Особенности и проблемы реализации личных неимущественных прав ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Целями данного исследования являются комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с реализацией и защитой семейных личных неимущественных прав ребенка, и обоснование необходимости введения новых эффективных способов защиты семейных прав ребенка.

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3

Глава 1. Общая характеристика семейных личных неимущественных прав ребенка_________________________________________________________ 6
1.1. Исторические предпосылки формирования системы личных неимущественных прав ребенка в отечественном семейном праве _ 6
1.2. Понятие и классификация семейных личных неимущественных прав ребенка _________________________________________________________ 8
Глава 2. Реализация и защита личного неимущественного права ребенка жить и воспитываться в семье ___________________________________________12
2.1. Особенности реализации и защиты правомочий на проживание в семье, знать своих родителей, на получение воспитания ______________________12
2.2. Особенности реализации и защиты правомочий на совместное проживание с родителями, на общение с родителями и близкими родственниками __________________________________________________18
Заключение ______________________________________________________23
Список литературы _______________________________________________ 25

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа семейное право Голубенко.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

3. Права, обеспечивающие  реализацию личности ребенка  во внешнем мире.

К правам этой группы относятся: право ребенка на свободу  ассоциации и свободу мирных собраний, на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Семейно-правовой характер в этой группе носит право ребенка свободно выражать свое мнение и взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы (в эту же группу могут быть отнесены и права несовершеннолетнего родителя, который сам является ребенком).

4. Права, обеспечивающие  защиту ребенка. 

Права, входящие в данную группу, предполагают приведение в действие  наличествующего правового механизма защиты. К ним относятся право на защиту ребенка как вовне, так и внутри семьи, на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, право на представительство в судах, государственных и муниципальных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Реализация и защита личного неимущественного права ребенка жить и воспитываться в семье.

 

2.1. Особенности  реализации и защиты правомочий на проживание в семье, знать своих родителей, на получение воспитания.

 

Понятие социализации ребенка включает процессы и результаты становления, формирования, развития индивидуума  и адаптации его в обществе. Это процесс диалектического  взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» в общественные структуры посредством привития социально необходимых качеств. К правам, обеспечивающим социализацию ребенка, относятся такие, которые обусловливают процесс становления и совершенствования личности, адаптацию ребенка к социальным условиям, в которых он будет жить, привитие ему необходимых моральных качеств, навыков общения, достижение необходимого минимума знаний и т. п. Как было указано ранее, семейным личным неимущественным правом, обеспечивающим социализацию ребенка, является его право жить и воспитываться в семье.

 Право ребенка  жить и воспитываться в семье  реализуется прежде всего во  внутреннем (родительском и заменяющем  его) правоотношении. В этом правоотношении  в содержание субъективного права  управомоченного лица (ребенка) входит восприятие направленного воздействия родителей и заменяющих их лиц. Ребенок не может требовать понуждения родителей или иных родственников воспитывать его, общаться, совместно проживать с ним. Исполнение обязанностей родителями (заменяющими их лицами) обеспечивается нормами морали и принудительной силой государства, установившего ответственность за их невыполнение. Несовершеннолетний может защитить свое право жить и воспитываться в семье в случае злоупотреблений, жестокого обращения, обратившись в органы опеки и попечительства или в суд.

 Защита прав ребенка  осуществляется в судебном и  административном порядке. В российском  и зарубежном праве традиционно  споры о воспитании ребенка  рассматриваются, исходя из его  интересов. 

 Право ребенка  жить и воспитываться в семье включает следующие правовые возможности: знать своих родителей, быть устроенным на воспитание в семью, если он останется без попечения родителей, на получение воспитания, совместное проживание с родителями (заменяющими их лицами), на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками.

 В Преамбуле  Конвенции о правах ребенка  содержится важнейший принцип  правового статуса ребенка: для  полного и гармоничного развития  личности ребенку необходимо  расти в семейном окружении,  в атмосфере счастья, любви и понимания. СК РФ в п. 2 ст. 54 также указывает, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Семья является наиболее естественной средой для развития несовершеннолетнего, условием успешной социализации.

