Организация мировой юстиции в Ставропольской губернии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

После окончания Кавказской войны и завершения устройства управления горцами началась длительная работа по реорганизации судебной системы на Кавказе. Великим князем Михаилом Николаевичем было обращено особое внимание на преобразование как судебных, так и административных учреждений, мало согласованных между собою и существовавших на основании временных и отрывочных распоряжений правительства.

Работа содержит 1 файл

история мирового суда на ставрополье.docx

— 41.02 Кб (Скачать)

      Организация мировой юстиции  в Ставропольской губернии.  

      После окончания Кавказской войны и  завершения устройства управления горцами  началась длительная работа по реорганизации  судебной системы на Кавказе. Великим  князем Михаилом Николаевичем было обращено особое внимание на преобразование как  судебных, так и административных учреждений, мало согласованных между  собою и существовавших на основании  временных и отрывочных распоряжений правительства.

      В рескрипте наместника Кавказского  от 3 августа 1867 г. председателю Кавказского  комитета было указано, что введение в Ставропольской губернии в действие судебных уставов в полном объёме не могло бы встретить никаких  особых затруднений, если бы в губернии уже существовали земские учреждения или они могли бы быть введены  одновременно с судебными преобразованиями. Но земских учреждений на Кавказе  ещё не существовало, а их введение встречало на местах значительные затруднения. Поэтому для разрешения вопроса  о введении в Ставропольской губернии новых судебных уставов было принято  решение о необходимости предварительного обсуждения: можно ли приступить к  судебному преобразованию в этой губернии, не ожидая введения в ней  земских учреждений. Вникая во все  подробности этого вопроса, великий  князь Михаил пришёл к убеждению, что безотлагательное введение на Ставрополье  судебной реформы ''совершенно возможно'' и что для осуществления этой первоочередной задачи, необходимой  для развития губернии, потребуются  самые незначительные дополнения к  судебным уставам, которые будут  выражены в двух-трёх статьях.

      Действительно, участие органов земства при  устройстве суда на новых началах  требовалось только для выбора мировых  судей и составления списка присяжных  заседателей. Но, устанавливая общее  правило о выборе мировых судей  земскими собраниями, судебные уставы предусматривали случаи, когда эти  судьи могли быть назначены правительством.

      Для осуществления в пределах Ставропольской губернии судебной реформы, не ожидая введения в ней земских учреждений, по его мнению, было необходимо избрание мировых судей предоставить наместнику Кавказскому с утверждением их первым департаментом Правительствующего сената.

      Введение  в действие судебных уставов потребовало  утверждение императором расписания должностей в судебных мировых учреждениях  губернии и сумм на их содержание. Поэтому  наместник Кавказский смог принять  окончательное решение по этому  вопросу только 27 марта 1868 г., когда  он отдал распоряжение подведомственным ему управлениям о введении в  Ставропольской губернии судебных уставов 20 ноября 1864 г., дополнительных к ним законов об охранительном порядке судопроизводства и положения о нотариальной части 14 апреля 1866 г. на основаниях, изложенных в императорском указе Правительствующему сенату 9 декабря 1867 г.

      Территориально  чётко определялись границы действия мировых судов. Под юрисдикцию суда подпали все кочевые инородцы, которые ранее имели самостоятельные  судебные органы, действовавшие на основе правовых обычаев.

      Состав  мировых судей кавказский наместник  утвердил в количестве восьми человек. При этом на Ставропольский уезд приходилось  четыре участка, а на Пятигорский  и Новогригорьевский уезды –  по два участка. На мировых судей  легла основная задача воспитания у  населения элементарных правовых знаний. Во многом это было связано с тем, что общие судебные учреждения из-за отдалённости мест своего нахождения и важности подсудных им дел гораздо  реже соприкасались с народными  массами, чем мировые. Кроме того, мировые судебные учреждения не имели права останавливаться в рассмотрении и решении дел под предлогом закона, как это было принято в дореформенных судах.

      Проведенный нами анализ показал, что с введением  на Северном Кавказе нового судоустройства и судопроизводства работа чинов  судебного ведомства не уменьшилась, а, напротив, увеличилась. Уже за первые два месяца действий мировых судов  была обнаружена неравномерность распределения дел между первым и вторым участками Ставропольского уезда. Вследствие этого затормозилось делопроизводство на первом участке и у его судьи за короткое время накопилось значительное количество неисполненных дел. В отличие от этого участка, где с 17 апреля 1868 г. остались нерешёнными 572 дела старого суда и 392 нового, во втором участке таких дел было соответственно 307 и 62. Для нормализации ситуации было решено передать из ведения первого мирового участка во второй некоторых частей города, что значительно облегчило работу мировых судебных учреждений.

      В связи с ростом числа преступлений, а также из-за постоянных изменений  в административном устройстве казачьих областей и Ставропольской губернии, в ближайшем времени были увеличены  штаты (см. табл. 2).  

      Таблица 2.

      Расписание  съездов мировых судей Ставропольской губернии  

 
Год  
 
Название  съездов

мировых судей 

 
Пространство

мировых округов в квадратных

верстах  

 
Население
 
Число мировых участков
 
1885  
1. Ставропольский

с уездом     Медвежинским

(г. Cтаврополь)

 
17764,6
214748

(по  сведениям на 1883 г.)

