Решения
и действия (или бездействие) избирательных
комиссий и их должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную
комиссию (соответственно уровню проводимых
выборов) или в суд. Предварительное обращение
в вышестоящие избирательные комиссии
не является обязательным условием для
обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим
в ходе выборов, принимаются в пятидневный
срок, а в день выборов - немедленно. В случае,
если факты, содержащиеся в жалобах, требуют
дополнительной проверки, решения по ним
принимаются не позднее чем в десятидневный
срок. При этом вышестоящая избирательная
комиссия вправе принять самостоятельное
решение по существу жалобы.
3.3.ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Голосование
на выборах в Российской Федерации проводится
в один из выходных дней. Исключения в
установлении дня голосования могут быть
предусмотрены федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
О
времени и месте голосования
участковые избирательные комиссии
обязаны оповестить избирателей не позднее
чем за 20 дней до дня его проведения через
средства массовой информации.
Избирателю,
который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам
будет отсутствовать по месту своего жительства
и не сможет прийти на избирательный участок,
на котором он включен в список избирателей,
должна быть предоставлена возможность
проголосовать досрочно, путем заполнения
избирательного бюллетеня в помещении
окружной или участковой избирательной
комиссии. Избирательная комиссия обязана
при этом обеспечить тайну голосования,
исключить возможность искажения волеизъявления
избирателя, обеспечить сохранность избирательного
бюллетеня и учет голоса избирателя при
установлении итогов голосования.
Голосование
производится путем нанесения избирателем
в избирательном бюллетене какого-либо
знака в квадрате (квадратах), относящемся
к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов,
в пользу которых сделан выбор, либо к
позиции "против всех кандидатов (списков
кандидатов)".
Каждый
избиратель голосует лично, голосование
за других лиц не допускается.
Избирательные бюллетени выдаются
избирателям, включенным в список избирателей,
по предъявлению паспорта или
иного документа, удостоверяющего их личность.
Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность
участвовать в голосовании, в том числе
лицам, которые по состоянию здоровья
либо по другим уважительным причинам
не могут прибыть в помещение для голосования.
В этих целях у участковой избирательной
комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое
определяется решением окружной избирательной
комиссии. Заявление о предоставлении
возможности проголосовать вне помещения
для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии
к нему членов участковой избирательной
комиссии. Члены участковой избирательной
комиссии, выезжающие по заявлениям, получают
под роспись избирательные бюллетени
в количестве, соответствующем числу заявлений.
Количество заявлений избирателей, использованных
и возвращенных избирательных бюллетеней
отмечается в отдельном акте. Данные об
избирателях, проголосовавших вне помещения
для голосования, дополнительно вносятся
в список. При проведении голосования
вне помещения для голосования вправе
участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования
должна исключать возможность нарушения
избирательных прав гражданина, а равно
искажение волеизъявления избирателя.
Избирательные
бюллетени заполняются избирателем
в специально оборудованных кабине
или комнате, в которых не допускается
присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить
бюллетень, вправе воспользоваться для
этого помощью другого лица, не являющегося
членом участковой избирательной комиссии
или наблюдателем. Избирательный бюллетень
должен содержать печать участковой избирательной
комиссии или подписи не менее двух ее
членов. Получение избирательного бюллетеня
избиратель удостоверяет своей подписью
в списке избирателей.
Заполненные
избирательные бюллетени опускаются
избирателями в избирательные ящики,
которые должны находиться в поле
зрения членов участковой избирательной
комиссии и наблюдателей. Член участковой
избирательной комиссии немедленно отстраняется
от участия в ее работе, а наблюдатель
удаляется из помещения для голосования,
если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление
избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
3.4.ПОРЯДОК
ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ
Подсчет
голосов избирателей осуществляется
членами участковой избирательной
комиссии с правом решающего голоса на
основе поданных избирателями избирательных
бюллетеней. При подсчете голосов избирателей
участковая избирательная комиссия признает
недействительными избирательные бюллетени,
по которым невозможно установить волеизъявление
избирателей, а также избирательные бюллетени
неустановленной формы. Члены участковой
избирательной комиссии подсчитывают
и заносят в протоколы об итогах голосования
следующие данные:
число
зарегистрированных избирателей и
число избирателей, дополнительно
внесенных в список;
число
избирательных бюллетеней, полученных
участковой избирательной комиссией;
число
избирательных бюллетеней, выданных
избирателям на избирательном участке
в день голосования;
число
погашенных избирательных бюллетеней;
число
избирательных бюллетеней, поданных
избирателями, проголосовавшими досрочно;
число
избирательных бюллетеней, поданных
избирателями, проголосовавшими на дому;
число
избирательных бюллетеней, содержащихся
в избирательных ящиках;
число
действительных избирательных бюллетеней;
число
избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
число
голосов избирателей, поданных за каждую
из позиций, содержащихся во всех избирательных
бюллетенях, включая и позицию "против
всех кандидатов (списков кандидатов)".
При
принятии решения о признании
избирательного бюллетеня недействительным
участковая избирательная комиссия указывает
на его оборотной стороне причины его
недействительности. Эта запись подтверждается
подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии. Избирательные
бюллетени неустановленной формы при
определении числа избирателей, принявших
участие в голосовании, из подсчета исключаются.
В
целях исключения возможности фальсификации
итогов голосования подсчет голосов избирателей
начинается сразу после окончания времени
голосования и проводится без перерыва
до установления итогов голосования, о
которых должны быть извещены все члены
участковой избирательной комиссии, а
также наблюдатели, представляющие кандидатов,
избирательные объединения, и иностранные
(международные) наблюдатели.
