Особенности правового статуса государственного гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем и особенностях его правового статуса. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию государственных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятия и признаки государственного гражданского служащего;
Изучить классификацию государственного служащего;
Рассмотреть источники законодательства о государственной службе;
Рассмотреть особенности правового статуса государственных служащих;
Рассмотреть права, обязанности и ответственность государственного служащего Российской Федерации;
Рассмотреть государственные гарантии при прохождении государственной службы;
Рассмотреть ограничения, запреты и поощрения государственных служащих;

Содержание

Введение 3
Понятия, признаки и классификация государственных гражданских служащих 6
1.1. Понятия и признаки государственного гражданского служащего 6
1.2. Классификация государственного служащего 9
1.3. Источники законодательства о государственной 11
2. Особенности правового статуса государственного служащего 15
2.1. Правовой статус государственных служащих 15
2.2. Права, обязанности и ответственность государственного служащего 18
2.3. Государственные гарантии при прохождении государственной службы 24
2.4. Ограничения, запреты и поощрения государственных служащих 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

лучшая 2012.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Отношения, связанные  с поступлением на государственную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного служащего Российской Федерации,  регулируются законодательством2.

 

    1. Классификация государственных служащих

Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих:

- федеральные  государственные служащие;

- государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации;

Федеральный  государственный  служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский  служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных  Федеральным Законом, государственный  гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными  служащими субъекта Российской Федерации  могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Должности федеральной  государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской  службы подразделяются на категории (руководители, помощники, специалисты и  обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы). Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.3

Военнослужащие - лица, выполняющие профессиональную служебную деятельность на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

 Служащие  правоохранительных органов - лица, выполняющие  профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Если  в качестве критерия классификации  государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить:

- избираемых государственных служащих;

- назначаемых государственных служащих;

- служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

Все государственные служащие могут  быть разделены на две группы:

1) лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.);

2) служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

 

    1. . Источники законодательства о государственной службе

Законодательство  о государственной службе РФ образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение  государственных служащих — условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Источники этого  законодательства перечислены в  Федеральном законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. с изменениями Федерального закона от 17.12.2009 № 313-ФЗ, от 13.12.2010 № 358-ФЗ (ст. 5 п.1). 

Регулирование отношений, связанных с государственной  службой, осуществляется:

1) Конституцией  Российской Федерации;

2) Федеральным  законом «О системе государственной  службы Российской Федерации»;

3) Федеральным  законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4) Другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) Указами Президента Российской Федерации;

6) Постановлениями Правительства Российской Федерации;

7)Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) Нормативными правовыми актами государственных органов.4

Первый из уровней — федеральный, где речь идет о Конституции Российской Федерации, законе, других федеральных законах, а также  других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и другие.

В Конституцию, как источник законодательства о  государственной службе заложен  подход с общегосударственного уровня. Государственная служба предстает, как цельное нерасчлененное явление, как один из множества других аспектов общественной жизни, которые подлежат конституционному регулированию. Здесь заложены основы не только самой государственной службы, но и законодательства о ней, а также их последующего развития5

Федеральный закон  от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»  определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации и является базовым, т. к. содержит основы всех иных законодательных актов. Но в отличие от Конституции РФ он еще и регулирует весь комплекс наиболее существенных проблем государственной службы изнутри, другими словами, устанавливает конкретные принципы ее организации и правового положения государственных служащих6.

Принципиальное  значение для организации государственной  службы имеют три Указа Президента РФ - от 11.01.1995г. № 32 (в ред. от 14.01.2011 № 38) «О государственных должностях РФ»;  от 31.12.2005г. № 1574 (в ред.  от 23.11.2011г.) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»; от 25.07.2006 г. № 763 (в ред. от 23.11.2011г.) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», которыми он утвердил сводный перечень наименований государственных должностей, Реестры государственных должностей и денежного содержания государственных служащих7.

В практической деятельности федеральной государственной  службы России эти указы стали основополагающими для приема на государственную службу и  для продвижения по ней, для четкого распределения и исполнения обязанностей, для достаточно эффективного ее функционирования.

Роль Правительства  в организации исполнения законодательных  актов очень велика, оно делает это правовыми и организационными средствами. Таких средств достаточно много, и они образуют существо повседневного управления государственной службой. Вот только некоторые из них:

- подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы;

- организация  формирования конкурсных комиссий;

- организация  аттестаций, конкурсов, квалификационных экзаменов;

- подготовка  предложений по внесению изменений  и дополнений в Реестр государственных  должностей;

- определение  порядка формирования, размещения  и исполнения государственного  заказа на переподготовку и  повышение квалификации федеральных государственных служащих;

- обеспечение  рационального взаимодействия с  министерствами и образовательными  учреждениями, осуществляющими такую  переподготовку.

Практически во всех субъектах РФ, которые самостоятельно организуют свою государственную службу, есть законодательные и иные нормативные правовые акты о государственной службе, которые регламентируют содержание государственной службы и государственные должности субъектов Федерации; принципы государственной службы субъектов; категории государственных должностей; реестры государственных должностей и реестры государственных должностей государственной службы субъектов; квалификационные требования и квалификационные разряды государственных служащих в субъектах; денежное содержание государственных служащих, их правовой статус и предоставляемые гарантии, а также порядок прохождения государственной службы.

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

2.1. Правовой статус государственных служащих

Правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Его статус определяется множеством различного рода атрибутов, параметров и показателей, прежде всего характером власти и формой государства, статусом самой государственной службы, где государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных нормами конституционного, административного, финансового и иных отраслей права.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) государственных  служащих - это содержание государственно-служебных  правоотношений, т.е. сама сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных  правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.

Статус государственных  служащих можно рассматривать и  как дифференцированную и комплексную  систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры.

 Вертикальное деление  состоит в разграничении: 

1) видов государственных  служащих (например, в зависимости  от занимаемых государственных  должностей (высшие, главные, ведущие,  старшие и младшие государственные должности государственной службы);

2) уровней государственной службы: федеральная и в субъектах Федерации.

Горизонтальное деление  указывает на множество специальных  направлений в государственной  службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.)8.

Особенностью правового статуса государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической, либо государственно-правовой ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно - правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться, служащие могут получать дополнительные полномочия, права, для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.

Правовой статус государственного служащего предполагает:

1) непосредственную причастность  по роду работы к подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части;

2) наличие у государственного  служащего правомочий и возможности  выступать в пределах своей  компетенции от имени государственного  органа, представляя государственный  интерес; 

3) сочетание строгой нормативной  регламентированности деятельности  в формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации, как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм;

4)  принадлежность к  особой профессионально-статусной  группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах. Это предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных государственно-властных полномочий, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и повышенной ответственности за их состояние.9

Информация о работе Особенности правового статуса государственного гражданского служащего