Особенности и виды авторских договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена определениям, видам и особенностям авторских до-говоров. Их различные виды и формы анализируются в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора

ГЛАВА 2.ЭЛЕМЕНТЫ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

2.1. Предмет авторского договора и его условия

2.2 Стороны авторского договора

2.3. Срок действия договора

2.4. Форма авторского договора

2.5. Ответственность по авторскому договору

2.6. Содержание авторского договора

2.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

3.1. Порядок заключения авторского договора

3.2 Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договор

3.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ПРАВ АВТОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ГП.DOC

— 207.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По предмету: Гражданское право 

на тему: Особенности и виды авторских договоров 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора

ГЛАВА 2.ЭЛЕМЕНТЫ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

2.1. Предмет авторского договора и его условия

2.2 Стороны авторского договора

2.3. Срок действия договора

2.4. Форма авторского договора

2.5. Ответственность по авторскому договору

2.6. Содержание авторского договора

2.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

АВТОРСКОГО  ДОГОВОРА

3.1. Порядок заключения авторского договора

3.2 Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договор

3.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ПРАВ АВТОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

3

5

5

9

9

10

11

13

14

14

19

22 

22

26

28

30

34

35

 
 

 

        ВВЕДЕНИЕ 

       В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции  Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

       Соблюдение  правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.

       Вместе  с тем широкое использование  результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи.

       Объекты авторского права не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

       В связи с этим к одной из важных задач относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право, и, следовательно, их правовое регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации. Законы РФ от 09.07.1993 №5351-1 и от 23.09.1992 №3523-1 утратили силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ. Действующие нормы об авторском праве и смежных правах содержатся в главах 70 - 71 части четвертой Гражданского кодекса РФ.

       В силу статьи 2 Закона Российской Федерации  от 9 июля 1993 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федеральных законов от 19 июля 1995 №110-ФЗ и от 20 июля 2004 №72-ФЗ) законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.

       Данная  работа посвящена определениям, видам  и особенностям авторских договоров. Их различные виды и формы анализируются в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору.

       Субстратом  работы является глава о защите прав автора, без которой вопрос о правомерности  использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора. В связи с этим хотелось бы отметить, что авторский договор не является единственным основанием для правомерного использования произведения, поскольку российское законодательство допускает и бездоговорные отношения. И, тем не менее, именно договорные отношения получают все большее распространение, в условиях построения демократического общества, являясь гарантом обеспечения прав и интересов сторон авторского договора.

 

        ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА 

    1. Понятие и юридическая  природа авторского договора
 

       Гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

       В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, договор  - это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Аналогичное определение, с той лишь разницей, что указывается цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов.

       Определения договора, не отличающееся по существу от вышеизложенных, встречаются и в современной литературе. Под договором понимает и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения1.

       В подобных определениях гражданско-правового  договора акцент делается на волевое  начало, а также на содержание правоотношения.

       Анализ  формулировок понятия договора, которых  в литературе более чем достаточно, приводит к выводу о правильности высказывания, с точки зрения которого волевой момент в соглашении является основным. Следовательно, в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии он является соглашением.

       При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта  воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

       Как результат принятия сделанного предложения  вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к  заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны  оговорили и к обязательности их выполнения.

       Сфера действия гражданско-правовых договоров  достаточно широка. Она охватывает имущественные отношения между различными субъектами.

       Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.

       Понятие авторского договора формировалось  постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.

       В юридической литературе 30-40-х годов  издательский договор толковался как  один из способов отчуждения, “переуступки”  автором принадлежащего ему исключительного  права на издание и распространение  своего произведения2. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”.

       Теория  “уступки, отчуждения” авторских  прав нашла поддержку в работах  более поздних лет. Автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность3.

       Исключительный  характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.

       Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора - не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.

       Ранее уже отмечалось целесообразность определения  авторского договора на основе анализа  издательского договора, так как  последний наиболее полно урегулирован действующим законодательством  и исследован юридической наукой, что оправдывает использование выводов, сформулированных на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики их реализации другими авторскими договорами.

       С учетом вышеизложенного можно сформулировать понятие авторского договора и, тем  самым, устранить пробел в действующем авторском законодательстве. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами4.

       Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. Несмотря на то, что и по трудовому и по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном случае отношения регулируются нормами трудового права, в другом — гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений с организацией.

       По  общему правилу, авторский договор  носит консенсуальный, взаимный и  возмездный характер.

       Что касается формы авторского договора, то авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключения составляют договоры об использовании  произведения в периодической печати. для которых предусмотрена устная форма.

       О последствиях несоблюдения письменной формы договора, в данном случае применима норма ст. 162 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора сослаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность в случаях, прямо указанных в Законе или в соглашении сторон.

Информация о работе Особенности и виды авторских договоров