Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве

Автор: n*******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:38, магистерская работа

Описание работы

Целью квалификационной работы является исследование правовой проблемы регулирования рыболовства.
Объектом исследования является рыболовство. Предметом исследования – комплекс правовых мероприятий регулирования рыболовства.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
показать правовой режим использования и охраны водных биологических ресурсов;
раскрыть понятие водных биологических ресурсов и охрану среды обитания водных биологических ресурсов;
рассмотреть правовой режим рыболовства;
раскрыть существующие виды рыболовства;
рассмотреть формы ответственности за нарушение законодательства о рыболовстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Правовой режим использования и охраны водных биологических ресурсов
1.1. Понятие водных биологических ресурсов 7
1.2. Охрана среды обитания водных биологических ресурсов 8
Глава 2. Понятие и сущность рыболовства
2.1 Правовой режим рыболовства 12
2.2. Виды рыболовства 14
Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве
3.1. Гражданско-правовая ответственность 21
3.2. Административная и уголовная ответственность 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

КВАЛИФ РАБ Правовое регул рыболовства.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Законодательство  не содержит характеристики вреда, причинение которого водных биоресурсов дает право на получение компенсации в установленном порядке. Следовательно, противоправным может быть признано любое воздействие на водные биоресурсы, совершенное с нарушением установленного порядка пользования водными биоресурсами, и повлекшее качественное изменение его состояния. В частности, такой вред может выражаться в гибели отдельных водных биоресурсов, а также их заболевании.

      Нарушение среды обитания водных биоресурсов может выражаться в уничтожении кормовых баз, загрязнении водных объектов и ином ухудшении среды обитания, которое может повлечь причинение вреда водным биоресурсам.

      В соответствии со ст. 56 Закона «О животном мире» «обязательным условием гражданско-правовой ответственности пользователей животным миром за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания, является вина причинителя вреда»24. Ущерб подлежит взысканию с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. 

      3.2. Административная и уголовная ответственность

      Административно-правовыми  средствами обеспечивается охрана двух основных объектов:

  • отношений в области охраны среды обитания животных;
  • отношений в целях рыболовства,
  • отношений по поводу использования и охраны объектов животного мира, подлежащих особой охране, а именно находящиеся на территории заповедников, заказников либо занесенные в Красную книгу.

      Охрана  среды обитания водных биоресурсов в соответствии со ст. 8.33 КОАП РСФСР обеспечивается опосредованно, «на основе регулирования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на среду обитания животных»25.

      Сфера административно-правовой ответственности  за нарушение среды обитания водных биоресурсов охватывает различные виды человеческой деятельности, которые в диспозиции названной нормы подразделяются на два вида:

  • промышленное, сельскохозяйственное производство, эксплуатация транспорта и другие виды деятельности, в ходе которых возможно нарушение правил охраны среды обитания водных биоресурсов;
  • специальная деятельность научного, образовательного и иного характера, связанная с созданием и использованием объектов водных биоресурсов, в частности, в целях создания зоологических коллекций, вывоза объектов за границу, акклиматизации и скрещивания водных биоресурсов.

      Объективная сторона данного состава правонарушений состоит в совершении действий (бездействий), выражающихся в негативном изменении среды обитания и путей миграции водных биоресурсов, например, возведении сооружений на путях миграции, непринятии мер по предотвращению попадания агрохимикатов в среду обитания, ином воздействии на среду обитания при условии, что данные требования или запреты установлены законодательством.

      Уголовное законодательство устанавливает ответственность в тех случаях, когда способы воздействия на животный мир:

  • являются незаконными;
  • как правило, влекут тяжкие последствия либо совершаются опасными способами;
  • совершаются умышленно.

      В ст. 256 УК РФ предусмотрена «уголовная ответственность за незаконную добычу водных животных и растений»26. Признаки незаконной добычи водных животных являются общими для данного состава преступления и состава административного проступка, предусмотренного статьями КоАП РФ.

      Незаконная  добыча водных биоресурсов признается экологическим преступлением в случае, если данное деяние совершено:

  • с причинением крупного ущерба;
  • с применением средств массового истребления;
  • в местах нереста или на миграционных путях к ним;
  • на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

      Предметом данного преступления являются водные биологические ресурсы, имеющие  и не имеющие промысловое значение. К ним, в частности, относятся: запасы рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие и другие виды водных животных, которые находятся во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, в открытом море иностранных государств и прилегающих к нему морских районах.

