Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:06, отчет по практике
Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.
Эти различия не имеют
достаточных оснований. Лишение
потерпевшего, гражданского истца и
гражданского ответчика права на
ознакомление с материалами дела
после окончания дознания противоречит
общему правилу о равенстве прав
участников процесса, которое должно
иметь место при любой форме
расследования. Лишение лица, производящего
дознание, права не согласиться с
указаниями прокурора по основным вопросам
направления расследования
В соответствии с
ч. 1 ст. 47 УПК защитник при производстве
дознания допускается к участию
в деле с момента предъявления
обвинения, а в случае задержания
лица, подозреваемого в совершении
преступления, или применения к нему
меры пресечения в виде заключения
под стражу до предъявления обвинения
– с момента объявления ему
протокола задержания или постановления
о применении этой меры пресечения.
Если дело возбуждено и производится
дознание по делам несовершеннолетних,
немых, глухих, слепых и других лиц,
которые в силу своих физических
и психических недостатков не
могут сами осуществлять право на
защиту, а также лиц, не владеющих
языком, на котором ведется
Дознание должно быть
закончено не позднее одного месяца
со дня возбуждения уголовного дела,
включая в этот срок составление
обвинительного заключения либо постановления
о прекращении или
В исключительных случаях
срок производства дознания по делу может
быть продлен по правилам, указанным
в ст. 133 УПК и установленным
для предварительного следствия. В
соответствии с этой статьей производство
дознания может быть продлено районным,
городским прокурором, военным прокурором
гарнизона, объединения, соединения и
приравненными к ним
Дознание в указанных
в законе случаях может производиться
по делам о преступлениях, перечисленных
в ст. 414 УПК, по которым подготовка
материалов для рассмотрения дела в
суде, как правило, осуществляется в
протокольной форме. Это может иметь
место в случаях, предусмотренных
ст.
416 УПК:
- возбуждение уголовного
дела начальником органа
- возвращение судом
дела для выяснения
- возвращение прокурором
либо судом материалов для
выяснения существенных
В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.
III. Функции и обязанности органов дознания.
В соответствии со ст.
118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст.
132 ч.3 на органы дознания возложены
следующие обязанности:
1. Производить предусмотренные уголовно-процессуальным
законом действия и оперативно-розыскные
мероприятия в целях обнаружения преступлений
и лиц их совершивших.
2. Принимать все меры, необходимые для
предупреждения и пресечения преступления.
3. Выполнять поручения и указания следователей
в производстве следственных и розыскных
действий, оказывать им помощь при проведении
следственных действий.
По смыслу уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего обязанности интересующих нас органов, органы дознания являются органами предварительного расследования, уполномоченные, как и следователь, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информации о совершении преступления.
В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых нами правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной деятельности органы дознания осуществляют следующие функции:
- рассмотрение и
разрешение заявлений о
В соответствии со ст. 109 ч.1 УПК органы
дознания обязаны принимать заявления
и сообщения о любом совершенном или подготовляемом
преступлении и принимать по ним решения
в срок не более трех суток со дня получения
заявления или сообщения, а в исключительных
случаях - в срок не более десяти суток.
Заявления могут приниматься,
как устные, так и письменные
(обязательны от предприятий, учреждений,
организаций и должностных лиц).
Устные заявления заносятся в протокол,
которые подписывают заявитель и лица
производящие дознание, если он принял
заявление (ст.110 УПК).
Протокол также составляется и при явке
с повинной (ст. 11 УПК РСФСР).
После ознакомления
с поступившим заявлением принимается
одно из следующих решений:
1) Возбудить уголовное дело в порядке,
доказанном в ст. 112 УПК.
2) Отказать в возбуждении дела. При этом
выносится мотивированное постановление
(ст. 112 УПК).
3) Передать заявление или сообщение по
подследственности или подсудности
(ст. 114 УПК).
- проведение проверочных действий в связи с наличием иных поводов к возбуждению уголовного дела.
- дознание.
Данная функция закреплена в ст.115 УПК,
в которой четко говорится о том, что после
вынесения постановления о возбуждении
уголовного дела, орган дознания приступает
к производству дознания, руководствуясь
правилами уголовно-процессуального закона
с санкции прокурора
- досудебная подготовка
материалов в протокольной
По делам о преступлениях,
перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания
не позднее чем в десятидневный
срок устанавливают обстоятельства
совершенного преступления и личность
правонарушителя, получают объяснения
от правонарушителя, очевидцев и
других лиц, истребуют справку о
наличии или отсутствии судимости
у правонарушителя, характеристику
с места его работы или учебы
и другие материалы, имеющие значение
для рассмотрения дела в суде (ч.
1 ст. 415). Обстоятельства совершения преступления
заносятся в протокол, который
составляется в соответствии со ст.
415 ч. 3
УПК РСФСР.
- производство розыскных и следственных действий по поручениям следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РСФСР).
- участие в отдельных
следственных действиях,
Данная функция
нашла свое закрепление в ст.127
ч.4 УПК, которая гласит: следователь
по расследуемым им делам в праве
требовать от органов дознания содействия
при производстве отдельных следственных
действий.
Свое требование он представляет в письменном
виде, и оно является для органов дознания
обязательно-выполнимым.
Приведенные выше функции
осуществляются органами дознания в
период уголовно-процессуальной деятельности.
Что же касается оперативно- розыскной
деятельности органов, как мне кажется,
следовало бы сначала перечислить
те государственные органы, в полномочия
которых входит оперативно-розыскная
деятельность. Так, в соответствии со
ст. 13
Федерального закона об оперативно-розыскной
деятельности на территории РФ право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставляется
оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной
охраны.
5. Органов пограничной службы Российской
Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы разведки Российской Федерации.
8. Министерства юстиции Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.98 N 117-ФЗ)
Как видно из данного
перечня, не все органы дознания осуществляют
оперативно-розыскную
На основе ст. 2 того
же закона, органы, занимающиеся оперативно-
розыскной деятельностью
- выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие
- осуществление розыска
лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия или суда, уклоняющихся
от уголовного наказания, а
также розыска без вести
- добывание информации
о событиях или действиях,
Российской Федерации.
При этом для осуществления решений, поставленных
перед ними задач, указанным выше органам
необходимо провести ряд оперативно-розыскных
мероприятий:
1. Опрос граждан.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов
связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
IV. Милиция как основной орган дознания.
Основными органами
дознания в настоящее время является
милиция, поскольку именно она выполняет
основной объем работы по приему, рассмотрению
заявлений о совершении преступлений,
дознанию и протокольному производству.
Милиция - универсальный орган дознания,
поскольку закон не ограничивает
ее компетенцию определенными
В соответствии со ст.7
Закона РФ "О милиции" от 28 апреля
1991 г.
"милиция в РСФСР подразделяется на
криминальную милицию и милицию общественной
безопасности (местную милицию). В своей
деятельности милиция подчиняется Министерству
внутренних дел Российской Федерации,
Министерству внутренних дел и Управлениям
внутренних дел республик, краев и областей
- субъектов Российской Федерации. Кроме
того милиция общественной безопасности
(местная милиция) подчиняется еще соответствующим
местным органам власти". Из сказанного
выше видно, что криминальная милиция
строится по вертикали, т.е. подчиняется
только вышестоящему органу Министерства
внутренних дел, вплоть до Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
Милиция общественной безопасности подчиняется
также и по горизонтали - местным органам
власти и управлениям, что позволяет принимать
во внимание местные условия и особенности
в области борьбы с правонарушениями.
Криминальная милиция.
В соответствии со ст.
8 закона РФ "О милиции" основными
задачами криминальной милиции являются
предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, по делам по которым
обязательное производство предварительного
следствия, а также организация
и осуществление розыска лиц,
скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от
исполнения уголовного наказания, без
вести пропавших и иных лиц
в случаях, предусмотренных
Комментируя приведенную
выше часть закона, следует отметить,
что кроме всего прочего органы
криминальной милиции выполняют
функции органов дознания (ст. 117,
118, 119 УПК). При этом они при наличии
признаков преступления возбуждают
уголовное дело и производят неотложные
следственные действия по установлению
и закреплению следов преступления
(перечень их дан в уголовно-процессуальном
законе). Таким образом, криминальная милиция
действует в тесном контакте с прокурорско-
следственными органами, а после передачи
дела следователю - только по его поручению
(за исключением отдельных полномочий
в тех случаях, когда лицо, совершившее
преступление, установить не удалось).
Согласно тому же закону в состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милмции).
Милиция общественной безопасности.
Положение милиции
общественной безопасности (местной
милиции) закреплено в ст. 9. закона РФ
"О милиции" и указом Президента
РФ о милиции общественной безопасности
(местной милиции) в РФ от 12 февраля
1993 года. Данный указ утверждал Положение
о милиции общественной безопасности
в РФ согласно приложения №1, в котором
в соответствии с законодательством РФ
к основным задачам милиции общественной
безопасности относятся:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- охрана общественного
порядка и обеспечение
- предупреждение
и пресечение преступлений и
административных
- раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
- оказание в пределах
ее компетенции помощи
Информация о работе Отчет по производственной практике в органах дознания