Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве

Автор: n*******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:38, магистерская работа

Описание работы

Целью квалификационной работы является исследование правовой проблемы регулирования рыболовства.
Объектом исследования является рыболовство. Предметом исследования – комплекс правовых мероприятий регулирования рыболовства.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
показать правовой режим использования и охраны водных биологических ресурсов;
раскрыть понятие водных биологических ресурсов и охрану среды обитания водных биологических ресурсов;
рассмотреть правовой режим рыболовства;
раскрыть существующие виды рыболовства;
рассмотреть формы ответственности за нарушение законодательства о рыболовстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Правовой режим использования и охраны водных биологических ресурсов
1.1. Понятие водных биологических ресурсов 7
1.2. Охрана среды обитания водных биологических ресурсов 8
Глава 2. Понятие и сущность рыболовства
2.1 Правовой режим рыболовства 12
2.2. Виды рыболовства 14
Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве
3.1. Гражданско-правовая ответственность 21
3.2. Административная и уголовная ответственность 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

КВАЛИФ РАБ Правовое регул рыболовства.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение          3 

      Глава 1.Правовой режим использования и  охраны водных биологических ресурсов

      1.1. Понятие водных биологических ресурсов    7

      1.2. Охрана среды обитания водных биологических ресурсов 8

      Глава 2. Понятие и сущность рыболовства

      2.1 Правовой режим рыболовства      12

      2.2. Виды рыболовства        14

      Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве

      3.1. Гражданско-правовая ответственность     21

      3.2. Административная и уголовная ответственность   23 

      Заключение         27 

      Список  литературы        29

 

       ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Актуальность исследования связана с большим народнохозяйственным значением правового регулирования  рыболовства, наличием экономических  и организационных проблем, сдерживающих его эффективное функционирование и развитие.

    Рыболовство является «важнейшим фактором продовольственной безопасности нашей страны, богатой рыбными и другими водными биологическими ресурсами»1. В силу своей природы рыбное хозяйство не может существовать и развиваться без соблюдения правового регулирования рыболовства.

     Важной  задачей Российского законодательства является правовое регулирование условий рыболовства. Деятельность в области рыбного хозяйства отчасти регулируется водным законодательством. Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ рыболовство не требует заключения договора водопользования или выдачи решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако нормы, содержащиеся в водном законодательстве, в целом не акцентированы и не могут быть акцентированы на охране водных организмов.

     В свою очередь, Федеральный закон  «О животном мире» содержит в себе лишь одну ст. 42 «Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов». В  соответствии с ней «рыболовство подпадает под действие как федерального, так и регионального законодательства»2.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами  находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Согласно  Федеральному закону «О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов» «регулирование использования биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ является компетенцией органов государственной власти, а также регламентирует использование, охрану, воспроизводство, как водных животных (рыб, морских млекопитающих), так и водных растений (водоросли)»3. В этих целях применяются: квотирование биоресурсов, соответствующая налоговая политика, биологические и технические меры.

    За  реализацию законодательства о водных биоресурсах в числе других органов  государственной власти отвечает Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство), подчиняется напрямую Правительству РФ, но взаимодействует с Министерством сельского хозяйства РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. № 733 «О Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству» новое ведомство должно совмещать нормативно-правовое регулирование, оказание государственных услуг, а также контроль и надзор в области использования и охраны водных биологических ресурсов.

     Современная концепция устойчивости рыболовства  включает в себя «экологическую и социально-экономическую устойчивость, устойчивость рыбацких сообществ и институциональную устойчивость и предполагает применение преосторожного и экосистемного подходов»4. Цели устойчивого развития рыболовства включают три основных категории:

  • биологическая: сохранение запасов биоресурсов и морских экосистем;
  • социальная: обеспечение справедливости при распределении биоресурсов и занятости в рыбном хозяйстве;
  • экономическая: рост доходов и производительности труда.

     Разработка проблемы. Вопросам правового регулирования рыболовства посвящено значительное количество работ отечественных исследователей: С. А. Боголюбова, А. Н. Борисова, М. В. Пономарева, И. Ф. Панкратова, О.Л. Дубовик, Б.В. Ерофеева, Г.А. Мисник, Н.И. Власова,  Д.О.Сивакова и многих др.

