Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение особенностей статуса монарха в странах с абсолютной, дуалистической и парламентской формой правления.
Введение 3
Основная часть
Глава 1. Монархия и её виды. 4-9
1.1. Понятие, признаки монархии и её виды по различным основаниям классификации. 4
1.2. Преимущества и недостатки монархии. 8
Глава 2. Статус монарха и его особенности. 9-21
2.1. Абсолютная монархия. 10
2.2. Дуалистическая монархия. 11
2.3. Парламентарная монархия. 12
2.4. Монарх: особенности статуса. 15
Заключение 21
Список литературы 25
Изложенная
система отношений между
Напротив,
в странах, где существует двухпартийная
система (Великобритания, Канада, Австралия
и др.) или многопартийная система с одной
доминирующей партией (Япония в 1955–1993
гг.) и правительства в принципе однопартийные,
парламентарная модель отношений между
парламентом и правительством практически
превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль
за правительством, однако на деле правительство,
которое состоит из лидеров партии, обладающей
в парламенте (соответственно в его нижней
палате) большинством, через эту партийную
фракцию полностью контролирует работу
парламента. Такой государственный режим
получил название системы кабинета, или
министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.
Главное
отличие монарха от любых других
государственных должностных
Порядок престолонаследия устанавливается
в конституционном или законодательном
порядке. Престолонасле́дие — порядок
преемства верховной власти в
Различают 3 вида преемства:
Система избирательной монархии действовала в старой Германской империи, Польше, Венгрии. Назначение себе преемника практиковалось римскими и византийскими императорами; согласно закону Петра I о престолонаследии от 1722 года российский император сам назначал себе наследника, будучи формально ничем не ограничен в своём выборе (в России этот порядок был отменён в 1797 году Павлом I).
Ныне монарха избирают (из князей штатов) в Малайзии и (из членов королевского дома) в Камбодже; выборной монархией во главе с Папой Римским является также Ватикан.
Наследственная монархия – наиболее распространённая форма, причём имеются три порядка наследования:
В зависимости от прав женщин на престолонаследие различают следующие типы примогенитуры:
В этом последнем варианте женщины наследуют престол на равных правах с мужчинами. В качестве примера именно такого конституционного регулирования престолонаследия можно привести положения шведского Акта о престолонаследии 1810 года в редакции 1979 года, входящего в состав конституции этой страны. Согласно § 1 указанного Акта «право наследования Шведского престола после Короля Карла XIV Иоганна принадлежит потомкам мужского и женского пола от потомка кронпринца Иоганна Баптиста Юлия по праву нисходящей линии Короля Карла XVI Густава. Старшие брат и сестра и потомки старших брата и сестры имеют предпочтение перед младшими братом и сестрой и потомками младших брата и сестры». Согласно § 4 Король должен всегда исповедовать «чистую евангелическую веру, как она принята и изложена в Аугсбургском исповедании и в решении Уппсальского собрания 1593 года». В этой вере должны воспитываться принцы и принцессы, притом в пределах государства. Принцам и принцессам в соответствии с § 5 разрешается вступать в брак только с согласия Правительства, данного по предложению Короля; в противном случае принц или принцесса лишаются права на престолонаследие для себя и своих потомков.
В случае вакантности престола и отсутствия законного наследника решение вопроса о преемнике монарха часто передается парламенту. Парламент иногда решает вопрос о допустимости брака (например, в Дании).
В арабских монархиях вопрос о престолонаследии в каждом конкретном случае может решать королевская семья, которая вправе отдать престол не обязательно старшему сыну выбывшего короля. Иногда для престолонаследия, определенного королевской семьей, требуется согласие парламента.
Если
монарх несовершеннолетний или не достиг
возраста, установленного конституцией,
либо серьезно и длительно болен, либо
вообще отсутствует (например, при отсутствии
наследника вакантного престола), на соответствующий
период устанавливается регентство, то
есть обычно парламент назначает одного
или нескольких регентов, которые соответственно
единолично или коллегиально осуществляют
полномочия монарха. Но установление регентства
может происходить и в ином порядке. Так,
согласно входящему в состав шведской
конституции акту Форма правления 1974 года
(§ 3–6 гл. 5) в случае болезни, поездки за
границу или иного препятствия для Короля
в исполнении его обязанностей главы государства
его замещает в качестве регента член
королевской династии в порядке престолонаследия,
если к этому нет препятствий. Если королевская
династия угаснет, Риксдаг назначит регента
и его заместителя. Тот же порядок действует,
если Король выбыл, а наследник не достиг
установленного возраста. При невозможности
исполнить эти положения о регентстве
Риксдаг по решению Правительства может
назначить временно исполняющего обязанности
регента, а если никто из имеющих на это
право не может выступить в качестве регента,
то по решению Правительства обязанности
временного регента будет исполнять тальман
Риксдага или в его отсутствие вице-тальман.
Если же в течение 6 месяцев Король не мог
исполнять обязанности или не исполнял
их, Правительство заявляет об этом Риксдагу,
который решает, должен ли Король считаться
покинувшим престол.
Требование определенной религиозной
принадлежности довольно часто предъявляется
монархам. Подчас им запрещается покидать
страну без разрешения парламента либо
правительства или без консультации с
ними.
Монарх
считается лицом
Монарх имеет исключительное право на особый титул – короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание – цивильный лист. Согласно ст. 89 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1994 года цивильный лист устанавливается законом на период каждого царствования.
Супруга царствующего монарха обычно носит тот же титул, что и он (естественно, в женском роде), но полномочий главы государства не осуществляет. Напротив, супруг монарха-женщины соответствующего титула не носит, но может иметь специальный титул. Наследные принцы нередко имеют специальные титулы. Например, согласно ч. 2 ст. 57 Испанской конституции наследному принцу с момента рождения или приобретения данного статуса принадлежат титул принца Астурийского и другие титулы, традиционно связанные с преемством короны Испании.
Хотя и редко, но встречаются случаи, когда одно и то же лицо является монархическим главой нескольких государств. Это так называемая личная уния. В наше время своеобразным ее примером служит тот факт, что Королева Великобритании считается одновременно главой государства в ряде стран, бывших некогда британскими колониями и сохраняющих статус так называемого доминиона. Когда-то доминион представлял собой наиболее мягкую форму колониальной зависимости, а с 1931 года доминионы суть суверенные государства, признающие главой государства британского монарха.
Как известно, Великобритания и большинство ее бывших колоний образуют Содружество (Commonwealth), именовавшееся ранее Британским содружеством наций, затем просто Содружеством наций. Сначала все государства Содружества признавали британскую Королеву своим главой государства, а затем, когда в 1950 году Индия стала республикой и ее примеру последовал ряд других членов Содружества, то эти государства, избравшие своих президентов, стали признавать британскую Королеву лишь главой Содружества. Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17, к числу которых принадлежат такие значительные государства, как Канада, Австралия, Новая Зеландия. Британская Королева в каждом из этих 17 государств назначает по рекомендации правительства соответствующего государства своего представителя – Генерал-губернатора, который и осуществляет полномочия главы государства по упомянутой вестминстерской модели. Эти государства часто имеют писаные конституции, определяющие статус Генерал-губернатора.