Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:07, контрольная работа
Целями данного исследования являются комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с реализацией и защитой семейных личных неимущественных прав ребенка, и обоснование необходимости введения новых эффективных способов защиты семейных прав ребенка.
Введение _______________________________________________________ 3
Глава 1. Общая характеристика семейных личных неимущественных прав ребенка_________________________________________________________ 6
1.1. Исторические предпосылки формирования системы личных неимущественных прав ребенка в отечественном семейном праве _ 6
1.2. Понятие и классификация семейных личных неимущественных прав ребенка _________________________________________________________ 8
Глава 2. Реализация и защита личного неимущественного права ребенка жить и воспитываться в семье ___________________________________________12
2.1. Особенности реализации и защиты правомочий на проживание в семье, знать своих родителей, на получение воспитания ______________________12
2.2. Особенности реализации и защиты правомочий на совместное проживание с родителями, на общение с родителями и близкими родственниками __________________________________________________18
Заключение ______________________________________________________23
Список литературы _______________________________________________ 25
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности и проблемы реализации личных неимущественных прав ребенка».
Выполнил:
студентка 2 курса ОЗО
направления «Юриспруденция»
группа 114 юм
О.А. Голубенко
Научный руководитель:
Ст. преподователь
Л.И. Кучинская
Тюмень 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________
Глава 1. Общая характеристика
семейных личных
1.1. Исторические
предпосылки формирования систе
1.2. Понятие и классификация семейных
личных неимущественных прав ребенка
______________________________
Глава 2. Реализация и
защита личного неимущественного права
ребенка жить и воспитываться в семье
______________________________
2.1. Особенности реализации и защиты правомочий на проживание в семье, знать своих родителей, на получение воспитания ______________________12
2.2. Особенности реализации
и защиты правомочий на
Заключение ______________________________
Список литературы ______________________________
Признание ребенка
полноправной личностью является результатом
поступательного формирования в
обществе гуманистических идей: от абсолютизма родительской
власти и фактически бесправного положения несовершеннолетнего
Результатом формирования в общественном сознании мнения
о необходимости предоставления каждому
ребенку государственных гарантий, призванных
обеспечить его воспитание и развитие,
стало принятие международных деклараций и
конвенций, прежде всего, Декларации прав
ребенка 1959 г. и Конвенции ООН о правах ребенка
1989 г. Ратификация последней и привела
к появлению в Семейном кодексе Российской
Федерации главы 11 -«Права несовершеннолетних
Анализ российского законодательства и правоприменительной практики показывает, что в сфере реализации и защиты личных неимущественных прав детей существует множество проблем. Состояние современного общества свидетельствует о наличии своего рода «опережения» правового статуса ребенка по сравнению с его фактическим социальным статусом.
Задачами юридической науки на настоящем этапе являются определение оснований, способов и пределов вмешательства государства в семейные отношения, дальнейшая разработка и совершенствование существующих мер защиты прав ребенка. Необходима теоретическая разработка мер защиты неимущественных прав ребенка, которые могут применяться без отобрания ребенка, так как важно не столько наказать родителей и заменяющих их лиц, сколько предупредить правонарушение, по возможности сохранив семейные отношения.
Реализация неимущественных прав детей затруднена и наличием в законе многочисленных пробелов. В качестве примера можно привести норму п. 2 ст. 56 СК РФ, предоставляющую детям, достигшим возраста 14 лет, право обращайся в суд в случаях невыполнения родителями обязанностей по воспитанию, злоупотребления родительскими правами, но не определяющую предмета иска. Остается открытым и вопрос, каким образом можно защитить право ребенка на жизнь и здоровье в случае необоснованного отказа родителей от медицинского вмешательства в отношении ребенка. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящею исследования.
Целями данного исследования являются комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с реализацией и защитой семейных личных неимущественных прав ребенка, и обоснование необходимости введения новых эффективных способов защиты семейных прав ребенка.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) проведение
исторического анализа
2) изучение и
анализ действующего законодате
3) выявление сущности и особенностей личных неимущественных отношений в сфере реализации прав детей;
4) исследование
структуры неимущественных семе
5) изучение особенностей реализации правовых норм, формулирующих личные неимущественные права ребенка в семье;
6) выработка
и обоснование предложений и
рекомендаций по
Объектом исследования являются семейные личные неимущественные права ребенка и особенности их реализации и защиты.
В рамках исследования анализируются
правовые нормы, содержащиеся в семейном,
гражданском, гражданском процессуальном
Методологической основой исследования явился технико-юридический метод комментирования, научной систематизации и доктринального толкования правовых норм с применением формальной логики. Выводы опираются на исторический и сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного семейного законодательства. В работе использованы как общие методы научного познания (диалектический, системный), так и частно-научные приемы - формально-юридический, метод правового моделирования, статистический и иные методы исследования.
Глава
1. Общая характеристика семейных личных
1.1. Исторические
предпосылки формирования
Специфика правового положения ребенка на протяжении последних десятилетий является предметом постоянного интереса исследователей в различных отраслях права. Забота о потомстве является важнейшей составляющей жизни человека, но только в двадцатом веке ребенок в полной мере стал признаваться субъектом правовых отношений.
Ребенком, согласно ст.1 Конвенции ООН «О правах ребенка» и п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ), является лицо, не достигшее возраста 18 лет. В целях обеспечения прав и интересов несовершеннолетних в СК РФ впервые была включена глава, регулирующая права детей - личные неимущественные и имущественные права, что, в первую очередь, связано с ратификацией СССР вышеназванной конвенции в 1990 году.
