Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного само-управления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Содержание

Введение 3
1.Место и функции местного самоуправления в системе местного само-управления РФ 8
1.1Органы местного самоуправления в системе управления 8
1.2Компитенция органов местного самоуправления 12
2.Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества 20
2.1Структура органов местного самоуправления 20
2.2Ответственность органов местного самоуправления 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 96.34 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки Краснодарского края

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Муниципальное управление»

на тему «Органы местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Выполнила                                                                                                          Студентка 5ж(з)курса                                                                                              Самарская Е.Н                                                                                                Преподаватель                                                                                               Вятчина О.В

 

 

 

 

 

Г. Усть-Лабинск,2012г.

 

 

Содержание

 

Введение 3

 

1.Место и функции местного  самоуправления в системе местного  самоуправления РФ 8

 

1.1Органы  местного самоуправления в системе управления 8

 

1.2Компитенция   органов местного самоуправления 12

 

2.Органы  местного самоуправления как  организационная структура местного  сообщества 20

 

2.1Структура   органов местного самоуправления 20

 

2.2Ответственность  органов местного самоуправления 35

 

Заключение 39

 

Список  литературы 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В курсовой работе рассмотрена  тема «Органы местного самоуправления». Актуальность  темы  исследования  определяется   огромной   рольюместного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

    Одним из важнейших  направлений развития современной  российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни,результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

Актуальность исследования и разрешения проблем становления  местного самоуправления в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе  управления Российской Федерации.

Объектом исследования выступают структура, ответственность, компетенция органов местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов деятельности муниципальных органов, а также предпосылки и условия эффективности местного самоуправления, форм и видов ответственности в механизме местного самоуправления и системы государственных гарантий его осуществления.

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более  полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:

-    проанализировать  особенности и проблемы реализации  федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении в современных условиях;

-   исследовать роль  и значение местного самоуправления  в системе управления РФ;

-    исследовать принципы  организации местного самоуправления, их отражение в действующем  законодательстве, влияние на формирование  основ местного самоуправления;

-   раскрыть многофункциональный  характер местного самоуправления  как территориальной организации  публичной власти;

-    исследовать с  учетом новых подходов и знаний  понятие и особенности реализации компетенции органов местного самоуправления;

-  выявить роль и  место отдельных государственных  полномочий в объеме компетенции  органов местного самоуправления;

-    исследовать правовые  основы влияния институтов прямой  демократии на процесс реализации компетенции органов местного самоуправления;

- выявить предпосылки  и условия эффективности осуществления  местного самоуправления.

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При  этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой  системы власти и управления, при  которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

       Но в  то же время реализация многих  из перечисленных задач, обеспечение  определенного уровня жизни населения  осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания.

Теория всегда связана  с практикой, и именно потребность  практики определяет актуальность теоретических  исследований.

Недооценка важности продолжения  исследований в данном направлении в итоге оборачивается несовершенством действующего законодательства, проблемами в его практическом применении.

Проблемы, посвященные функционированию органов местного самоуправления широко представлены в литературе. Ряд периодических изданий подробно освящают недостатки и перспективы развития органов местного самоуправления («Законность», «Конституционное и муниципальное право», «Российская юстиция», «Закон»,  «Государство и право»). 

Совершенно очевидно, что  действующее законодательство об органах  местного самоуправления нуждается  в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня  остро ощущается необходимость  в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного органам местного самоуправления.

Реальное, а не формальное становление самоуправления непосредственно, напрямую зависит от общественного сознания, от включения в эти процессы населения, гражданина.

Однако общественная ситуация последнего времени позволяет надеяться на постепенное повышение заинтересованности общества в реализации местного самоуправления: это и активизация научного мира при обсуждении теории вопроса; и значительный рост общественных и политических организаций, рассматривающих реализацию самоуправления в качестве программных требований; и появление многочисленной научной и практической литературы по этому вопросу - и прежде всего в регионах; и рост влияния идей самоуправления среди руководителей органов государственной власти. Все это говорит о том, что реальное становление местного самоуправления становится общественно-значимой задачей.

 Население активно  включается в самоуправление. Местные  Уставы давно стали на местах  предметом самого пристального  внимания, обсуждения населением, приняты и работают во многих муниципальных образованиях России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Место и функции органов  местного самоуправления в системе  местного самоуправления Российской Федерации

 

1.1. Органы местного самоуправления  в системе управления Российской Федерации

Осью, вокруг которой вращается  научная полемика о природе местного самоуправления, стал вопрос о соотношении  его с государственной властью  и государственным управлением. Анализ различных точек зрения по этому вопросу позволил прийти к выводу о том, что определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

В современном мире самоуправление остается важным институтом демократии. Едва выделившись из муниципальных сообществ, органы местного самоуправления становятся необходимым инструментом политической борьбы и политического воспитания граждан, особенно в государствах и обществах, находящихся в процессе демократического становления.

Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Одним из инструментов, позволяющих  населению Российской Федерации осуществлять конституционное право на местное самоуправление, являются органы местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Эти органы осуществляют два  типа функций, объективно присущих каждому  муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Реализация интересов  обеспечивается путем разработки и  исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Этим двум функциям и соответствуют  два типа органов – представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Возможны совмещение функций представительного и исполнительного органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширение органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и другие модификации систем органов местного самоуправления. 

 Органы местного  самоуправления наделяются в  соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.  
     Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 
     Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 
     Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 
    Органы местного самоуправления муниципального образования обладают: 
    1) полномочиями по решению вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления Федеральным законом и настоящим Законом; 
    2) отдельными государственными полномочиями, которыми они наделены федеральными законами и законами Ставропольского края; 
    3) отдельными государственными полномочиями, которые переданы им органами государственной власти на основании договора; 
    4) полномочиями, переданными органами местного самоуправления других муниципальных образований на договорной основе; 
    5) полномочиями, переданными членами местного сообщества, иными гражданами, а также организациями.

Информация о работе Органы местного самоуправления