Особенности договора доверительного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Указ предполагал смену прав собственности при передаче имущества в траст. Таким образом, речь шла не о доверительном управлении как институте обязательственного права, а о доверительной собственности, то есть о возникновении вещных прав у доверительного управляющего. Российская правовая традиция привязывает право собственности к одному лицу и не допускает деление правомочий собственника между двумя и более лицами (как это было в феодальной системе, где существовала так называемая разделенная собственность).

Содержание

Введение……………………………………………………..……………..……с.3

Глава 1. Договор доверительного управления. Сущность и основные понятия….…………………………………………………………….……….…с.5
1.1 Понятие договора
1.2 Доверительное управление
1.3 Значение договора доверительного управления
1.4 Основные принципы договора доверительного управления
1.5 Договор доверительного управления - фидуциарная сделка

Глава 2. Заключение договора. Прекращение договорных обязательств договор доверительный управление фидуциарный…….…………………...с.19
2.1 Объекты доверительного управления
2.2 Субъекты доверительного управления
2.3 Права и обязанности сторон по договору доверительного управления
2.4 Основания для прекращения договора

Глава 3. Риск собственника имущества. Существующие отличия договора доверительного управления от иных видов договоров ……………………..с.25
3.1 Виды рисков при доверительном управлении

Заключение…………………………………….…………………………...…..с.26

Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………………………………..……………….…..с.27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс.docx

— 49.68 Кб (Скачать)

Решением указанных ситуаций будет заключение договора доверительного управления имуществом. Основная обязанность  которого - возложить бремя осуществления  правомочий собственника на другое лицо, способное их эффективно использовать в интересах собственника либо по его указанию в интересах других лиц.

Доверительное управление может  быть учреждено для любых целей, не противоречащих закону. Например, поддержание  имущества в надлежащем состоянии. Основной же целью доверительного управления является извлечение от эксплуатации имущества наибольшей выгоды.

Будущее договора доверительного управления видится довольно перспективным. Данный договор отличается необычной  для континентальной системы  права гибкостью правового регулирования, отвечающей насущным потребностям экономики  переходного типа с ее нестабильностью  и поисками эффективных и оперативных  решений.

Особое место в деятельности по доверительному управлению имуществом занимают банки. Данная деятельность в  работе российских банков занимает значительное место. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» в ст.5 устанавливает  право банков «осуществлять доверительное  управление денежными средствами и  иным имуществом по договору с физическими  и юридическими лицами». На данный момент действует Инструкция Центрального Банка, в которой установлен порядок  осуществления операций доверительного управления и определено место доверительных  операций в финансовой отчетности банков.

Кредитные организации осуществляют операции доверительного управления на основании лицензии. Лицензия выдается Банком России.

Необходимо отметить, что  раньше банки управляли имуществом каждого клиента персонально. Такое  управление требовало значительных затрат. В настоящее время Инструкция ЦБ (указанная выше), предусматривает, что банки могут создавать  общие фонды банковского управления (ОФБУ). Они представляют собой имущественный  комплекс, который состоит из имущества, передаваемого в доверительное  управление разными лицами, и объединяемого  на праве общей собственности, а  также приобретаемого доверительным  управляющим при осуществлении  доверительного управления.

В настоящее время наиболее распространена передача в доверительное  управление пакетов акций акционерных  обществ, образованных в порядке  приватизации государственной и  муниципальной собственности.

Порядок передачи пакетов  акций в доверительное управление регулируется двумя указами Президента РФ. «О передаче в доверительное  управление закрепленных в федеральной  собственности акций акционерных  обществ, созданных в процессе приватизации» - от 9 декабря 1996г, № 1660. И от 30 сентября 1995г. №986 - «О порядке принятия решений  об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности  акциями».

Передача акций в управление юридических и физических лиц  осуществляется на принципах публичности  и гласности. Установлено, что решения  о передаче акций в управление юридических и физических лиц, принимаются  на основании указов Президента РФ, определяющих сроки и формы управления или распоряжения конкретными акциями. Передача в доверительное управление акций, закрепленных в федеральной  собственности, осуществляется по итогам конкурса на право заключения договора доверительного управления, проводимого  по решению Правительства РФ.

Однако данные указы не определяют особенностей построения взаимоотношений  между сторонами договора, определения  источников выплат компенсаций и  вознаграждений доверительному управляющему, и также организации бухгалтерского учета доверительных операций.

Не сегодняшний день доверительное  управление акциями акционерных  обществ, образованных в порядке  приватизации, широко применяется в  угольной промышленности. Во исполнение выше обозначенных указов Президента РФ Правительство РФ приняло Постановление  от 11 декабря 1996г. «О проведении конкурсов  на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной  собственности акциями акционерных  обществ угольной промышленности (угольных компаний)». Большое практическое значение имеет Приказ Министерства Финансов РФ от 13 мая 1997г. Порядок компенсации  затрат, связанных с доверительным  управлением закрепленными в  федеральной собственности акциями  акционерных обществ угольной промышленности и вознаграждения доверительных  управляющих». В этом документе определено, что источником компенсации затрат, связанных с доверительным управлением  акциями акционерных обществ, закрепленными  в федеральной собственности и переданными в доверительное управление учредителем доверительного управления, являются дивиденды по этим акциям. Определено, какие расходы подлежат компенсации и вознаграждение доверительному управляющему.

Акции, находящиеся в федеральной  собственности, могут передаваться в доверительное управление финансово-промышленным группам.

Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы (ст.2 ФЗ «О финансово-промышленных группах»).

Ранее передача пакетов акций  в доверительное управление финансово-промышленным группам не получала распространения. Для исправления сложившейся  ситуации правительству РФ поручается принимать меры по концентрации собственности  в центральных компаниях финансово-промышленных групп, обеспечив при необходимости  передачу в доверительное управление центральных компаний, закрепленных в федеральной собственности  пакетов акций участников финансово-промышленных групп ( Указом Президента РФ «О мерах  по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996г).

Специальной сферой применения рассматриваемого института является доверительное управление активами паевых инвестиционных фондов.

Указ Президента РФ ( «О дополнительных мерах по повышению эффективности  инвестиционной политики Российской Федерации» от 26 июля 1995г.) установил, что инвестиционная деятельность в Российской Федерации  может осуществляться путем приобретения паев паевых инвестиционных фондов, являющихся имущественными комплексами без  создания юридического лица, доверительное  управление имуществом которых осуществляется управляющими компаний в целях прироста имущества этих фондов.

Единственным на сегодняшний  день «специализированным доверительным  управляющим» считаются управляющие  компании инвестиционных паевых фондов.

Сами фонды были созданы  на базе имущества различного рода финансовых компаний, привлекавших средства физических и юридических лиц. Однако отношения с участием инвесторов (граждан или юридических лиц) и управляющих компаний на самом  деле не являются обязательствами из договора доверительного управления.

По своей экономической  сущности паевой фонд - это имущество, которое делится на паи (состоит  фактически из вкладов «инвесторов») и передается в управление управляющей  компании. Учет имущества, переданного  управляющей компании, осуществляет специальное лицо-депозитарий, с  которым компания заключает договор.

«Приобретение инвесторами  инвестиционных паев является заключением  инвесторами договора о доверительном  управлении с управляющей компанией», - гласит Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности  инвестиционной политики Российской Федерации». Из этого следует, что сами «инвесторы»  по своей воле именно договора доверительного управления не заключали. Кроме того, противоречит правилам о договоре доверительного управления и то, что «инвесторы»  не несут ответственности по обязательствам, связанным с управлением имуществом. Такая ответственность распространяется лишь на имущество фонда и собственное  имущество управляющей компании.

Как бы то ни было, но деятельность управляющих компаний квалифицируется  нормативными актами как доверительное  управление имуществом, и это направление  должно быть единственным в их деятельности. Функционирование таких компаний осуществляется только на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке Федеральной  комиссией по ценным бумагам и  фондовому рынку при Правительстве  РФ.

Обособленно стоит доверительное  управление имуществом подопечного, лица, над которым установлен патронаж или признанного безвестно отсутствующим.

ГК РФ в ст.38 предусматривает  возможность установления доверительного управления недвижимым или ценным движимым имуществом подопечного. При необходимости  управления на основании решения  органа опеки и попечительства с  доверительным управляющим заключается  соответствующий договор. Его стороной выступает орган опеки и попечительства, которому принадлежат права учредителя управления. Права управляющего по управлению имуществом соответствуют правам опекуна или попечителя (п.п. 2 и 3 ст.37 ГК).