Изначально право практически не регулировало внутренние семейные отношения между родителями и детьми, это была сфера влияния церкви. Государственные установления касались лишь отдельных имущественных отношений, связанных с наследованием, опекой. Дети выступали наследниками без завещания1, существовала опека над сиротами, опекуном назначался один из близких родственников, которому передавалось во временное пользование движимое и недвижимое имущество, принадлежащее детям. Родительская власть в течение длительного времени была абсолютной и представлялась формой права собственности.2 В Русской правде при совершении убийства в разбое предусматривалось такое наказание, как выдача с женой и детьми на поток и разграбление, что предполагало также превращение в холопов жены и детей преступника.3
Ослабление родительской власти происходило постепенно. Судебник 1550 года запрещал холопам-родителям холопить своих детей, родившихся на свободе. Детям под угрозой расправы было запрещено жаловаться на своих родителей, тогда как последние могли прибегнуть к содействию публичных органов власти в случае неповиновения детей.
Признание за детьми определенных личных прав связывают с деятельностью Петра I. Издаются указы, запрещающие отдавать детей помимо их воли в монастырь, был ограничен пятью годами срок, на который родители могут отдавать своих детей в наем, запрещено было женить и выдавать замуж детей помимо их воли. В этот же период было ужесточено наказание за убийство детей.
Во время царствования Екатерины II получил дальнейшее развитие институт публичного наказания детей за семейные правонарушения, были учреждены смирительные дома для заключения туда детей, заслуживающих наказания за оскорбление родителей. Активно развивается система учреждений для сирот: появляются, кроме церковных, общественные образования, носящие сословный характер. В ряде нормативных актов предусматривается порядок учреждения дворянской опеки, ее целями были наблюдение за управлением имением малолетнего, а также получение им пристойного воспитания и содержания.
Ко второй половине XIX-го века в России Гражданским уложением были урегулированы основные семейно-правовые институты, включая положения о родительской власти, под которой понималась естественная зависимость детей от родителей.4 Она уже понималась не столько как неограниченное право, а как обязанность по отношению к детям.
Родительская власть распространялась на детей обоего пола, независимо от возраста. Прекращение родительской власти связывалось только со смертью родителей или лишением их всех прав состояния, если дети не последовали в ссылку за своими родителями.5
В конце XIX-го - начале ХХ-го века в России началось и постепенное изменение правового положения незаконнорожденных детей, которое на тот момент было более чем бесправным. Понятие «незаконнорожденный ребенок» появилось со времени появления церковного брака, при его рождении женщина заключалась в монастырское учреждение (церковный дом) для отбывания церковного наказания. Согласно статье 132 Свода Законов гражданских к внебрачным детям относились: рожденные незамужней женщиной, рожденные не от мужа (от прелюбодеяния), рожденные после смерти мужа матери по истечении 306 дней. Юридической связи между детьми и родителями в это случае не возникало. Они не приобретали прав состояния не только отца, но и матери, не могли наследовать после смерти родителей.
1.2. Понятие и классификация семейных личных неимущественных прав ребенка.
В литературе традиционно выделяют следующие признаки личных неимущественных прав, не связанных с имущественными:
1) они не
имеют экономического
2) они неотделимы от личности субъекта, неразрывно связаны с ним и не подлежат в какой бы то ни было форме отчуждению;
3) неимущественные права направлены на выявление и развитие индивидуальности лица;
4) они появляются у человека в момент рождения и неразрывно связаны с ним на протяжении всей жизни;
5) они реализуются
в личных неимущественных
Перечень прав ребенка в Конвенции о правах ребенка, СК РФ довольно обширен: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, рассчитывать на их заботу, на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, на защиту прав и законных интересов и т. д.
В силу фактического неравенства таких субъектов как родители (заменяющие их лица) и дети, семейное законодательство содержит ряд норм, предоставляющих дополнительные гарантии несовершеннолетним, нуждающимся в особой защите.
Семейные личные неимущественные права ребенка – это субъективные личные права, возникающие с рождения и прекращающиеся с достижением полной дееспособности, направленные на нормальное развитие и социализацию ребенка и имеющие высокую степень публичного интереса, заключающегося в осуществлении контроля за действиями родителей и заменяющих их лиц.
Неимущественные права ребенка, абстрагируясь от отраслевой принадлежности, можно классифицировать по социофункциональному критерию на четыре группы:
1. Права, обеспечивающие автономию личности ребенка.
К этой группе относятся право на жизнь, право на имя (семейно-правовые аспекты), свойственные любому индивиду, право на неприкосновенность личной, семейной жизни, отражающее принцип невмешательства в частную, интимную сферу лица, как государства, так и других лиц, право на уважение чести и достоинства.
2. Права, обеспечивающие социализацию ребенка.
К правам этой группы относится и такое семейное право ребенка, как право жить и воспитываться в семье. Иные права, обеспечивающие социализацию личности (право на получение образования, на приобщение к культуре, языку, религии своего народа, право пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми), в семейных отношениях реализуются путем возложения на родителей (заменяющих их лиц) обязанности обеспечить получение ребенком основного общего образования и осуществлять воспитание ребенка в рамках родительского (заменяющего его) правоотношения.
Информация о работе Особенности и проблемы реализации личных неимущественных прав ребенка