После
подсчета голосов избирателей участковая
избирательная комиссия заполняет
в двух экземплярах протокол об итогах
голосования. При подписании протокола
об итогах голосования члены участковой
избирательной комиссии, не согласные
с его содержанием, вправе составить особое
мнение, прилагаемое к протоколу, о чем
в протоколе делается соответствующая
запись.
По
требованию любого члена участковой
избирательной комиссии или наблюдателя
участковая избирательная комиссия
обязана предоставить им заверенную
копию протокола об итогах голосования.
Один экземпляр протокола участковой
избирательной комиссии об итогах голосования
после подписания его всеми присутствующими
членами
участковой
избирательной комиссии с правом
решающего голоса немедленно направляется
в вышестоящую избирательную комиссию.
На
основании подлинных протоколов
участковых, территориальных (районных,
городских и других) избирательных комиссий
путем сложения содержащихся в них данных
окружная избирательная комиссия в соответствии
с федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
устанавливает результаты выборов по
избирательному округу. Члены окружной
избирательной комиссии с правом решающего
голоса устанавливают результаты выборов
лично. О результатах выборов по избирательному
округу составляется протокол, который
подписывается всеми присутствующими
членами окружной избирательной комиссии
с правом решающего голоса. Окружная избирательная
комиссия признает выборы недействительными,
если допущенные при проведении голосования
или установлении итогов голосования
нарушения не позволяют с достоверностью
установить результаты волеизъявления
избирателей. По требованию любого члена
окружной избирательной комиссии или
наблюдателя окружная избирательная комиссия
предоставляет им возможность ознакомиться
с протоколом о результатах выборов и
снять с него копию в помещении окружной
избирательной комиссии. Копия протокола
заверяется окружной избирательной комиссией.
Установление
итогов голосования и результатов
выборов в избирательных комиссиях
всех уровней осуществляется в присутствии
наблюдателей, представляющих кандидатов
и избирательные объединения, а также
иностранных (международных) наблюдателей.
При
подписании протокола о результатах
выборов члены окружной избирательной
комиссии, не согласные с содержанием
протокола,
вправе
составить особое мнение, прилагаемое
к протоколу, о чем в
протоколе
делается соответствующая запись. Вся
документация избирательных комиссий
всех уровней, включая избирательные бюллетени,
подлежит хранению в течение сроков, установленных
федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
При этом устанавливаемые сроки хранения
избирательных бюллетеней не могут быть
менее одного года, а протоколов избирательных
комиссий - менее одного года со дня объявления
даты следующих выборов.
Итоги
голосования по каждому избирательному
участку, результаты выборов по избирательному
округу в объеме данных, содержащихся
в протоколе соответствующей избирательной
комиссии и непосредственно нижестоящих
избирательных комиссий, должны предоставляться
для ознакомления любому избирателю, кандидату,
наблюдателю и представителю средств
массовой информации.
3.5.
СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ
О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ
Легитимность
выборов на всех уровнях требует,
чтобы они опирались на прочную
правовую базу. Буквально все этапы
избирательного процесса, начиная от создания
избирательных комиссий и кончая объявлением
результатов голосования, таят опасность
злоупотреблений, избежать которых можно
только через детальное правовое регулирование.
Россия не имеет пока значительного опыта
проведения избирательных кампаний и
необходимого доверия населения к органам,
организующим выборы. В ходе избирательных
кампаний возникает много споров и даже
острых конфликтов между кандидатами.
В связи с этим законодательство о выборах
предусматривает весьма частую возможность
обращения в суд.
Избирательное
право включает следующие правовые
источники:
1.
Конституция Российской Федерации, закрепляющая
основные принципы избирательного права
и порядок избрания Президента Российской
Федерации и депутатов Государственной
Думы.
2.
Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации"
от 19 сентября 1997 года, включающий общие
для Федерации и ее субъектов требования
к порядку организации выборов, составляющие
основные гарантии избирательных прав
граждан.
3.
Федеральные законы "О выборах Президента
Российской Федерации" от 17 мая 1995 г.,
"О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" от 21 июня 1995 г. и "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления"
от 26 ноября 1996 г.
4.
Федеральный конституционный закон "О
референдуме" от 10 октября 1995 г., регулирующий
порядок реализации права граждан на участие
в референдуме и проведения референдума.
5.
Другие федеральные избирательные законы,
например "Об утверждении схемы одномандатных
избирательных округов для проведения
выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
второго созыва" от 17 августа 1995 г.
6.
Указы Президента Российской Федерации,
которые издаются по вопросам организации
и проведения выборов, например о сроках
проведения выборов в Государственную
Думу и органы государственной власти
в субъектах Федерации, в которых нет собственных
законоустановлений, и др.
7.
Нормативные акты Центральной избирательной
комиссии, постановления, инструкции и
разъяснения, которые детализируют порядок
проведения выборов (например, о порядке
составления участковой избирательной
комиссии, о порядке поступления денежных
средств в избирательные фонды и др.)
8.
Конституции республик, уставы краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов
и принимаемые ими законы” акты глав администраций
и избирательных комиссий, регламентирующие
порядок избрания глав администраций
(президентов) и депутатов законодательных
органов субъектов Российской Федерации,
а также в органы местного самоуправления.
4.Заключение
В
целом моя ознакомительная практика
прошла успешно и продуктивно: я
узнал много нового и нужного
о функционировании нашей правовой
системы и избирательной системы,
а главное – почерпнул знания
о применении Российского законодательства
на практике. Однако я считаю, что для более
продуктивного прохождения практики студенты
должны изучить или, по меньшей мере, быть
знакомы с гражданским и уголовным процессуальным
законодательством. С избирательным правом
я был знаком более подробно, по этому
мне было легче проходить здесь практику.
Помимо этого практика в избирательной
комиссии была построена интереснее. Эта
ознакомительная практика дала мне более
четкое представление о работе чиновников
в учреждениях, где я проходил практику.