Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение особенностей статуса монарха в странах с абсолютной, дуалистической и парламентской формой правления.
Введение 3
Основная часть
Глава 1. Монархия и её виды. 4-9
1.1. Понятие, признаки монархии и её виды по различным основаниям классификации. 4
1.2. Преимущества и недостатки монархии. 8
Глава 2. Статус монарха и его особенности. 9-21
2.1. Абсолютная монархия. 10
2.2. Дуалистическая монархия. 11
2.3. Парламентарная монархия. 12
2.4. Монарх: особенности статуса. 15
Заключение 21
Список литературы 25
Но
в ряде государств конституции довольно
сдержанно относятся к
Следует кратко остановиться на упоминавшейся нами так называемой выборной монархии14. В Малайзии Верховный правитель (Янь дипертуан агонь) избирается на 5 лет Советом правителей. В его состав входят 9 наследственных султанов штатов-монархий, из числа которых избирается Верховный правитель, и 4 губернатора штатов-республик. Последние правом голоса при выборах главы государства не пользуются. Здесь действует принцип ротации: султаны избираются на должность Верховного правителя поочередно. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) Президент также выбирается на пять лет Высшим федеральным советом из числа образующих Совет 7 эмиров, среди которых правители двух крупнейших эмиратов имеют преимущество. Один из них – правитель Абу-Даби – бессменно переизбирается на должность Президента ОАЭ. В Свазиленде наследник престола избирается племенным советом из весьма многочисленных сыновей Короля (например, у умершего в 1982 году Короля осталось 150 детей от 70 жен).
В современном обществе институт монархии выглядит архаизмом, однако в тех странах, где существует, пользуется в силу традиции или заслуг конкретного монарха авторитетом и благодаря этому даже без властных полномочий способствует государственной преемственности и стабильности. Опросы общественного мнения, например в Великобритании, Японии, свидетельствуют, что подавляющее большинство населения поддерживает сохранение монархии. Но из этого не следует, что установление монархии целесообразно повсеместно: в странах с устойчивыми республиканскими традициями (например, в Швейцарии, во Франции) подобные идеи положительного отклика наверняка бы не получили.
Совершенно
ясно, что декларирование (или признание)
особой идейно-символической функции
монарха имеет значение, минимум, для двух
направлений его политической роли. Монарх
выступает как гарант государственного
порядка в интересах нации в целом в условиях
ситуативного обострения борьбы политических
партий или даже социальных классов, отражающегося
на государственных институтах: как воплощение
единства государства в условиях его федерализации
или автономизации (Испания, Нидерланды),
включая вызывающее сходные тенденции
государственное многоязычие страны (как
в Андорре, Бельгии, Люксембурге), или как
символ особой межгосударственной общности
в рамках международных отношений стран
- бывших империй (Великобритания, Испания).
И если первое направление - арена чисто
практической политики и формирование
реальности государственно-правовых отношений,
могущих и расходиться с конституционной
доктриной, то второе - следствие особого
конституционного статуса монарха, вытекающего
из природы монархии, который в этой роли
не может быть заменен никаким иным из
государственных институтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, монархия - государство, главой которого является монарх (царь, король, шах, эмир), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В некоторых странах глава государства является одновременно религиозным главой.
Дуалистическая монархия является видом конституционной монархии, наряду с парламентарной монархией. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально (в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет широкие властные полномочия. В дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность — перед монархом и парламентом, а реально подчиняется воле монарха.
Анализ функций и полномочий, которыми характеризуется институт монархии в современных конституциях, показывает, во-первых, наличие в них двух существенно различающихся пониманий этих функции и полномочий (очевидно взаимосвязанных с различными типами государственной формы вообще), и во-вторых, наличие несколько большего числа конституционных доктрин, взаимодействующих с национальными особенностями государственно-политической жизни и собственно конституционной регламентации.
Общей особенностью правополагания института монархии практически во всех монархических конституциях является то, что государственные полномочия монарха, его участие в отправлении государственной власти вообще регламентируются с позиций конституционных дозволений и сдержек, подобно иным, в частности, представительным институтам, но не путем правовой детализации статуса и функции, имманентных понятию монархии и содержанию «монархического принципа».