 Предпочтительность  семьи для воспитания несовершеннолетних  проявляется и в выборе формы  устройства ребенка, оставшегося  без попечения родителей. Согласно  п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся  без попечения родителей, подлежат  передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

 Конвенция о правах  ребенка предусматривает, что  государства должны обеспечить, чтобы ребенок не разлучался  со своими родителями вопреки  их желанию, за исключением  случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (ст. 9).

 Существующие  в российском законодательстве  способы публичного воздействия  в случае нарушения прав ребенка родителями (заменяющими их лицами) предусматривают прежде всего его изъятие из семьи, поэтому их применение вызвано уже свершившимся фактом правонарушения, хотя основной задачей органов, имеющих целью своей деятельности защиту прав несовершеннолетних, должны стать превенция, предупреждение нарушений в этой области.

 Самой применяемой  мерой является лишение родительских  прав. Отмечено, что положения о  лишении родительских прав утратили  свою действенность. Большинство  дел рассматривается в заочном  производстве, отсутствует желание родителей сохранить родительские права, что свидетельствует о том, что для подобных лиц материнство, отцовство не являются ценностью.

 В тех случаях, когда  родители являются в суд, оспаривают  необходимость лишения родительских прав, демонстрируют изменение отношения к воспитанию ребенка, решение о лишении родительских прав, как правило, не выносится. В судебном заседании исследуется не только поведение в прошлом, но и настоящее отношение родителей к своим обязанностям, не изменилось ли отношение родителей к ним.

Необходима большая вариативность  решений органов опеки и попечительства при их вмешательстве в семейную жизнь граждан. Возможно, имеет смысл  в целях защиты прав ребенка допустить  в законе возможность осуществления  заботы о физическом благополучии ребенка (физической опеки) и действий по представительству ребенка (юридической опеки) разными лицами. Это позволило бы органам опеки и попечительства более оперативно реагировать на нарушения прав детей, когда нет оснований для применения радикальных санкций.

И, повторимся, зачастую применение мер воздействия связано с  желанием привлечь к ответственности  родителей, тогда как основной целью  должно быть улучшение положения  детей и профилактика нарушений  их прав.

 Одним из  важных личных прав ребенка является право знать своих родителей, предусмотренное ст. 7 Конвенции о правах ребенка и п. 1 ст. 54 СК РФ. Юридическими гарантиями реализации этого права являются возможность установить отцовство в судебном порядке и провести розыск родителей ребенка.

 Согласно  ст. 49 СК РФ, один из родителей,  опекун (попечитель) ребенка, лицо, на  иждивении которого находится  ребенок, сам ребенок с 18 лет  вправе обращаться в суд с  иском об установлении отцовства.  Несовершеннолетние родители с  14 лет вправе признавать и устанавливать отцовство в отношении своих детей. Суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

Установление  отцовства означает возникновение  юридических отношений между  отцом и ребенком. Однако в силу того, что невозможно понуждение отца к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, общению с ним, установление отцовства имеет основной задачей возникновение обязанности по содержанию ребенка, возможности наследования после родителя и тому подобное, что подтверждается и возможностью фактического воспитателя, опекуна требовать установления отцовства, реализация которой продиктована не озабоченностью, чтобы ребенок знал своего отца, а недостатком денежных средств.

 Затруднена  реализация права ребенка знать своих родителей и в случае, если ребенок был усыновлен. Согласно ст. 139 СК РФ судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, должны сохранять тайну усыновления. За ее разглашение в ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность. Тайна усыновления существует далеко не во всех странах. Юридическая обязанность сообщить ребенку о его усыновлении и о его родителях после достижения им возраста совершеннолетия у усыновителей отсутствует, вопрос решается по их усмотрению.  Согласно п. 2 ст. 47 ФЗ «Об актах гражданского состояния» работники органов ЗАГС не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.

Важнейшим из прав ребенка является право на получение воспитания, которое представляет собой процесс формирования системы ценностей детей, желательных поведенческих навыков, передачи им убеждений, верований, страхов.

