорная жалоба или представление  прокурора, а также копии обжалуемых  судебных постановлений остаются  в суде надзорной инстанции;

     2) о передаче надзорной жалобы  или представления прокурора  с делом для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции.

     Председатель  Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться  с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорной жалобы или  представления прокурора для  рассмотрения в судебном заседании  суда надзорной инстанции и вынести  определение о его отмене и  передаче надзорной жалобы или представления  прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной  инстанции.

     Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в Судебную коллегию по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации  или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные постановления, указанные в п. 3 и 4 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ, с делом в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 382 ГПК РФ в суде надзорной инстанции, за исключением  Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление  прокурора рассматривается не более  чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело было истребовано, не считая периода  времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд  надзорной инстанции.

     В Верховном Суде Российской Федерации  надзорная жалоба или представление  прокурора рассматривается не более  чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три  месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня  истребования дела до дня его поступления  в Верховный Суд Российской Федерации.

     Председатель  Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут  продлить срок рассмотрения надзорной  жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.

     Закон (ст. 383 ГПК РФ) устанавливает требования к определению судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или  представления прокурора для  рассмотрения в судебном заседании  суда надзорной инстанции. Оно должно содержать:

     • дату и место вынесения определения;

     • фамилию и инициалы судьи, вынесшего  определение;

     • наименование лица, подавшего надзорную  жалобу или представление прокурора;

     • указание на судебные постановления, которые  обжалуются;

     • мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы или представления  прокурора для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции.

     Также законом устанавливаются требования к определению о передаче надзорной  жалобы или представления прокурора  с делом для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции (ст. 384 ГПК РФ). Оно должно содержать:

     1) дату и место вынесения определения;

     2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего  определение;

     3) наименование суда надзорной  инстанции, в который передается  дело для рассмотрения по существу;

     4) наименование лица, подавшего надзорную  жалобу или представление прокурора;

     5) указание на судебные постановления,  которые обжалуются;

     6) изложение содержания дела, по  которому приняты судебные постановления;

     7) мотивированное изложение оснований  для передачи надзорной жалобы  или представления прокурора  с делом для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции;

     8) предложения судьи, вынесшего  определение.

     Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную  жалобу или представление прокурора  в суд надзорной инстанции.

     Статья 385 ГПК РФ обязывает суд надзорной  инстанции направлять лицам, участвующим  в деле, копии определения о  передаче надзорной жалобы или представления  прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной  инстанции и копии надзорной  жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора  в судебном заседании суда надзорной  инстанции суд назначает с  учетом того, чтобы лица, участвующие  в деле, имели возможность явиться  в суд на заседание.

Информация о работе Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений