Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа
В этой работе будут рассматриваться два важнейших института исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности. Это институт авторского права и смежных прав и институт патентного права.
Введение
Глава I Авторское право
1. Задачи и принципы авторского права. Объекты и субъекты авторского права
2. Авторские договоры
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного права. Объекты и субъекты патентного права.
2. Оформление патентных прав.
3. Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в России и за рубежом.
Заключение
________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Глава I Авторское право
1. Задачи и принципы авторского права. Объекты и субъекты авторского права
2. Авторские договоры
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного
права. Объекты и субъекты
2. Оформление патентных прав.
3. Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в России и за рубежом.
Заключение
Введение
Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства – обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений.
Надпись на куполе здания штаб-квартиры ВОИС в Женеве.
Термин «интеллектуальная
собственность» вошел в научный
оборот и в законодательство РФ в
начале 90-х годов. Окончательно он узаконен
Конституцией РФ 1993г. Хотя ст. 44 Конституции
РФ посвящена свободе
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и юридической литературе понятиям, как «литературная и художественная собственность» и «промышленная собственность». Последние обозначают соответственно авторское право, действие которого распространяется также на результаты научного творчества (научная собственность), и патентное право вместе с примыкающим к нему законодательством об охране средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).
Отношения, связанные с
охраной и использованием объектов
интеллектуальной собственности, входят
в предмет регулирования
В этой работе будут рассматриваться
два важнейших института
Глава I Авторское право
1. Задачи и принципы авторского права. Объекты и субъекты авторского права.
Теоретические предпосылки авторского права базируются на необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязанности вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., авторские права были отнесены к основным правам человека. В ст.27 Декларации говорится:
«1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет
право на защиту его моральных
и материальных интересов,
Интеллектуальная
Авторское право в объективном
смысле - это совокупность норм гражданского
права, регулирующих отношения, возникающие
в связи с созданием и
В субъективном смысле авторское право – это совокупность личных неимущественных (моральных) и имущественных прав, принадлежащих лицам, создающим произведения науки, литературы и искусства (авторам) в отношении созданных ими произведений.
Формирование авторского законодательства осуществляется на основе принципов гражданского права вообще и специфических принципов, присущих данному институту. В юридической литературе, особенно учебной, к таким принципам обычно относят: свободу творчества, сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, моральную и материальную заинтересованность автора в создании и использовании произведений, всемерную охрану прав и законных интересов авторов.
До принятия 9 июля 1993 г. в Российской Федерации закона «Об авторском праве и смежных правах» (Российская газета, 3 августа 1993 г.) основным источником авторского права был Гражданский кодекс РФ, который регулировал отношения, связанные с использованием результатов творческой деятельности авторов произведений науки, литературы и искусства и охраной авторских прав.
Закон РФ значительно расширил перечень объектов авторского права, устранил зависимость оплаты труда авторов произведений от утверждаемых Правительством твердых ставок авторского вознаграждения. При этом для обеспечения социальной защиты авторов, не ограничивая стороны в установлении максимальных ставок авторского вознаграждения, этот Закон предусматривает установление Правительством минимальных ставок авторского вознаграждения.
Впервые в законодательство России включены нормы, предусматривающие охрану прав артистов-исполнителей и производителей фонограмм, более четко определены права и обязанности организаций вещания.
Законом РФ об авторском
праве восприняты положения Бернской
конвенции и новеллы Тетового
закона Всемирной организации
Основными источниками авторского права Российской Федерации являются:
· Конституция Российской Федерации, ст.44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (Российская газета. 1993 г. 25 октября);
· Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (Российская газета. 1994г. 8 декабря);
· Закон Российской Федерации от 9 июля 1993г. «Об авторском праве и смежных правах» (Российская газета. 1993г. 3 августа);
· Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин м баз данных» (Российская газета. 1992г. 20 октября);
· Нормативные акты исполнительной власти, из которых важно назвать постановление правительства Российской Федерации от 21 марта 1994г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994г. №3).
Основные задачи и принципы авторского права
В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической литературе называются две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование создание ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
Указанные задачи авторского
права тесным образом связаны
с его принципами. Принципы авторского
права – это его основные начала,
отправные идеи, которые обладают
универсальностью, высшей императивностью
и общезначимостью. Они пронизывают
содержание всей системы авторского
права, предопределяют всю юрисдикционную
деятельность и воплощаются в
субъективных правах и обязанностях
участников авторских правоотношений.
Не будучи закрепленными в конкретных
статьях закона, принципы авторского
права выводятся из анализа всей
совокупности авторско-правовых норм.
Знание принципов позволяет
К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.
Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм.
Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной формы и т.п.
Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).
В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).