Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа
В этой работе будут рассматриваться два важнейших института исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности. Это институт авторского права и смежных прав и институт патентного права.
Введение
Глава I Авторское право
1. Задачи и принципы авторского права. Объекты и субъекты авторского права
2. Авторские договоры
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного права. Объекты и субъекты патентного права.
2. Оформление патентных прав.
3. Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в России и за рубежом.
Заключение
________________________________________
Соавторство всегда является результатом соглашения о совместной работе. По крайней мере, между соавторами должно быть хотя бы устное или подразумеваемое соглашение о создании коллективного произведения.
Недействительным является соавторство, навязанное автору лицам, от которого так или иначе зависит использование произведения.
Оказание автору технической помощи соавтора не порождает. При соавторстве должно быть творческое участие лиц в создании произведения.
В юридической литературе выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное.
Нераздельное соавторство
возникает в отношении
Раздельное соавторство
возникает на одно произведение, каждая
часть которого выполнена самостоятельным
автором, и долю каждого из них
можно легко установить (соавторство
композитора и либреттиста, соавторство
на учебник группы авторов и т.д.).
В этом случае наряду с совместным
и неделимым правом всех соавторов
на произведение в целом каждый из
авторов сохраняет свое право
на созданную им часть произведения,
имеющую самостоятельное
Отношения между соавторами могут быть определены их соглашением. При отсутствии такого соглашения авторское право на коллективное произведение осуществляется всеми соавторами совместно. Споры между соавторами разрешаются судом.
Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.
Прежде всего по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.
Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.
В отличие от прав на произведения
самих авторов, которые носят
пожизненный характер, авторские
права наследников ограничены установленным
законом сроком. Авторские права
наследников действуют в
Из этого общего правила есть ряд исключений: а) если произведение создано в соавторстве, то 50-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов; б) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после выпуска его в свет; в) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 50 лет после реабилитации; г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.
Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследнику в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора – по решению суда.
Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.
Становясь обладателями авторских
прав, эти организации используют
произведения и распоряжаются ими
такими способами, которые предусмотрены
конкретными авторскими договорами,
и в установленных ими
2. Авторские договоры
Использование произведения
автора другими лицами (пользователями)
осуществляется на основании авторского
договора, кроме случаев, специально
указанных Законом. Договорная форма
использования произведений в большей
степени, чем какая-либо другая, обеспечивает
реализацию и охрану как личных,
так и имущественных прав автора.
Отвечает она и интересам пользователей,
поскольку они приобретают
Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.
Авторские договоры – двусторонние, консенсуальные, возмездные (за исключением случаев, когда авторское вознаграждение не подлежит выплате).
Сторонами по договору являются: с одной стороны – автор, а в отношении готового произведения также его правопреемники, с другой стороны – пользователь: организация (издательство, театр, киностудия и т.д.), которая имеет право заключать авторские договоры об использовании произведений, или гражданин-предприниматель, имеющий лицензию.
Форма договора, как правило, письменная. Однако несоблюдение письменной формы договора не влечет его недействительности. В случае использования произведения без заключения письменного договора автор или его правопреемник вправе требовать вознаграждения, как и в случае заключения письменного договора. Письменная форма договора обычно не применяется для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях.
Современное российское авторское
право исходит из принципа свободы
авторского договора, в соответствии
с которым стороны сами определяют
свои взаимные права и обязанности
и оговаривают иные условия договора.
Вместе с тем Закон предъявляет
к авторским договорам
В соответствии с договором автор обязан:
- передать или создать и в установленный срок произведения для использования обусловленным по договору способом. Готовое произведение обычно передается еще до заключения договора. По авторскому договору заказа автор обязан создать произведение лично. Привлечение к работе над произведением других лиц возможно только с согласия другой стороны;
- по требованию другой стороны внести в произведения необходимые изменения;
- воздерживаться от передачи произведения или его части третьим лицам для использования указанным в договоре способом. Передать произведение или его часть третьим лицам автор может лишь с письменного согласия другой стороны, а также в случаях, прямо предусмотренных договором.
Отдельные договоры могут возлагать на автора дополнительные обязанности (например, читать один раз корректуру своего произведения).
К обязанностям пользователя относятся:
- осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом в установленный тем же договором срок. Такой обязанности нет у стороны, заключившей сценарный договор или договор художественного заказа. По этим договорам обязанности стороны исчерпываются принятием произведения и выплатой автору вознаграждения;
- выплатить автору вознаграждение в размере, установленном согласием сторон.
Виды авторских договоров.
Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.
Наиболее распространенным
видом авторского договора является
издательский договор. В рамках данного
договора осуществляется издание и
переиздание любых
Постановочный договор заключается
тогда, когда основным способом использования
произведения является его публичное
исполнение. Его предметом могут
быть драматические произведения, музыка
или либретто оперы, балета, оперетты,
музыка к драматическому спектаклю
и т.п., которые используются театрально-зрелищными
организациями (театрами, филармониями,
цирками, концертными организациями
и т.д.) путем постановки на сцене.
В настоящее время
Сценарный договор – это
договор, который регламентирует отношения,
связанные с использованием текста,
по которому снимается кинофильм, телефильм,
делается радио- или телепередача, проводится
массово-зрелищное мероприятие
Договор о депонировании
рукописи регулирует условия и порядок
обнародования и последующего использования
произведения, которое помещается на
хранение в специальный информационный
орган. Обычно путем депонирования
используются научные произведения,
представляющие интерес лишь для
ограниченного круга
Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.
Договор об использовании
в промышленности произведений декоративно-прикладного
искусства имеет своей задачей
урегулирование вопросов, возникающих
в связи с тиражированием в
промышленности оригинальных произведений
декоративно-прикладного
Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщений для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Названными видами авторских
договоров не исчерпывается все
их многообразие, которое определяется
способами использования
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом.
Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских прав.
Защита авторских прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.
Наиболее опасные
1. незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб;
2. те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.