      Крупный ущерб устанавливается при наличии таких признаков, как:

  • добыча ценных видов рыб (редких и исчезающих, ценных в хозяйственном отношении);
  • значительный объем добытого;
  • уничтожение мест нереста, зимовальных ям и других мест постоянной концентрации водных биоресурсов.

      В ст. 257 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность «за нарушение правил охраны рыбных запасов при производстве технологических процессов, в частности, при осуществлении лесосплава, строительстве мостов, дамб, проведении взрывных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и осуществлении иных работ»27.

      Перечень  видов работ, указанных в данной статье, является открытым. Поэтому  объективную сторону деяния может составлять любая деятельность, связанная с эксплуатацией сооружений на водных объектах, причиняющая вред или создающая опасность причинения вреда рыбным запасам.

      Объективная сторона деяния включает в себя также  характеристику общественно опасных  последствий. Нарушение правил охраны рыбных запасов образует состав экологического преступления только в том случае, если такое деяние повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями принято понимать ухудшение условий обитания рыб и других водных биоресурсов.

      Новым составом преступления, предусмотренным в УК РФ, является «уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ»28 (ст. 259 УК РФ). Разграничение данного преступления с составом административного проступка, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, проводится по предмету и последствиям посягательства.

      Предметом административного проступка является среда обитания данной группы объектов водных биоресурсов. Административная ответственность наступает «в случае совершения действий, которые могут привести к нарушению среды обитания данных животных»29. Данный состав правонарушений является формальным и наступает по факту нарушения правовой нормы.

      Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 259 УК РФ, состоит в активных действиях, выразившихся в уничтожении критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, последствиях — гибели популяций этих организмов и причинной связи между действиями и последствиями.

      Предметом данного преступления являются критические местообитания данных биоресурсов, под которыми понимают места постоянной концентрации этих водных биоресурсов, в том числе защитные участки территории, необходимой для осуществления жизненных циклов редких и исчезающих видов водных биоресурсов. 
 
 
 
 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Рыболовство, или добыча водных ресурсов, — это «процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром»30.

      Различают рыболовство, спортивный и любительский лов рыбы, осуществляемые соответственно с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, удочек всех видов, спиннингов и т.п.

      Вопросы сроков, выделения водоемов для спортивного  и любительского рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за осуществлением рыболовства решаются в нормативно-правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.

      Промышленное  рыболовство в Российской Федерации  осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии — специального разрешения, выдаваемого федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства либо органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет.

      Законодательством определены порядок, сроки и условия  регистрации лицензий и др. Наличие  лицензии на промышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов.

      Все граждане РФ имеют право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов  для личного потребления бесплатно  в водоемах общего пользования, т.е. на входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и др., для которых установлен специальный режим водопользования (право публичного сервитута).

      Лицензионный  лов рыбы разрешается всем гражданам  РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяются количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки лова (сутки, месяц, сезон) и иные условия.

      Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

      За  нарушение правил рыболовства «предусмотрена административная и уголовная ответственность (ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, ст. 256 УК РФ)»31. Применение административных или уголовных санкций не освобождает от обязанности возместить ущерб и сопровождается, как правило, конфискацией незаконно добытого, изъятием орудий и средств лова.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005. – 374с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11 1994 г. №51-ФЗ с изм. 6 декабря 2007 г.//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Посл. обновление 6.12.2007.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. 6 декабря 2007 г. //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Посл. обновление 6.12.2007.
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 19.06.2007)// СЗ РФ. – 2006. - № 23. - Ст. 2381
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изм. ред. от 14 февраля 2008г.//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/Компания Консультант Плюс. – Посл. обновление от 14 февраля 2008г.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 01.12. 2007 г. №304-ФЗ)//СЗ РФ.- 2002.- №1 (Ч.1).- Ст. 1.
  7. Федеральный закон от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ред. от 06.12.2007)//СЗ РФ. -  2004. - № 52 (часть 1). - Ст. 5270.
  8. Федеральный закон от 06.12 2007 г. №333-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008.- № 5
  9. Федеральный закон от 24.04. 1995 г. «О животном мире» (ред. от 20.04.2007)//СЗ РФ.- 1995.- №17.- Ст. 1462
  10. Федеральный закон от 30.11.1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»//СЗ РФ.- 1995.- №49.- Ст. 4694
  11. Федеральный закон от 10.01. 2002 г. «Об охране окружающей среды» ред. от 26.06.2007г. //СЗ РФ.- 2002.- №2.- Ст. 133
  12. Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»//СЗ РФ. - 1998г. - № 51. - Ст.6273.
  13. Федеральный закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»//СЗ РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3833.
  14. Постановление Правительства РФ от 22.09.2005 № 580 «О порядке согласования перечня видов водных биологических ресурсов, которые являются объектами рыболовства»//СЗ РФ.- 2005.- №39.- С.3959
  15. Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»//СЗ РФ.-  2007. - № 16. - Ст. 1921
  16. Постановление Правительства РФ от 25.10.2005 № 640 «О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации между прибрежными субъектами Российской Федерации» (ред. от 14.04.2007)//СЗ РФ. – 2005. -№ 44. - Ст. 4564
  17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» // СЗ РФ.- 1996.- № 37.- Ст.4290
  18. Постановление Правительства РФ «О красной книге Российской Федерации»//СЗ РФ. – 1996. - № 9. - Ст.808.
  19. Постановление Правительства РФ «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами»//СЗ РФ. – 1998. - № 51. - Ст.6306.
  20. Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» // СЗ РФ. – 1996. - № 16. - Ст.1907
  21. Приказ Минсельхоза РФ от 22.02.2007 № 128 «Об определении типов рыбопромысловых судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства по районам промысла» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2007 № 9246)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. - № 18
  22. Приказ Минсельхоза РФ от 25.04.2006 № 125 «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.07.2006 № 8067)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. - № 30
  23. Приказ Минсельхоза РФ от 07.03.2006 № 69 «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2006 № 7857)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. - № 22
  24. Приказ Минсельхоза РФ от 22.02.2006 № 56 «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.04.2006 № 7695)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -  2006. - № 16
  25. Приказ Минсельхоза РФ от 28.07.2005 № 133 «Об утверждении типовых правил рыболовства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2005 № 7002)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. -№ 38
  26. Приказ Госкомрыболовства РФ от 31.01.2008 № 47 «Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.02.2008 № 11255)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  27. Белых Л.А. Правовые вопросы охраны животного мира/Правовые проблемы охраны окружающей среды, аграрного и земельного права. – Екатеринбург, 2007. – 274с.
  28. Боголюбов С. А. Требования к использованию природных ресурсов прибрежных морей//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Первый выпуск. - 2007. - № 8. - С. 3—7
  29. Боголюбов С. А., Панкратов И. Ф. Концепция развития экологического законодательства//Концепции развития российского законодательства./Под ред. Л. А. Окунькова, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. – М: Право, 2007. – 311с.
  30. Борисов А. Н. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к главе 25.1 части второй Налогового кодекса РФ. - М.: Налог, 2005. – 285с.
  31. Власов Н.И. Регулирование правоотношений в отрасли//Рыбное хозяйство. - 2001. - № 5. - С. 19-28
  32. Гизатуллин Р.Х. Развитие законодательства о животном мире в Российской Федерации /Правовые проблемы охраны окружающей среды, аграрного и земельного права. – Екатеринбург, 2007. – 274с.
  33. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс.- М.: Юристъ, 2002.- 304 с.
  34. Ерофеев Б.В. Экологическое право.- М.: Форум, 2003.- 320с.
  35. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный)/Под ред. М.В. Пономарева. - М.: Юстицинформ, 2005. – 285с.
  36. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: Дело, 2001.- 768с.
  37. Малая Т.Н. Понятие, признаки и состав фаунистического фонда//Правоведение. - 2006, - № 3. -С.58-66
  38. Мисник Г.А. Экологическое право.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 576с.
  39. Никоноров И. В. Экология и рыбное хозяйство. - М.:АСТ, 2005. – 393с.
  40. Сиваков Д. О. Водный кодекс 2006 г.: новеллы и задачи применения//Журнал российского права.- 2007. - №1. – С.95-102
  41. Сиваков Д. О. Вопросы правового регулирования рыбохозяйственной деятельности на внутренних водных объектах//Право и экономика. - 2004. - № 6. - С. 65—70
  42. Сиваков Д.О. Закон о водных биоресурсах: предыстория, содержание, перспективы //Право и экономика. - 2005. - № 3. - С. 47 - 53.
  43. Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыбоводства. //Законодательство и экономика. -  2006. - № 4. – С.47-56
  44. Сиваков Д. О. Проблемы правового регулирования рыбного хозяйства в России //Журнал российского права.-  2008. - №2. – С.58-66
  45. Экология. Юридический энциклопедический словарь/Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Норма, 2005.- 495с.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве