Основания компенсации морального вреда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Практика судебных разбирательств свидетельствует о том, что работники медицинских организаций и учреждений неправильно понимают такую правовую категорию, как моральный ущерб. Бытовое толкование понятия моральный ущерб приводит к значительным денежным и временным потерям организации при возникновении разногласий с пациентом. Это касается также разногласий, которые рассматриваются в судебном порядке. Следовательно, необходимо внести ясность в понимание таких ключевых понятий.

Работа содержит 1 файл

moral'nyi_vred_v_zdravookhranenii..doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Актуальность темы

Практика судебных разбирательств свидетельствует о том, что работники  медицинских организаций и учреждений неправильно понимают такую правовую категорию, как моральный ущерб. Бытовое толкование понятия моральный ущерб приводит к значительным денежным и временным потерям организации при возникновении разногласий с пациентом. Это касается также разногласий, которые рассматриваются в судебном порядке. Следовательно, необходимо внести ясность в понимание таких ключевых понятий.

 

Моральный вред

Здоровье гражданина с точки зрения гражданского законодательства относится к так называемым нематериальным благам (ст. 150 ГК РФ). Ему может быть нанесен как прямой ущерб, так и моральный вред. Пленум Верховного суда РФ в Постановлении «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (п. 2) дает следующее определение: «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.»

 

Основания компенсации  морального вреда

Человек претерпевает страдания  во множестве случаев, в том числе  и в результате неправомерных  действий других лиц, но это не означает, что он во всех случаях приобретает  право на компенсацию морального вреда. Такое право возникает  при наличии предусмотренных законом условий, или оснований ответственности законом условий, или оснований ответственности за причинение морального вреда. В случае причинения пациенту морального вреда суд может возложить на виновное лицо обязанность компенсации такого вреда в денежной форме. Пациент имеет право потребовать компенсацию морального вреда в любом размере (законодательство не ограничивает размеры такой компенсации) при условии, что он докажет обоснованность своих требований.

Обязательство по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий:

  1. Претерпевание морального вреда.
  2. Неправомерно действие причинителя вреда.
  3. Причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом.
  4. Вина причинителя вреда.

 

На практике пациент (самостоятельно или при помощи защитника) довольно успешно реализует свое право на получение денежных средств за моральный ущерб, используя формальные ошибки медицинской организации.

Суд при принятии решения  об обоснованности претензии пациента о нанесенном ему моральном вреде исходит из того, был ли пациент проинформирован о методе (рецептуре) лечения, возможном изменении плана лечения, исходе лечения и последствиях лечения (в том числе возможных осложнениях) заранее - до момента начала лечения в рамках заключения письменных договорных отношений. Обычно такую информацию пациент получает при оформлении информированного согласия пациента на оказание медицинской услуги. При возможности доказать документально тот факт, что пациент был проинформирован обо всем вышеизложенном, имеется достаточная гарантия защиты от любых необоснованных претензий пациента на удовлетворение любого ущерба (в том числе морального), а обоснованные претензии не приводят к неоправданным денежным потерям.

Все, что изложено в настоящем материале, направлено на защиту медицинских организаций от возможных претензий пациента по поводу нанесенного, как ему кажется, морального вреда. Защита от претензий пациента (в том числе необоснованных) по поводу нанесения ущерба здоровью имеет отдельные особенности, которые не рассматриваются в настоящем материале.

Что же приводит к значительным неприятностям? Ответ достаточно банален: элементарное незнание администрации и персонала организации, как на практике использовать отдельные положения законодательства: Гражданского кодекса РФ, Закона о защите прав потребителей от 09.01.96, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93.

 

Типичные ошибки

1. Факт информирования  пациента и согласие пациента  на лечение (изменение плана лечения, отказ от лечения, отказ от лечения после начала лечения и т. д.) оговорены устно, и в случае необходимости их наличие весьма сложно доказать.

В большинстве случаев  пациент, имеющий претензии к  медицинской организации, отрицает факт информированности и факт согласия на медицинское вмешательство, если таковые были высказаны им устно. В результате против его слова есть только устные заверения сотрудников организации о том, что все предусмотренные законодательством требования были соблюдены. На практике это приводит к тому, что медицинская организация не может документально подтвердить свою правоту и проигрывает судебное дело.

Рассчитывать на морально-этическую  порядочность "конфликтного" пациента не приходится. Отсюда вытекает главный формальный принцип оказания медицинской услуги (особенно - платной): письменно документировать все принципиальные моменты (в том числе до начала лечения). Особое внимание следует уделять так называемым критериям качества или исходу лечения. Не следует обещать (или подразумевать) полное восстановление здоровья, если современная медицина не может этого гарантировать. Пациент должен быть проинформирован о том, что в результате лечения наступит одно из следующих состояний: выздоровление, улучшение, без изменений (т. е. отсутствие ухудшения). Оценку критериев качества (исхода лечения) можно производить с использованием любой другой терминологии, в том числе медицинской. При этом необходимо учитывать, что пациент может не обладать специальными медицинскими знаниями, поэтому медицинские термины следует пояснить в доступной для пациента форме.

2. Факты информированности  и согласия пациента зафиксированы письменно, но неконкретны.

На практике мы часто  сталкиваемся с ситуацией, когда  письменное согласие пациента на медицинское вмешательство невозможно привязать к конкретным медицинским манипуляциям. Это происходит в случае, если подпись пациента под фразами "с диагнозом ознакомлен и планом лечения согласен", "с уточненным диагнозом ознакомлен и с изменением плана лечения согласен" находится на отдельном листе или в документе, который не содержит описание диагноза и назначенного плана лечения (уточненного диагноза, изменения плана лечения, назначения дополнительного лечения, отказ от лечения и т. д.). Такое согласие пациента очень сложно (в большинстве случаев невозможно) привязать к конкретному виду лечения, медицинским манипуляциям.

На порядочность пациента в таком случае рассчитывать не следует, потому что он, как правило, утверждает, что был информирован и давал согласие не на те медицинские услуги, которые ему были фактически оказаны. Кроме того, пациент нередко заявляет, что, не будучи специалистом, в медицине, не мог понять сразу (или до момента окончания оказания медицинской услуги), что получил не то, что было обещано и согласовано. В результате медицинской организации ставится в вину, что она навязала услуги пациенту против его воли, и тем самым последнему был нанесен моральный вред. Кроме того, в такой ситуации пациент, как правило, имеет претензии к качеству оказанной услуги.

3. Письменное фиксирование  факта информированности пациента о плане лечения, последствиях лечения, методах лечения, испытываемых при этом ощущениях и т. д., произведено несвоевременно.

Речь идет о дате информирования пациента и получения его согласия на медицинское вмешательство. Не всегда возможно установить дату такого согласия по тем документам, которые есть в организации. В частности, при оформлении информированного согласия пациента отдельным документом на нем не всегда ставится дата. Иногда на таком документе указана более поздняя дата, чем на документах, фиксирующих начало оказания медицинской услуги. В таких случаях имеющий претензии пациент отрицает, что был проинформирован до начала оказания услуги, и требует удовлетворения морального вреда вследствие такой несвоевременной информированности. Кроме того, он отрицает факт своего согласия на оказание медицинской услуги до начала ее оказания, что является дополнительным обоснованием нанесенного морального ущерба.

4. Нарушения пациентом  своих обязательств (в том числе  многочисленные нарушения), приведшие к отрицательным последствиям, не задокументированы.                 

В основном это касается неявок пациента на назначенные приемы к врачу в рамках лечения (оказания амбулаторной услуги) или в рамках наблюдения после оказанной услуги (профилактические осмотры). Медицинские организации не фиксируют такие неявки, и в случае возникновения судебных претензий очень сложно доказать халатность самого пациента. Фиксирование таких неявок должно осуществляться либо в регистратуре (ведение специального журнала), либо врачами (запись в медицинской карте пациента).

Кроме неявок пациента необходимо отражать в медицинской карте факты неисполнения пациентом рекомендаций врача. Например, сильный зубной налет свидетельствует о несоблюдении гигиены полости рта, что может вызвать усиление воспалительного процесса при оказании стоматологической услуги.

Если медицинской организации (клинике) удается урегулировать  конфликт с пациентом в досудебном порядке, необходимо письменно зафиксировать отказ от претензии или частичный отказ от претензии (особенно если пациенту полностью или частично возвращают уплаченные им ранее денежные средства). Однако письменный отказ от претензии не дает гарантии того, что пациент впоследствии не потребует в судебном порядке удовлетворить нанесение морального вреда. Согласно законодательству такая возможность у пациента остается.

Оформленный отказ от претензии может гарантировать  клинике полную оплату услуги в случае невозможности ее оказания по вине пациента ( п. 2 ст. 781 ГК РФ), возврат полностью или частично стоимости услуги, если невозможность лечения возникла по обстоятельствам, за которые ни пациент, ни клиника не отвечают (п. 3 ст. 781, ГК РФ). Клиника вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания медицинской возмездной услуги лишь при условии полного возмещения пациенту убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Пациент вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты клинике фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

При достижении договоренности с пациентом по урегулированию конфликта  следует оформить такую договоренность письменно. При этом желательно назвать  такой документ "отказ от претензии"; описать, по какой медицинской услуге достигнута договоренность (с указанием реквизитов договора, если таковой был заключен в письменной форме), зафиксировать денежную сумму, которая выплачивается пациенту (если она выплачивается по результатам договоренности), и оговорить, что эта сумма - возврат предоплаты, компенсация морального вреда и т. д.; проставить на документе дату, получить подпись пациента на этом документе.

В своих исковых требованиях  пациенты указывают большие (иногда очень большие) суммы морального ущерба, которые хотят получить с медицинских организаций в судебном порядке. Практика участия в судебных разбирательствах показывает, что суды лишь частично удовлетворяют требования пациентов возместить моральный ущерб.

 

Примеры конфликтных  ситуаций при типичных ошибках работников мед.учреждений

 

1)Гражданин С. обратился в суд с исковыми требованиями к городской стоматологической поликлинике о возмещении вреда, причиненного его здоровью (в результате применения методики лечения, более дешевой, но создающей риск причинения вреда здоровью, вместо иной методики - более дорогостоящей, но исключающей такой риск) и компенсации морального вреда.

Представители городской  стоматологической поликлиники  возражали против требований гражданина С, указывая, что специалисты поликлиники уведомили его о том, что применение метода лечения, на котором он настаивает, создает реальную опасность причинения вреда его здоровью, но требует меньших финансовых затрат, чем другое - безопасное, но более дорогостоящее.

Суд счел доводы представителей городской стоматологической поликлиники, приведенные в возражениях на заявленные исковые требования гражданина С, несостоятельными и не соответствующими законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей.

Исковые требования гражданина С. были удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд обязал городскую стоматологическую поликлинику помимо компенсации вреда здоровью возместить гражданину С. моральный ущерб.

В чем состояла ошибка руководителя городской стоматологической поликлиники, ее сотрудников, а также их представителей, и как следовало вести себя в данной ситуации?

В соответствии со ст. 32 Основ законодательства необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство  в отношении граждан, не достигших  возраста 15 лет или признанных в  установленном порядке недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии последних решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Информация о работе Основания компенсации морального вреда