Особенности и виды авторских договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена определениям, видам и особенностям авторских до-говоров. Их различные виды и формы анализируются в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора

ГЛАВА 2.ЭЛЕМЕНТЫ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

2.1. Предмет авторского договора и его условия

2.2 Стороны авторского договора

2.3. Срок действия договора

2.4. Форма авторского договора

2.5. Ответственность по авторскому договору

2.6. Содержание авторского договора

2.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

3.1. Порядок заключения авторского договора

3.2 Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договор

3.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ПРАВ АВТОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ГП.DOC

— 207.00 Кб (Скачать)

       Нарушение авторских прав связывалось с  выпуском под своим именем чужого научного, литературного, музыкального художественного произведения или с иным присвоением авторства на такое произведение; с незаконным воспроизведением или распространением такого произведения; с принуждением к соавторству. Данное положение содержала ст. 141 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., которая по сравнению со ст. 177 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. с аналогичным составом преступления предусматривала более суровое наказание за нарушение авторских прав. Так, к примеру, если по Уголовному кодексу РСФСР 1926 г. самовольное использование литературных, музыкальных, художественных и научных произведений наказывалось исправительно-трудовыми работами на срок до трех месяцев или штрафом, то Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или штрафа. Уголовный кодекс РФ, принятый 1996г. продолжает линию на пресечение действий. направленных против автора и результатов его труда. Так, согласно ст. 146 Уголовного кодекса РФ предусмотрены различные наказания за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб.

       В отличие от уголовно-правового способа  защиты авторских прав, предусматривающего осуждение и наказание правонарушителя, гражданско-правовой способ позволяет достичь восстановления нарушенных прав. Выделим один из видов нарушения авторских прав: контрафакцию, представляющую собой самовольное и противозаконное изготовление и вольное и противозаконное изготовление и распространение чужого произведения. Контрафактными признаются экземпляры охраняемых в РФ произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в РФ из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться. И все же, как показывает практика, российское авторское законодательство несовершенно, гарантии правомерного использования интеллектуальной собственности в России, в особенности прав иностранных авторов отсутствуют, а коль нет гарантий — не будет и инвестиций.

       Говоря  об административно-правовом порядке  защиты прав авторов, то в соответствии со ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность предусмотрена за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

       Здесь следует отметить, что авторы, правообладатели  при составлении авторских договоров  заинтересованы в максимальном ограничении  прав пользователей, чтобы сохранить  монополию правообладателя на экземпляры произведения, выпущенные в оборот, и увеличить возможность привлечения нарушителей к ответственности за незаконное использование произведений. Думается, такая позиция автора вполне оправдана, коль нет законодательно закрепленной достаточной защиты, нельзя воспрепятствовать автору в защите своих прав. И здесь, правильно поступают те правообладатели, которые печатают текст лицензии на упаковке экземпляра произведения, герметично обернутого прозрачной пленкой. Если покупатель, ознакомившись с содержанием лицензии, не согласен с ее условиями, он может возвратить нераскрытый пакет с экземпляром программы вместо приобретения и получить обратно уплаченные деньги. Хотя, безусловно, это потребует определенных материальных затрат на надлежащую упаковку распространяемых экземпляров, а также на организацию регистрации пользователей.

       Согласно  материалам Международного форума “Технологии  безопасности” и “Второй всероссийской  конференции по банковской безопасности”, прошедших в Москве в январе 1996 года, компьютерные преступления представляют серьезную опасность. А с повсеместной компьютеризацией эта проблема еще больше усугубляется. В последнее время стали появляться электронные библиотеки и архивы, представляющие собой доступные из локальных или общедоступных компьютерных сетей файлы, содержащие произведения, выраженные в цифровом формате. Под термином репродуцирование понимается факсимильное воспроизведение путем фотокопирования (ксерокопирования) или с помощью других технических средств, иных, чем издание.

       В развитых странах интеллектуальная собственность охраняется и правом копирования, и более жесткими нормами международного права, защищающим ее от косвенного использования12.

