Особенности и виды авторских договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена определениям, видам и особенностям авторских до-говоров. Их различные виды и формы анализируются в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора

ГЛАВА 2.ЭЛЕМЕНТЫ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

2.1. Предмет авторского договора и его условия

2.2 Стороны авторского договора

2.3. Срок действия договора

2.4. Форма авторского договора

2.5. Ответственность по авторскому договору

2.6. Содержание авторского договора

2.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

3.1. Порядок заключения авторского договора

3.2 Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договор

3.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ПРАВ АВТОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ГП.DOC

— 207.00 Кб (Скачать)

       Пользователь  по такому авторскому договору также  может быть обязан:

       а) по требованию автора предоставлять ему возможность ознакомиться с бухгалтерскими  и  иными документами, содержащими сведения по использованию произведения;

       б) по  мере поступления платежей за использование предоставленных  ему прав отчитываться перед Автором  об объемах реализации.

       В общих чертах обязанности автора, как правило, сводятся, к следующему. Автор должен создать и передать пользователю произведение, которое  соответствует условиям заключенного договора.

       Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера автор может за свой счет привлекать любых лиц не спрашивая согласия заказчика.

       Автор должен представить заказанное ему  произведение в определенный договором  срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой автор  может представить произведение досрочно, если только в договоре не предусмотрено иное. Произведение должно быть передано заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетентному представителю заказчика. Для предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения стоит оформлять соответствующим письменным документом, например особой распиской.

       Следующей обязанностью автора является доработка произведения по требованию заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается заказчиком по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него исправлений, изменений, уточнений или дополнений.

       Обязанностью  автора является его участие в  подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит  от вида произведения и способа его  использования.

       Пользователь  произведения обычно принимает на себя следующие обязанности. В первую очередь он должен принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено пользователем по существу в установленный договором срок. В течении этого срока пользователь должен письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо об его отклонении по основаниям предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведения поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Приобретая по договору права на использование произведения пользователь обязан обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. В авторских договорах обычно указывается, что пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никакие изменения в частности сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. Однако при заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения.

       В качестве особой обязанности пользователя, должна быть выделена его обязанность  привлечь автора  к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен способствовать выпуску произведения в свет. Одновременно это обычно является и правом автора. Поэтому если пользователь не привлекает автора к данной работе, автор может сам настоять на этом.

       Закон об авторском праве не возлагает на приобретателей авторских прав обязанность по реальному использованию произведения, что едва ли может рассматриваться в качестве достоинства данного закона, поэтому если автор заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения публики, он должен сам позаботиться о включении в авторский договор условия обязывающего пользователя использовать произведение оговоренными в договоре способами и в определенном объеме. Важным, является и указание в договоре конкретного срока, в течении которого пользователем должна быть выполнена эта обязанность.

       Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на пользователе лежит обязанность  по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма и сроки выплаты определяется сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов.

       Наряду  с рассмотренными обязанностями  в авторских договорах могут  предусматриваться и иные обязанности, как авторов, так и пользователей. 

    1. Размер, порядок и сроки  выплаты вознаграждения
 

       Право на авторское вознаграждение — одно из правомочий автора наряду с правом на имя, на неприкосновенность и др.9

       Существовавшая  долгие года процедура полистной оплаты труда автора, теперь не имеет столь широкого распространения: вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если этот способ исчисления вознаграждения невозможен в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение устанавливается в виде фиксированной суммы .

       Согласование  размера вознаграждения призвано установить баланс интересов авторов и пользователей. Этому способствует деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, выступающих в качестве посредников. Посреднический вариант решения вопроса авторских прав не предполагает коммерческих интересов организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, т.к. подобного рода организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

       Финансовые  условия, на которых пользователям  предлагается заключить соглашение с организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, зачастую никак не связаны с установленными минимальными ставками авторского вознаграждения, расчет сумм соглашения, как правило, не приводится. Общепринятые в мировой практике методики исчисления авторского вознаграждения, в частности, за публичное исполнение на телевидении и радио, значительно упрощаются, приводя к дисбалансу интересов участников данных правоотношений в пользу своекорыстных интересов организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

       Проблема  монополии авторско-правовых обществ не нова для мирового сообщества. Общепризнанным является положение о том, что деятельность авторско-правовых обществ как абсолютных монополистов должна быть под адекватным контролем. В ряде стран (например, Франция) применяется всеобщий антитрестовский закон. В тех странах, где авторско-правовые общества не подпадают под антитрестовское законодательство (например, Германия) предусмотрена арбитражная процедура. Так, в Германии, в случае спора между авторско-правовыми обществами и пользователями о размере вознаграждения соответствующая лицензия будет выдана, если запрошенное вознаграждение уплачено или положено на депозит до судебного решения о судебной уплате.