Надо отметить, что нормы  о доверительном управлении имуществом подопечных действуют уже более  пяти лет. Однако они почти не нашли  применения на практике. Исследование работы органов опеки и попечительства в этой сфере показывают, что зачастую их сотрудники не имеют представления  о необходимости передачи имущества  подопечных в доверительное управление. Управление имуществом граждан, находящихся  под опекой или попечительством, осуществляется их опекунами, а роль органов опеки и попечительства сводится в основном к согласованию сделок с жильем или иным недвижимым имуществом подопечных лиц.

Такая ситуация объясняется  тем, что Положение об органах  опеки и попечительства утратило силу с 23 августа 1996г. Необходимо принятие нового Положения об органах опеки  и попечительства, где должен быть урегулирован порядок управления, детально установлены права и обязанности  опекуна, попечителя, доверительного управляющего. Однако названное Положение пока не принято, а нормы ГК не в состоянии  в деталях урегулировать все  правоотношения.

Для охраны имущественных  интересов гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, ст.43 ГК предусматривает  заключение органом опеки и попечительства на основании решения суда договора о доверительном управлении имуществом этого гражданина. Доверительный  управляющий обязан из управляемого имущества выдавать содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий  обязан содержать и погашать задолженность  по другим его обязательствам. Управление имуществом отменяется в соответствии с решением суда в случае явки гражданина.

Утратившее силу Положение  об органах опеки и попечительства РСФСР закрепило, что «исполнительные  комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов» как органы опеки и попечительства устанавливают и отменяют опеку  над имуществом граждан, признанных в установленном порядке безвестно  отсутствующими.

Какие подразделения местной  администрации в настоящее время  осуществляют функции органа опеки  и попечительства в отношении  охраны имущества безвестно отсутствующих  лиц? Согласно Закону РФ от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», районная и городская администрация, исполняя обязанности в области социальной защиты населения, обязана руководить опекой и попечительством (ст.64 и 75).

Таким образом, при наличии  вступившего в законную силу решения  суда о признании гражданина безвестно  отсутствующим заинтересованные лица вправе обратиться в местную администрацию  с требованием о назначении управляющего и заключении с ним договора доверительного управления имуществом.

Заключается договор доверительного управления и в случае установления патронажа (ст.41 ГК). При патронаже  договор заключается с совершеннолетним дееспособным подопечным (а не с  органом опеки и попечительства), который по состоянию здоровья не может самостоятельно реализовывать и защищать свои права и исполнять обязанности.

Надо отметить, что на практике патронаж в том виде, в  котором он предусмотрен в ГК, не существует. На деле одинокому, немощному  гражданину, не признанному в судебном порядке недееспособным, постановлением районной администрации назначается  «опекун». При необходимости совершения каких-либо сделок, требующих нотариального  удостоверения или государственной  регистрации, «опекун» использует доверенность. Во всех остальных случаях он представляет интересы своего подопечного на основании  постановления администрации.

Таким образом, мы видим, что  доверительное управление может  применяться в различных сферах. Однако на практике доверительное управление применяется лишь в отдельных  видах отношений, но в этих ситуациях  его использование вызывает различные  затруднения. Каковы же причины такого недостаточного распространения доверительного управления?

Основными причинами являются: Во-первых, правовая безграмотность наших  граждан, а также отсутствие квалифицированных  кадров управляющих. Во-вторых, неточности формулировок отдельных норм законодательства о доверительном управлении, а  также многочисленные пробелы в  гл.53 ГК. Выход здесь видится в  принятии специального закона о доверительном  управлении имуществом.

Кроме того, необходимы специальные  законы, которые регулировали бы деятельность по доверительному управлению в отдельных  отраслях. Например, закон о доверительном управлении недвижимым имуществом, государственным имуществом. Необходимо принятие нового Положения об органах опеки и попечительства.

 

1.4 Основные принципы  договора доверительного управления

Существуют основные юридические  аспекты, тонкости, касающиеся доверительного управления. Договор доверительного управления должен отвечать принципам, приведенным ниже.

1. Доверительный управляющий  всегда должен действовать в  интересах собственника - учредителя  правления (статья 1012 ГК РФ).

Информация о работе Особенности договора доверительного управления