 
5
2. Александровский

с уездом  Ново-Григорьевским

(с.Благодарное)

 
31849,9
223981

(по  сведениям на 1883 г.)

 
4
 
1890  
1. Ставропольский

с уездом    Медвежинским

(г.Cтаврополь)

 
17764,5
296294

(по  сведениям на 1885 г.)

 
Нет данных
2. Благодарненский

с уездом Ново-Григорьевским,

Приставством

Ачикулакским

и землями  кочующих

и оседлых трухмен

(с.Благодарное)

 
31845,9
334296

(по  сведениям на 1885 г.)

  

 

      Сравнительный анализ расписаний должностей в судебных мировых учреждениях Ставропольской губернии на 1868 г. с последующими изменениями  в штатах показал, что к концу XIX в. число только участковых мировых судей возросло в Ставропольской губернии в 1,3 раза (см. табл. 3).

      Возникли  трудности и другого характера - во взаимоотношениях административной и судебной властей, которые в  соответствии с уставами 1864 г. должны были исполнять свои функции независимо друг от друга. Но в условиях Северного  Кавказа, где администрация могла  вмешиваться в решение практически  всех более или менее важных вопросов жизни края, этот принцип разделения властей исполнялся скорее в виде исключения, чем правила. Поэтому  уже через несколько лет существования  новых судов на Кавказе, великим  князем Михаилом были внесены в Кавказский комитет предложения о некоторых  изменениях и дополнениях в устройстве мировых судов. Они касались порядка  назначения и увольнения мировых  судей, которые назначались Правительствующим  сенатом по представлению наместника Кавказского. Внесённые на обсуждение предложения предполагали не только назначение, но и увольнение мировых  судей наместником, что явилось  одним из отступлений от основных начал судебной реформы, которые  в скором времени переросли в целый ряд законов и подзаконных актов, получивших определение контрреформ.  

      Таблица 3.

      Личный  состав мировых судов Ставропольской губернии  

 
 
 
 
 
 
Год 
Число съездов

мировых судей

Число участ-ковых

мировых судей

Число почетных

мировых судей

Число судебных приста-вов

при мировых  судах и съездах

Число секре-тарей

при мировых  съездах

Число

помощ-ников  секретаря

Число перевод-чиков

при мировых  участках

 
1868   

1885  

1890 

 
2   

 

2

 
8   

 

10

 
 
 
2   

11

 
1   

 

-

 
 
 
 
 
-
   
3
 

 

      Деятельность  мировых судов была окончательно прервана после издания закона о  земских участковых начальниках 1889 г., в соответствии с которым в  руках земских начальников сосредотачивалась  как административная, так и судебная власть.

      6 июля 1894 г. императором было утверждено  мнение Государственного совета ''О приведении в действие Высочайше  утверждённых, 12 июля 1889 г., законоположений  о преобразовании крестьянских  и судебных учреждений в Ставропольской  губернии'', которое имело ряд  отступлений, объяснявшихся местными  геополитическими и этносоциальными  особенностямим (см. табл. 4).

      Таблица 4.

      Личный  состав судебных органов, образованных

      в Ставропольской губернии на основании  закона 12 июля 1889 г.  

 
Год
 
Число уездных съездов
 
Число уездных членов окружного суда 
 
Число почётных мировых судей
 
Число городских судей
 
Число участковых земских начальников  МВД
 
1895

1900

1905

1910

1914

 
4

5

5

5

5

 
4

5

5

5

6

 
7

10

20

28

20

 
2

2

2

2

2

 
24

24

24

24

24 

 

 

      Местный суд был реформирован в мае 1917 г. Потребность в новом местном  суде особенно явствует из переписки  комиссара Александровского уезда  и Ставропольского губернского  комиссара, в которой уездный  комиссар, сообщая о всё учащающихся  случаях самосуда, доводил до сведения губернского комиссара, что единственно  действенной мерой для предотвращения самосудов и их пагубного влияния  на местное население являлось бы немедленное введение института  мировых судей. Постановлением Временного правительства от 4 мая 1917 г. закон 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространён, помимо 10 губерний, ещё на 33 губернии, среди которых  была и Ставропольская. Вследствие этого закона была восстановлена  мировая юстиция, которая вскоре вновь прекратила свое существование  после установления советской власти.   

      Организация института мировых  судей в Российской Федерации

      и введение мировой  юстиции в Ставропольском крае.  

      Концепция судебной реформы 1991 г. провозгласила  целью возрождения института  мировых судей обеспечение доступности  правосудия, приближение суда к населению, упрощение и ускорение процедуры  рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального  и свободного использования каждым права на судебную защиту.

      Создание  института мировых судей было предусмотрено Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4, 21 и 28), который в  общих чертах обозначил «контуры»  мировой юстиции, место и роль мировых судей в российской судебной системе. «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает  гражданские, административные и уголовные  дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации» (ст. 28). Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» определил большинство конкретных вопросов организации и основ деятельности данного института.

      Мировые судьи в Российской Федерации  стали судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации  и входят в единую судебную систему  Российской Федерации. Полномочия, порядок  деятельности мировых судей и  порядок создания должностей мировых  судей устанавливались Конституцией РФ, Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей  устанавливались также законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Организация мировой юстиции в Ставропольской губернии