 Право ребенка  на получение воспитания представляет  собой юридическую возможность приобретения им желательных для социума поведенческих навыков, формирования системы ценностей в результате совокупности юридических и фактических действий родителей и заменяющих их лиц. Эти действия включают заботу о здоровье и физическом развитии, нравственном, психологическом, интеллектуальном развитии ребенка, развитие индивидуальных способностей и привитие трудовых навыков, осуществление надзора за ребенком, определение ребенка в воспитательное и образовательное учреждение, применение мер воспитательного воздействия, сотрудничество с детскими и школьными учебными и воспитательными заведениями и т. д.

 В научных  исследованиях отмечается присутствие  публично-правового начала в реализации  этого правомочия ребенка в  силу заинтересованности общества в воспитании детей. Осуществление родителями (заменяющими их лицами) своих обязанностей, являющихся элементом содержания внутреннего родительского (заменяющего его) правоотношения, находится под общим контролем государственной власти, которая заботится об устранении возможных злоупотреблений. Причиной возникновения такого мнения являются особенности реализации этого правомочия ребенка: управомоченное лицо не может отказаться от реализации своего права, так как это противоречит интересам общества. Однако необходимо отметить, что само родительское правоотношение, в котором в основном и реализуется это право несовершеннолетнего, является частно-правовым отношением, публичный характер имеют меры юридической ответственности, применяемые в случае уклонения родителей (заменяющих лиц) от исполнения обязанностей. Закрепление в СК РФ ответственности родителей за воспитание и развитие детей, обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также преимущественного права на воспитание родителями своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК РФ) гарантирует реализацию этого права.

 Субъективное  право родителей (заменяющих их  лиц) на воспитание ребенка  является элементом содержания  правоотношения, возникающего между каждым из родителей (заменяющих их лиц) и третьими лицами, имеющим абсолютный характер. Преимущественное право на воспитание ребенка выражается в том, что родители (заменяющие их лица) вправе выбирать формы и методы воспитания ребенка, третьи же лица не вправе вмешиваться в воспитательный процесс.

 Преимущественное  право на воспитание ребенка  дает возможность родителям (одному  из них) требовать возврата  ребенка от любого лица, удерживающего  его не на основании закона. В соответствии со статьей  68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав. В основе нормы лежит презумпция предпочтительности воспитания детей родителями. В случае спора между родителями и лицами, фактически воспитывающими ребенка, предпочтение отдается родителям.

 Согласно  абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 68 СК РФ суд  с учетом мнения ребенка вправе  отказать в удовлетворении иска родителей о его возврате, оставив несовершеннолетнего с лицом, у которого он находится, либо передав на попечение органов опеки и попечительства.

 При принятии  решения суд должен исходить  из личности родителей, их влияния  на ребенка, чувств ребенка к родителям и других заслуживающих внимания обстоятельств.

 

2.2. Особенности  реализации и защиты правомочий  на совместное проживание с родителями, на общение с родителями и близкими родственниками.

Для того чтобы  ребенок мог получить полноценное воспитание, необходимо его совместное проживание с родителями и заменяющими их лицами. Кроме того, совместное проживание ребенка с родителями (заменяющими их лицами) предполагает наличие постоянного законного представителя несовершеннолетнего.

 Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Из сказанного можно сделать вывод, что начиная с 14 лет дети сами могут выбирать место своего жительства, думается, что с согласия своих родителей и попечителей. Однако в п. 2 ст. 36 ГК РФ предусматривается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства

 Существование  двух норм, предусматривающих разные  возрастные границы при регулировании  сходных отношений, недопустимо,  поэтому этот вопрос требует  внесения ясности в целях устранения  теоретических и практических  проблем. Необходимо учесть и то, что СК РФ вообще не предусматривает возможности раздельного проживания детей и родителей. В судах при рассмотрении дел о разводе применяются положения статьи 24 СК РФ: при отсутствии соглашения о детях суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. Возраст ребенка не влияет на это право суда. Буквально трактуя положения СК РФ, можно прийти к выводу, что родители не имеют права проживать раздельно с несовершеннолетним, даже если он достиг возраста 14 лет.

Информация о работе Особенности и проблемы реализации личных неимущественных прав ребенка