       Приверженность  новой России нормам и принципам  международного права наиболее последовательно  и юридически весьма содержательно  проявилась в разработке и принятии текста ныне действующей Конституции РФ. Она провозглашает (ч. 4 ст. 15), что общепризнанные принципы и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта комплексная конституционная норма уже своим содержанием в максимальной степени способствует “гармонизации” внутреннего российского законодательства и норм международного права, что является одной из основных целей деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности13.

       Определяя существенные условия договора, законодательство исходит из принципа свободы договора, в соответствии с которым, стороны  могут определить для себя и другие условия, если сочтут их таковыми.

       Не  ставя целью попрание, провозглашенного гражданским законодательством  принципа свободы договора, считаю, что целесообразно было бы закрепить  закрытый перечень существенных условий. Думается такая позиция вполне оправданна, поскольку она явилась бы гарантом обеспечения прав и интересов сторон.

       И все-таки, несмотря на ряд нерешенных проблем в действующем законодательстве, относительно договорных отношений, все  это не умаляет роли авторского договора. И прежде всего следует учитывать то влияние, которое авторских договор оказывает на реализуемые отношения.

       Поскольку авторский договор охватывает отношения  по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие  сказывается не только на поведении сторон по выполнению обязательств, но, в первую очередь, на качестве самого предмета договора — произведениях научного и художественного творчества.

       Роль  авторского договора проявляется также  в том, что его стороны, связанные  обязательствами по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства. стремятся к достижению единой цели: к выпуску высококачественной печатной продукции, постановке актуальных кино- и телефильмов различных жанров и т.д. С помощью таких произведений решается задача удовлетворения культурных потребностей граждан, их нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня. В то же время воздаваемые на основе авторского договора произведения научного и художественного творчества преумножают духовные ценности и обогащают отечественную культуру.

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Подводя итог вышеизложенному, следует отметить следующее:

       Авторский договор является важнейшим, хотя и  не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого  произведения;

       Законодательство об авторском праве РФ в полном объёме защищает права как автора произведения, так и лица использующего. Хотя можно сказать, что права автора лишний раз “перестраховываются” Законом.

       Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.

       Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие выводы: положение авторского договора достаточно неплохо урегулировано в законодательстве - это нашло отражение в законе, ряде международных актов, специальных законов. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан. Действующими нормативными актами установлены права авторов на опубликование, воспроизведение и распространение произведений, их неприкосновенность, на имя, на получение авторского вознаграждения и на другие права, возникающие из авторских правоотношений. Обеспечение защиты нарушенных либо оспариваемых прав или охраняемых законом интересов авторов имеет большое значение в усилении дальнейшего стимулирования их творчества, охране общественных интересов.

       Авторский договор является разновидностью гражданско-правового  договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием - существует очень много видов авторского договора.

       Охрана  авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора или его правопреемника, так и прав пользователя.

 

        БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Конституция РФ
  2. Гражданский Кодекс РФ
  3. Трудовой Кодекс РФ
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации
  6. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 // Ведомости. 1993. № 32. Ст. 1242
  7. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве и смежных правах” от 19.07.95 // СЗ. 1995. № 30, ст. 2866
  8. Постановление Правительства РФ “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства” от 21.03.94 г. № 218// САПП, 1994, № 13, ст. 994
  9. Постановление Правительства РФ “О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений. производство (съемка) которых осуществлено до 3.08.92 г.” от 29.05.98 г. № 524 // СЗ, 1998, № 22
  10. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
  11. Уголовный кодекс РСФСР 1960г.
  12. Закон РСФСР “Об авторском праве” // СУ РСФСР, 1928, № 132, ст. 861
  13. Близнец И. Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция, 1998, № 1, с. 20
  14. Брагинский М.И. Гражданское право России. курс лекций. Ч. 1. Под ред. Садикова О.Н. М., Юридическая литература, 1996, 303 с.
  15. Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993, 432 с.
  16. Симонов И. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе / Интеллектуальная собственность, 1998, № 2, с. 63
  17. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994, с. 123

Информация о работе Особенности и виды авторских договоров