Отчет по производственной практике в органах дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:06, отчет по практике

Описание работы

Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике1.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

Введение

Итак, мною выбрана  профессия юриста. На вопрос, почему я выбрала именно ее, ответить однозначно сложно. Может быть потому, что очевидна востребованность таких специалистов в перспективе. Кроме того, хочется  чувствовать себя вооруженной самым, наверное, сильным знанием, - знанием  закона. Ведь способность оринтироваться в правовой действительности требуется  не только в рамках сугубо профессиональной практики, но и является перманентной потребностью современной действительности. Нельзя, конечно, не упомянуть и материальный фактор. Поиск, прежде всего перспективной  и достойно оплачиваемой работы является для меня одной и первостепенных целей, хотя и осознаю, что при  существующем рынке рабочей силы сделать это будет не просто.

Но не будем отвлекаться. Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов  дознания. Органы дознания, по своей  сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и  неотъемлемой частью всей системы органов  охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными  являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

У простого обывателя  зачастую правоохранительные органы ассоциируются  с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства. И это представление легко  объяснимо самим фактом существования  на протяжении десятилетий в нашей  стране репрессивной машины и фактическим  пренебрежением к закону властьпредержащих. Сегодня Новая Россия встала на путь продвижения к правовому государству. И именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его  неукоснительное соблюдение, как  гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к истинно  социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Надеюсь, что результатом  изучения системы правоохранительных органов в целом и моего  небольшого исследования в частности  станет глубокое понимание принципов  работы правоохранительных органов  Российской Федерации.

I. Система органов  дознания.

С учетом характера  совершаемых преступлений, места  и времени, а также субъектов  преступной деятельности дознание в  уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления. В соответствии с ныне действующим законодательством  к числу органов дознания относятся: 
1. Милиция; 
2. Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; 
3. Органы федеральной службы безопасности; 
4. Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов; 
5. Органы государственного пожарного надзора; 
6. Органы пограничной службы Р. Ф.; 
7. Капитаны морских судов, находящиеся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 
8. Федеральные органы налоговой полиции; 
9. Таможенные органы;

Данный перечень органов  дознания, в совокупности с подсудными им делами, приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в  соответствии с Законом.

Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно- процессуальном законодательстве и  производна от основной функции данного  органа. Тем не менее, для одних  органов производство дознания непосредственно  вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для  других - носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное  дело по любому преступлению. В то время  как деятельность остальных органов  дознания Закон ограничивает по различным  основаниям:

- по составам преступлений (например, органы государственного  пожарного надзора вправе производить  дознание лишь по делам о  пожарах и о нарушении правил  пожарной безопасности.);

- территориальными  и погодными условиями (например, производство дознания возлагается  на капитанов морских судов,  находящихся в дальнем плавании  или на начальников зимовок  - в период отсутствия транспортных  связей с зимовкой. Они выполняют  деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);

- субъектами преступлений (например, командиры воинских частей, соединений, военных учреждений  проводят дознание по делам  о всех преступлениях, совершенных  подчиненными им военнослужащими  и т. д.);

Анализируя статью 117 УПК, можно выявить, что уголовно-процессуальный закон в одних случаях при  определении круга органов дознания относит к ним руководителей  отдельных учреждений (начальников, командиров), а в других - государственные  органы (милиция, государственный пожарный надзор, федеральные органы налоговой  полиции и т.д.) без указания, какие  должностные лица должны вести дознание.

Закон различает понятие  и компетенцию органа дознания и  лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные  законом решения. В этих случаях  он руководствуется процессуальными  нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему  дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу - лицу, производящему дознание. Стоит отметить, что именно с этого  момента данное лицо приобретает  предусмотренные уголовно- процессуальным законом процессуальные права и  обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе ч. 1 ст. 71 УПК оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестроннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причененного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознаня. или по его поручению.

Необходимо отметить, что в соответствии с нормами  УПК РСФСР наиболее важные решения  по делу принимает именно орган дознания№. Только орган дознания вправе возбудить  уголовное дело или отказать в  его возбуждении 
(ст. 112-114 УПК), задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить производство по делу (ст. 124 УПК). В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21 ч. 1 УПК). Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.

II. Виды дознания.

Дознание как вид  процессуальной деятельности по расследованию  преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Следует иметь в виду, что деятельность органов дознания подразделяется уголовно-процессуальным законом на два вида (ст. 118 УПК), а  именно: 
1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (вспомогательная деятельность по отношению к предварительному следствию, производимая в порядке, предусмотренном ст. 119 УПК). 
2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (самостоятельная деятельность в порядке, предусмотренном ст. 
120 УПК и ст. 414-416 УПК - протокольная форма до судебной подготовки материалов).

1) Дознание по делам,  по которым предварительное следствие  обязательно.

В соответствии с  ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков  преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное  дело и, руководствуясь правилами уголовно- процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к  числу следственных действий, которые  в качестве неотложных может производить  орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и  допрос подозреваемых, допрос потерпевших  и свидетелей.

Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым  предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и  иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости  назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению  доказательств, которые совершаются  по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством  может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. 
Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

Практика органов  предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается  в совершенствовании. В законе следовало  бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось  бы право производить следственные действия по установлению и закреплению  следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так  как нельзя заранее определить, какое  действие явится неотложным в том  или ином случае. 
Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.

В целях обеспечения  прокурорского надзора за законностью  орган дознания обязан немедленно уведомить  прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ч. 2 ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 
121 УПК дознание в этой форм должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее  преступление, орган дознания может  производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению  следователя. Если лицо, совершившее  преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган  дознания и после передачи дела следователю  обязан продолжать оперативно-розыскные  мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания может производить  во всех случаях только по поручению  следователя.

Анализ закона, регламентирующего  дознание по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, позволяет  прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий 
(ч. 4 ст. 119 УПК; ч. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие  обязательно, так как его компетенция  по делам данной категории исчерпывается  производством неотложных следственных действий и вынесением постановления  о направлении дела следователю (ст. 124 УПК).

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, состоит: 
- В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления; 
- В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно- розыскных и следственных действий; 
- В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

2) Дознание по делам,  по которым предварительное следствие  не обязательно.

Иначе обстоит дело с расследованием преступлений, по которым предварительное следствие  не обязательно. В этом случае дознание практически заменяет предварительное  следствие, а материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

К делам, расследуемым в форме дознания, относятся дела о преступлениях, перечисленных  в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным  в этой статье преступлениям возможна в соответствии со ст. 
414 протокольная форма досудебной подготовки материалов или производство в порядке частного обвинения.

В форме дознания расследуются, например, дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с  законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым  предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и  принимает все предусмотренные  уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предварительное  следствие не обязательно, орган  дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за исключениями, указанными в ч. 2 ст. 120 УПК. К ним относятся: ограничение прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и  их представителей в части ознакомления с материалами дела по окончании  дознания, а также ограничение  прав органов дознания при обжаловании  указаний прокурора. То есть на органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК, в которой  говорится о праве следователя  на обжалование указаний прокурора  вышестоящему прокурору. В отличае  от следователя, орган дознания при  несогласии с указаниями прокурора  вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний

Информация о работе Отчет по производственной практике в органах дознания