Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного само-управления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Содержание

Введение 3
1.Место и функции местного самоуправления в системе местного само-управления РФ 8
1.1Органы местного самоуправления в системе управления 8
1.2Компитенция органов местного самоуправления 12
2.Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества 20
2.1Структура органов местного самоуправления 20
2.2Ответственность органов местного самоуправления 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 96.34 Кб (Скачать)

Наименование главы муниципального образования  и сроки  полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

Государственную администрацию  СК возглавляет глава государственной администрации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ставропольского края.

Глава государственной  администрации СК:

- осуществляет в пределах  своей компетенции общее руководство  деятельностью органов, входящих в структуру государственной администрации;

- осуществляет в пределах  своей компетенции  координацию  деятельности территориальных органов краевых отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти, как входящих, так и не входящих в структуру государственной администрации;

- запрашивает от территориальных  органов краевых и межотраслевых  органов исполнительной власти  информацию, необходимую для осуществления государственной администрацией установленных задач и функций;

- заключает договоры  с государственными органами  и органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями в пределах своей компетенции;

- открывает и закрывает  счета в учреждениях банков, подписывает  финансовые документы;

- самостоятельно принимает  на работу и увольняет, назначает  на должность и освобождает от должности работников государственной администрации, если это не требует указанного выше согласования;

- образует консультативные  и совещательные органы, действующие  на общественных началах;

- организует прием граждан,  рассмотрение предложений, заявлений  и жалоб граждан;

Глава государственной  администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает постановления, распоряжения и приказы.

Акты, изданные главой государственной  администрации, могут быть обжалованы в установленном порядке.

В отсутствие главы государственной  администрации по его поручению  его обязанности исполняет один из заместителей главы государственной  администрации.

В различных субъектах  Федерации при формировании местной  администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:

  1. формируется представительным органом местного самоуправления;
  2. создается главой местного самоуправления самостоятельно;
  3. формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;
  4. главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные – главой местного самоуправления самостоятельно.

           Районная государственная администрация  создается и действует на территории, соответствующей территории административного  района.

Территориальная администрация  создается в границах административного района и города краевого значения, являющегося краевым центром данного района, для осуществления на данной территории государственных полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации.

Основными задачами государственной  администрации являются:

- осуществление функций  государственного управления и  контроля на соответствующей  территории в пределах своих  полномочий;

- обеспечение согласованности  в деятельности территориальных  органов, краевых, отраслевых и межотраслевых органов исполнительной  власти, краевых государственных учреждений, иных организаций, находящихся в собственности Ставропольского края и расположенных на подведомственной государственной администрации территории;

- осуществление государственных  функций в качестве главного  распорядителя средств бюджета Ставропольского края, направляемых в соответствии с законодательством Ставропольского края на осуществление функций государственного управления на соответствующей территории.

В функции государственной  администрации входит:

- организация выполнения  краевых программ социально-экономического  развития на соответствующей  территории;

- управление в установленном  порядке имущественными объектами  государственной (краевой) собственности, переданными в ведение государственной администрации;

- управление в установленном  порядке государственными (краевыми)) земельными, другими природными  ресурсами, переданными в ведение  государственной администрации;

- согласование расчетных  объемов доходов и расходов  бюджетов муниципальных образований, расположенных на соответствующей территории, с органами местного самоуправления, распределение функциональных видов расходов, финансируемых из краевого и местных бюджетов,

- составление бюджетной  росписи по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств;

- утверждение сметы доходов  и расходов подведомственных  бюджетных учреждений;

- осуществление контроля  за целевым использованием средств  краевого бюджета подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств;

- организация дорожного  строительства и содержания автомобильных  дорог краевого и районного  значения;

- организация территориального  транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи;

- организация и координация  деятельности расположенных на  соответствующей территории образовательных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, труда и занятости населения, находящихся в государственной(краевой) собственности;

- организация и проведение  спортивных, физкультурно-оздоровительных  мероприятий, осуществление их  финансирования;

- контроль выполнения  на соответствующей территории  законодательства об обеспечении общественного порядка, экономической и общественной безопасности, координация мероприятий по выполнению на соответствующей территории законодательства о всеобщей воинской обязанности;

Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений.  Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

Вся деятельность исполнительного  органа строится на основе принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.

Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.

Как правило, к ведению  исполнительных органов муниципальных  образований отнесены:

  1. владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. охрана общественного порядка;
  4. комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;
  5. жилищно-коммунальный комплекс;
  6. муниципальное здравоохранение;
  7. муниципальное образование;
  8. пожарная безопасность;
  9. регулирование земельных отношений;
  10. охрана окружающей среды;
  11. муниципальные дороги и транспорт;
  12. муниципальные статистика и архивы;
  13. торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
  14. культура, физическая культура и спорт;
  15. социальная поддержка населения;
  16. муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.

Можно  отметить, что  структура администрации муниципального образования представляет собой достаточно динамичное образование, которое в зависимости от возникающих задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода новациям.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления (администрации, исполкомы, отделы, управления, комитеты) и должностные лица местного самоуправления (заместители выборных должностных лиц, руководители служб), соответственно образуемые и назначаемые для выполнения отдельных исполнительных и распорядительных функций. 
    Порядок формирования иных органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности этих органов и должностных лиц определяются уставами муниципальных образований. 
    Названные органы и должностные лица подотчетны и подконтрольны соответствующим представительным органам и выборным должностным лицам и не могут наделяться компетенцией представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Если муниципальное образование имеет в своем составе поселения с небольшим числом жителей, не имеющие статуса муниципальных образований, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может назначить в каждом таком населенном пункте уполномоченного представителя (управляющего, старосту).

Таким образом по выполняемым  функциям (представление интересов  населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут  быть разделены на представительные и исполнительные.

Представительный орган  местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный орган  местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.

Было  бы целесообразно ввести в практику оценку результатов деятельности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, проведение сравнительного анализа состояния качества жизни населения до и после окончания срока полномочий муниципальных органов и их должностных лиц. Для этого потребуется разработать типовые нормативы определения и оценки параметров качества жизни населения. С учетом таких нормативов представительным органам, местной администрации муниципальных образований было бы проще отслеживать процессы, происходящие на данной территории, своевременно реагировать на намечающиеся негативные тенденции в жизнедеятельности граждан, точнее воздействовать на те механизмы самоорганизации населения, которые способствуют повышению уровня правовой культуры, общественной инициативы и активности людей, формированию институтов гражданского общества как необходимого условия утверждения подлинного народовластия.

Существование механизмов ответственности и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления.

 

 

 

 

 

2.2.Ответственность органов  местного самоуправления

 

Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Информация о работе Органы местного самоуправления