       Как уже отмечалось ранее, в качестве обычного способа определения размера  вознаграждения выступает определение его в виде процента от дохода, полученного от использования произведения.

       Условие о том, что вознаграждение должно определяться в авторском договоре в виде определенного процента от дохода, является рекомендательным — законодатель как бы «подталкивает» стороны к установлению вознаграждения таким способом.

       Вместе  с тем, допускается возможность определения вознаграждения иным образом, если определить вознаграждение в виде процента от дохода «невозможно ... в связи с характером произведения или особенностями его использования».

       Следует считать, что если стороны подписали  авторский договор, по которому вознаграждение определено «иным образом», ни одна из сторон — ни автор, ни пользователь уже не может ссылаться на то, что вознаграждение можно было определить в виде процента от дохода.

       Авторский договор может предусматривать  выплату аванса.

       Авансом считаются любые суммы, выплачиваемые  до того, как у пользователя образуется доход от использования произведения.

       Обязанность выплаты аванса устанавливается лишь для договоров заказа. Договор может предусматривать различные сроки выплаты вознаграждения.

       Если  срок выплаты вознаграждения в договоре не указан, вознаграждение должно выплачиваться сразу же после образования дохода у покупателя.

       В договорах подобного рода должно быть указано максимальное количество копий, которое пользователь вправе изготовить и распространить. Превышение этого числа копий требует  заключения нового договора.

       ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА 

       3.1. Порядок заключения авторского договора и его стороны 

       Итогом  согласования условий, которые стороны  сочтут существенными, является заключение договора (ст. 432 Гражданского кодекса РФ).

       Порядок заключения договора предопределяется степенью готовности произведения. Так, по договору на готовое произведение автор передает готовое произведение, а по договору заказа автор принимает на себя обязательство создать произведение в будущем. Порядок определяется главой 28 Гражданского кодекса РФ «Заключение договора». Считаю целесообразным рассмотреть данный вопрос с учетом сложившейся практики.

       Готовое произведение, представленное в издательство, киностудии и т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается. Организация (физические лица, занимающиеся использованием произведения) принимает решение о пригодности этого произведения к изданию. Если произведение будет одобрено, то это является основанием для заключения договора. Таким образом, предварительная работа организации над готовым произведением заканчивается, а в тексте договора должно быть указано, что произведение представлено и одобрено. Следует учитывать, что на этой стадии произведение может не получить одобрения организации. В этом случае оно передается автору на доработку, а договор на готовое произведение будет заключен лишь после его одобрения организацией.

       Как уже отмечалось, к моменту заключения договора заказа (литературного, художественного  и т.д.) произведения еще не существует, а характер отношений между сторонами совсем иной.

       Так, автор будущего произведения должен представить заявку, план или проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его  осуществления и использования  материала. Организация вправе предъявить к заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, который приравнивается к творческой заявке. Театр оказывает автору творческую помощь в создании произведения, знакомит автора с составом труппы и технической частью театра, дает ему консультации по теме произведения. С согласия автора в театре проводится обсуждение предварительных вариантов произведения.

       В творческой заявке, представляемой киностудии, должны излагаться основная идея, сюжетный замысел, даваться характеристика главных действующих лиц будущего сценария, содержаться полное и последовательное описание действия, а также диалоги, титры. От автора требуется учитывать производственно-экономические показатели, т.е. число снимаемых объектов, массовых сцен и т.д.

       Издательство  также проводит предварительную, преддоговорную работу с автором, которая состоит  из собеседования, изучения и оценки плана, проспекта или плана-проспекта  произведения (перечня разделов и  подразделов с изложением содержания каждого), а также из изучения и оценки одной из глав или одного из разделов будущей книги. Одновременно уточняется тип издания, жанр произведения, основной круг читателей, на которых будет рассчитано издание. Авторская заявка, план, проспект или отдельная глава рассматриваются издательством, после чего автору сообщается, принято ли его произведение, отклонено или продолжает изучаться. При положительной оценке, авторская заявка утверждается, включается в тематический план, а с автором заключается договор литературного заказа.

       Очевидно, что организация по договору заказа заинтересована получить доброкачественное  произведение, поэтому при изучении и обсуждении авторской заявки одна определяет параметры произведения. Утверждение творческой заявки означает согласование автором и организацией всех требований, предъявляемых к будущему произведению, а также лишает организацию права выходить за рамки творческой заявки, согласованной с автором. Помимо всего прочего, для организации, заключающей договор с автором, создающим произведение, существует известная степень риска. Никто не застрахован от того, что автора может постичь творческая неудача, а его произведение нельзя будет использовать. В таких случаях организация (издательство, театр и др.) несет материальные убытки, так как обязана выплатить автору аванс. Поэтому закономерно требование организации к автору о предоставлении развернутого плана-проекта.

Информация о работе Особенности и виды авторских договоров