     Несмотря  на достаточную изученность и  внимание к проблематике государственного управления и правового регулирования рыболовства, ряд организационно-экономических проблем отрасли недостаточно исследован. Это обосновало выбор темы квалификационного исследования.

     Целью квалификационной работы является исследование правовой проблемы регулирования рыболовства.

     Объектом исследования является рыболовство. Предметом исследования – комплекс правовых мероприятий регулирования рыболовства.

     Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

  • показать правовой режим использования и охраны водных биологических ресурсов;
  • раскрыть понятие водных биологических ресурсов и охрану среды обитания водных биологических ресурсов;
  • рассмотреть правовой режим рыболовства;
  • раскрыть существующие виды рыболовства;
  • рассмотреть формы ответственности за нарушение законодательства о рыболовстве.

     Методологической  основой исследования являются достижения отечественных и зарубежных ученых, теоретические и прикладные работы о состоянии и перспективах развития рыболовства, экономике природных ресурсов, по созданию устойчивого рыболовства и использованию морских биологических ресурсов, федеральные и региональные законы, программы, концепции и другие информационно-аналитические и статистические материалы по рыбной отрасли.

      Структура квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 45 наименований. 
 
 
 
 

 

Глава 1.ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 

      1.1. Понятие водных биологических ресурсов

      Животный  мир — «неотъемлемый элемент природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ»5.

      В соответствии с главой 3 Закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» «объектами рыболовства являются:

  • водные биологические ресурсы – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;
  • анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;
  • катадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
  • трансграничные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;
  • трансзональные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;
  • далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации»6.
 

      1.2. Охрана среды обитания водных биологических ресурсов

      Охрана  среды обитания животных обеспечивается комплексом правовых норм, включающих нормы земельного, водного, лесного  законодательства, законодательства «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об охране окружающей среды» и собственно законодательством о животном мире.

      Законодательством устанавливается «общеправовой экологический приоритет охраны среды обитания водных биологических ресурсов»7. В соответствии с данной нормой любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану водных биологических ресурсов.

      Это общее правило конкретизируется в законодательстве применительно к отдельным видам и стадиям хозяйственной деятельности.

      Во-первых, данный приоритет предполагает установление специальных требований, предъявляемых к проектированию, размещению, строительству населенных пунктов, хозяйственных объектов, внедрению технологических процессов, оказывающих воздействие на среду обитания водных биологических ресурсов.

      При размещении, проектировании и строительстве  населенных пунктов и хозяйственных объектов, а также при осуществлении любых видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов водных биологических ресурсов. Перечень данных мероприятий утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ.

      Во-вторых, требования по охране среды обитания водных биологических ресурсов предъявляются и к осуществлению хозяйственной деятельности. В соответствии со статьями Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» юридические лица и граждане «обязаны принимать меры по предотвращению гибели объектов водных биологических ресурсов при осуществлении производственных процессов и иной хозяйственной деятельности»8.

      В целях сохранения водных биоресурсов осуществляются следующие мероприятия:

  • «рыбохозяйственная мелиорация водных объектов, под которой понимают мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов;
  • искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения. Данная деятельность осуществляется по договорам, заключаемым с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;
  • акклиматизация водных биоресурсов, которая представляет собой деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение;
  • нормирование качества воды водных объектов. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается;
  • установление рыбоохранных зон, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и на которой устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности;
  • объявление водных объектов рыбохозяйственного значения или их участков, имеющих значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, рыбохозяйственными заповедными зонами. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства. В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно;
  • обязательность учета воздействий на состояние водных биоресурсов и среду их обитания при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства»9.
 
 

 

       ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫБОЛОВСТВА 

      2.1 Правовой режим рыболовства

      Законодательство  о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах:

  • учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
  • приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;
  • приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
  • установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы;
  • участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения;
  • предоставление в пользование водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна;
  • платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  • иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, не противоречащие принципам, установленным настоящим Федеральным законом.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве