Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 18:05, реферат
После окончания Кавказской войны и завершения устройства управления горцами началась длительная работа по реорганизации судебной системы на Кавказе. Великим князем Михаилом Николаевичем было обращено особое внимание на преобразование как судебных, так и административных учреждений, мало согласованных между собою и существовавших на основании временных и отрывочных распоряжений правительства.
Постановление Государственной Думы Ставропольского края о назначении мирового судьи на должность направлялось Губернатору Ставропольского края и в Правительство Ставропольского края (ст. 3 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае
До
назначения (избрания) на должность
мировых судей дела, относящиеся
к компетенции мировых судей,
рассматривались районными
В
Ставропольском крае работа по введению
института мировых судей
Мировой
судья назначался (избирался) на должность
на срок, установленный законом
Закон Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» предусматривал, что к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года, в случае временного отсутствия мирового судьи судебного участка или приостановления его полномочий, а также в случае наличия вакантной должности или временного значительного увеличения объема работы. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производилось в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. 6).
Исходя
из опыта судебной реформы 1864 г. Концепция
судебной реформы 1991 г. предусматривала
также введение института почетных
мировых судей из числа лиц, имеющих
высшее юридическое образование
и не связанных ни с адвокатской
практикой, ни с государственной
властью, для рассмотрения некоторых
гражданских дел при передаче
спора на их разрешение по соглашению
сторон. Вместе с тем, возможность
реализации данного положения в
рамках современной судебной системы
и сегодня требует
В
соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского
края «О порядке назначения и деятельности
мировых судей в Ставропольском
крае» мировой судья, впервые
назначенный на должность, за исключением
лица, ранее назначавшегося на должность
судьи федерального суда, на съезде
(конференции) либо на собрании судей
Ставропольского края приносил в
торжественной обстановке присягу
следующего содержания: «Торжественно
клянусь честно и добросовестно
исполнять свои обязанности, осуществлять
правосудие, подчиняясь только закону,
быть беспристрастным и
Полномочия мирового судьи прекращались по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Полномочия мирового судьи могли быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществлялись из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи устанавливался в размере 60% (в городах федерального значения – 64%) от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляли органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Под материально-техническим обеспечением деятельности мировых судей понимается финансовое, кадровое, методическое, информационное обеспечение и другие меры организационного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями.
В Ставропольском крае материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществлялось из бюджета Ставропольского края Правительством Ставропольского края (ст. 9 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае»).
В
целях реализации Закона Ставропольского
края «О порядке назначения и деятельности
мировых судей в Ставропольском
крае» Правительством Ставропольского
края было образовано Управление по обеспечению
деятельности мировых судей Ставропольского
края, Губернатором Ставропольского
края утверждено Положение, согласно которому
Управление по обеспечению деятельности
мировых судей Ставропольского
края является государственным органом
Ставропольского края, осуществляющим
материально-техническое
Управлением
по обеспечению деятельности мировых
судей Ставропольского края была
проведена существенная работа по организации
и обеспечению деятельности мировых
судей. Осуществлено полное обеспечение
мировых судей современным
Уже
первые результаты деятельности мировых
судей позволили утверждать об эффективности
этого института судебной системы.
Так, поступления в
Особый
интерес представляют предложения,
высказанные в начале работы начальником
Управления по обеспечению деятельности
мировых судей Ставропольского
края В.А. Будко о необходимости
введения института почетных мировых
судей и о создании и упразднении
судебных участков, учреждения новых
должностей мировых судей с учетом
изменений численности
Несомненным успехом за первый период работы можно считать поддержанный Судебным департаментом при Верховном суде РФ и согласованный с отделом информатизации аппарата Правительства Ставропольского края проект «Автоматизированная система обеспечения деятельности мировых судей Ставропольского края».
В
связи с введением института
мировых судей интересными
В 2000 г. в бюджете Ставропольского края было выделено 415.000 рублей на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (из бюджета, утвержденного по расходам и доходам в сумме 5.136.109.000 рублей), в 2001 г. – было исполнено 10.363.000 рублей на обеспечение деятельности мировых судей (из бюджета, утвержденного по расходам в сумме 7.262.984.000 рублей), в 2002 г. – выделено 51.869.000 рублей на обеспечение деятельности мировых судей (из бюджета, утвержденного по расходам в сумме 9.900.713.000 рублей).
Как отмечают В. Устюжанинов и С. Сапожников, «в условиях, когда материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей целиком возложено на регионы, которые к тому же сами определяют порядок назначения (избрания) на должность мировых судей, обеспечение реальной независимости судебной власти на местах будет служить самым точным индикатором того, насколько Российская Федерация приблизилась к идеалам правового государства и гражданского общества».
Аппарат
мирового судьи обеспечивал его
работу. Структура и штатное расписание
аппарата мирового судьи были устанавлены
в порядке, предусмотренном законом
субъекта Российской Федерации (согласно
Закона Ставропольского края «О порядке
назначения и деятельности мировых
судей в Ставропольском крае»
устанавливаются Губернатором Ставропольского
края (ч. 1 ст. 8). Работники аппарата мирового
судьи являлись государственными служащими
соответствующего субъекта Российской
Федерации. Законодательством
Согласно Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае» мировой судья и его аппарат размещались в месте, доступном для населения судебного участка, в надлежащем помещении, определяемом Правительством Ставропольского края. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края оказывали содействие Правительству Ставропольского края в предоставлении помещений для размещения мирового судьи и его аппарата (ч. 1 и 3 ст. 10)
В зале судебных заседаний мировых судей были помещены Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также мог устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации (предусмотрено ст. 7 Закона Ставропольского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае»).
При осуществлении правосудия мировой судья заседал в мантии и (или) имел другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, мировые судьи заняли своеобразное положение в судебной системе: они были отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, вошли в их систему, но при этом являлись судами субъектов Российской Федерации. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды были обязаны руководствоваться федеральными законами, и лишь при рассмотрении материалов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, им было разрешено прибегать к правилам судопроизводства, устанавливаемым данными законами. Существенно и то, что большая часть вопросов их организации и полномочий подлежала регламентации в федеральных законах. К ведению субъектов федерации было отнесено определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся организации и деятельности мировых судей.
Таким образом, обращаясь и к практике мировых судей XIX в., и возвращаясь в день сегодняшний, мы можем с уверенностью говорить о целесообразности возрождения института мировых судей. В сложный период деятельности судов общей юрисдикции, незавершенности судебной реформы в России, необходимости приближения суда к населению, мировой суд способен стать действенным инструментом в разрешении этих и целого ряда других вопросов. Безусловно, процесс этот потребует много времени и значительных финансовых затрат, но этот шаг своевременен и необходим для завершения судебной реформы в стране.
Информация о работе Организация мировой юстиции в Ставропольской губернии