Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного само-управления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Содержание

Введение 3
1.Место и функции местного самоуправления в системе местного само-управления РФ 8
1.1Органы местного самоуправления в системе управления 8
1.2Компитенция органов местного самоуправления 12
2.Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества 20
2.1Структура органов местного самоуправления 20
2.2Ответственность органов местного самоуправления 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 96.34 Кб (Скачать)

Существование механизмов ответственности  и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления. Во-первых, обеспечивается зависимость муниципальных органов и их должностных лиц от населения. Тем самым создается в корне отличная от командного, патерналистского управления психологическая модель отношений в территориальном сообществе. Во-вторых, создаются предпосылки для самоорганизации жителей, а также для проецирования ответственности органов местного самоуправления на самих жителей (одним из ключевых моментов в определении, закрепленном в Европейской Хартии о местном самоуправлении, является понятие «решение населением вопросов местной жизни под свою ответственность»). В-третьих, принцип самостоятельности местного самоуправления не перерастает в бесконтрольность муниципальных органов.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за нарушения ими действующего законодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами. В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия. Однако механизм юридической ответственности содержит явные логические противоречия, суть которых может быть сведена к следующему. Во-первых, неясно, кто и в каких случаях обращается в суд для проверки актов органов местного самоуправления; во-вторых, нет никаких указаний о том, за какой период деятельности органов местного самоуправления анализируются их акты; в-третьих, из нормы закона не следует, каким должно быть конкретное основание для обращения законодательного органа субъекта РФ в соответствующий суд; в-четвертых, неясно, на основании каких процессуальных установлений суд будет оценивать акты органов местного самоуправления, какие критерии следует использовать для установления количества и характера выявленных нарушений. Ну а в том, что меры ответственности применяет не суд, а законодательный орган субъекта Федерации, усматривается попытка подменить юридическую ответственность политической, тем более что заключение суда отнюдь не влечет автоматического прекращения полномочий «проштрафившегося» органа или должностного лица, а лишь может служить основанием для принятия такого решения.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Ответственность органов местного самоуправления перед  физическими и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает только по одному основанию – в результате “утраты доверия населения”. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

В соответствии со статьями 47 вышеупомянутого закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Ставропольского края несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом..

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.    

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований.    

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.   

  Опротестованный прокурором акт органа или должностного лица местного самоуправления приостанавливает свое действие со дня принесения протеста прокурора до принятия решения по существу протеста.

Таким образом, органы местного самоуправления подотчетны  населению муниципального образования, государству, физическим и юридическим лицам в соответствии с законом.

Порядок и условия ответственности  в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления служит важнейшим средством контроля со стороны населения и государства за деятельностью выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

                                     

                                            Заключение

Рассматривая вопрос о  компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей  цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

В результате анализа действующего законодательства можно сделать  вывод о неудачной регламентации  компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления  все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно. Органы же местного самоуправления немогут сами себе устанавливать полномочия,   даже если в обшей форме предметы их ведения определены.

Закрепляя принципиальные положения делегирования  отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления (наличие закона, передача средств, контроль государства за реализацией полномочий), действующее законодательство практически не определяет механизм правового регулирования отношений, возникающих при реализации этих государственных полномочий. Во-первых, при делегировании полномочий другие органы получают такие правотворческие права и обязанности, которых у них ранее не было; во-вторых, делегирующий полномочия орган не теряет своей компетенции на издание нормативных правовых актов по данному кругу вопросов.

Если  полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов  местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому  формирование механизма регулирования  отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

Исследование  компетенции органов местного самоуправления детерминирует раскрытие сущности муниципального управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Муниципальное управление по сути своей является частью государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванности органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства.

Было  бы целесообразно ввести в практику оценку результатов деятельности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, проведение сравнительного анализа состояния качества жизни населения до и после окончания срока полномочий муниципальных органов и их должностных лиц. Для этого потребуется разработать типовые нормативы определения и оценки параметров качества жизни населения. С учетом таких нормативов представительным органам, местной администрации муниципальных образований было бы проще отслеживать процессы, происходящие на данной территории, своевременно реагировать на намечающиеся негативные тенденции в жизнедеятельности граждан, точнее воздействовать на те механизмы самоорганизации населения, которые способствуют повышению уровня правовой культуры, общественной инициативы и активности людей, формированию институтов гражданского общества как необходимого условия утверждения подлинного народовластия.

Существование механизмов ответственности и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления служит важнейшим средством контроля со стороны населения и государства за деятельностью выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ
  2. Гражданский кодекс РФ
  3. ФЗ от 11.12.2004г. № 159 «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ»//  Российская газета 2004 15 дек. №227
  4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6
  5. Закон СК «О Местном самоуправлении в СК» от 28.07.2000

6. Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529

8. Пикулькин. Система гос. управления. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57

Информация о работе Органы местного самоуправления