Несмотря на то, что полномочия, признаваемые за монархами большинством конституций, многообразны, существенны, хотя не являются решающими в делах власти и, как правило, исчерпываются чисто декоративными функциями (за редким исключением), однозначно определенная оценка их конституционного статуса невозможна и, во всяком случае, наталкивается на проблему государственно-правового критерия: какая совокупность прав и иных условий присутствия в конституционных отношениях необходима и достаточна для признания подлинной, а не номинальной монархической формы государства?
Критерий единовластности в сочетании с совокупностью значимых государственных полномочий определяющим быть не может. Современный конституционный строй президентских республик во многих случаях предполагает намного большее юридически и политически реализуемое сосредоточение государственной власти в руках одного президента, который, опираясь на особые плебисцитарные формы избрания, способен приобрести преобладающее среди иных институтов значение в государстве - настолько, что его власть (например, во Франции) небезосновательно сопоставляют с монархией, и не всегда в пользу последней.
По-видимому, кардинальные отличия монархии от иных форм монократического правления (и, соответственно, вариантов государственного устройства) связаны с постулированием в государственно-правовых отношениях наличия собственного права монарха, не подвластного, в том числе непосредственному конституционному регулированию. Иначе все, даже самые объемные и нелимитированные государственные правомочия монарха означают лишь полномочия, делегированные ему иной, потенциально вышестоящей властью.
По отношению к конституционному восприятию «собственного права монарха» наиважнейшим можно полагать регламентирование принципов престолонаследия, порядка смены престола и т.п. Включение этих принципов в общую подзаконную сферу, тем более увязывание престолонаследия с той или иной формой выраженного согласия органов народного представительства, ранее прочего означают отказ от кардинального элемента «монархического принципа».
Отошел
в прошлое и столь важный аспект
государственно-правового
Отмеченные особенности конституционного строя парламентской монархии как своего рода современной квази-монархии позволяют предположить вполне определенный ответ на вопрос о причинах продолжения существования института монархии в структуре современных государств.
Институт
монархии сохраняется не потому, что
это элемент некоего социально-демагогического
прагматизма или соучастник «игры в демократию»,
но потому, что в своей конституционной
реализации он стал не более как одним
из вариантов института главы государства
парламентско-республиканского устройства,
к формированию которого монархия имела
самое непосредственное историческое
отношение. Вариантом, тесно связанным
с особенностями национальных государственно-правовых
и культурных традиций, в том числе обеспечивших
в большинстве этих стран нереволюционное
политическое развитие до современного
уровня конституционной стабильности,
обладающим в известном смысле качествами
и достоинствами, не заменяемыми никаким
иным строением этого государственного
института даже в той ограниченной роли,
что присуща государству на современном
этапе.
СПИСОК
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательство
зарубежных стран
1.
Конституция Японии 1946 г. // Хрестоматия
по государственному праву
2. Конституция Испании 1978 г. // Испания. Конституция и законодательные акты. – М., 1982.
Учебная
и научная литература
3. Большой юридический словарь. Эксмо, 2006
4. Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. М.: Наука, 1992.
5. Кутафин О. Е. Основы государства и права. М., 1994.
6. Мишин А.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. - М. :Изд-во МГУ,1976.
7. Нестеров Ф. Ф. Связь времён – М.: Молодая гвардия, 1984.
8. Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Очерки по истории XIII–XV столетий. Пг. Изд–во Академии Наук, 1920.
9. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность – М. 2004.
10. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 2002.
Материалы
сети Интернет
11.
Словари и энциклопедии на Академике РАН
[Электронный ресурс] / – Электрон. дан. –
М.: Справочно-информационный интернет-портал
«Академик. Ру», 2010. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.
12.
Конституционное право государств Европы
– ред. Д.А. Колычев. – Государственное
право зарубежных стран [Электронный ресурс]
/ – Электрон. дан. – М.: – Справочно-информационный
интернет-портал «Право на vizlib.net», 2010.
– Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/