Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить актуальные вопросы современного регулирования опеки, попечительства и такой их формы, как патронат.
Задачи работы:
- дать общую характеристику законодательного регулирования опеки и попечительства;
- рассмотреть эволюцию правового статуса органов опеки и попечительства;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и современное состояние института опеки и попечительства 6
1.1.Общая характеристика законодательного регулирования опеки и попечительства 6
1.2.Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства 7
Глава 2. Формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан 15
2.1.Опека и попечительство 15
2.2.Патронаж 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
В довершение этого вступивший в силу с 1 января 1996 г. Семейный кодекс Российской Федерации9 в части регулирования семейных отношений также обозначил органы местного самоуправления в качестве органов опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).
Таким образом, два основополагающих нормативно-правовых акта (ГК РФ и СК РФ), регулирующих основную и наиболее значительную область всех правоотношений, связанных с осуществлением социальной защиты, императивно закрепили за органами местного самоуправления государственные обязанности в виде опеки и попечительства.
Но
невозможность полноценного осуществления
функций по организации опеки
и попечительства органами местного
самоуправления привела к пересмотру
модели и концепции осуществления
организации опеки и
Первым шагом в направлении усиления контроля со стороны государства над осуществлением поддержки малозащищенных категорий граждан стал пересмотр положений Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при разработке концепции проведения широкомасштабной реформы местного самоуправления.
В этой связи был принят новый закон, регулирующий отношения в области местного самоуправления, - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10 (далее также Закон № 131-ФЗ), который своей новизной вызывает повышенный интерес у ученых, политиков и исследователей, порождая множество различных точек зрения на будущее местного самоуправления в России.
В настоящее время Закон № 131-ФЗ, определяя круг вопросов, входящих в компетенцию муниципальных образований, относит к их числу опеку и попечительство.
При этом организация опеки (попечительства) осуществляется муниципальными органами районов и городских округов (п. 13 ч. 1 ст. 15 и п. 21 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ), а оказание содействия в установлении опеки и попечительства осуществляется муниципальными органами поселений (п. 16 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).
Таким образом, законодатель в качестве одного из вопросов местного значения определил опеку и попечительство (т.е. осуществляемые органами местного самоуправления11) и установил лишь самые общие направления их осуществления. В остальном же он самоустранился, предоставив указанным органам самостоятельно определять порядок осуществления опеки (попечительства) на каждой конкретной территории.
В то же время необходимо отметить, что согласно положениям Закона № 131-ФЗ уже в 2008 г., после вступления в силу внесенных в него изменений, осуществление опеки и попечительства выйдет из перечня вопросов органов местного значения и станет одним из полномочий государственных органов. При этом органы местного самоуправления должны будут принимать лишь участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Представляется, что именно такая система осуществления опеки отвечает сегодняшним потребностям в организации надлежащей защиты населения в связи со следующим.
Вышеназванные нововведения, вполне обоснованны и правомерны, поскольку вытекают из общих принципов российского законодательства. В частности, подп. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусматривает в качестве вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, защиту семьи, материнства и детства и социальную защиту.
В то же время ст. 121 СК РФ возлагает обязанности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних (детей) на органы опеки и попечительства.
Аналогичные положения содержит и ГК РФ, ст. 31 которого предусматривает, что опека устанавливается для защиты прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также малолетних детей (не достигших возраста 14 лет).
Кроме того, ст. 33 ГК РФ дополняет полномочия попечителя обязанностями по охране подопечных от посягательств третьих лиц. А подбор и назначение опекунов и попечителей ГК РФ однозначно возлагает на органы опеки и попечительства. К тому же в соответствии со ст. 34 ГК РФ
органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор за исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей, что является подтверждением их полномочий по охране прав и законных интересов опекаемых.
Но при этом необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, начиная с момента его вступления в силу и до января 2008 г., органами опеки и попечительства являлись и будут являться органы местного самоуправления.
В этой связи представляется, что для обеспечения указанных выше форм защиты, которая в соответствии с Конституцией должна быть государственной, функции, связанные с организацией опеки и попечительства, должны осуществлять органы, входящие в систему государственной власти, или же органы местного самоуправления, но при условии, что законодательством прямо предусмотрена возможность обладания ими соответствующими государственными полномочиями.
В настоящее время отсутствуют основания полагать, что полномочия, осуществляемые органами опеки и попечительства, могут рассматриваться как полномочия, специально делегированные органам местного самоуправления государственной властью.
К сожалению, необходимо признать, что при всех своих достоинствах Закон № 131-ФЗ возможности передачи органами государственной власти соответствующих полномочий органам местного самоуправления не предусматривал до внесения в него соответствующих поправок, закрепленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которые вступили в силу в начале 2008 г.
Пункт 1 ст. 19 Закона № 131-ФЗ предусматривает следующее общее положение: «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления».
Таким образом, Закон № 131-ФЗ определяет, что государственными полномочиями Российской Федерации и ее субъектов в принципе могут быть любые вопросы, отнесенные федеральными или региональными законами к вопросам местного значения. Однако при этом Закон № 131-ФЗ не позволяет отнести вопросы, обозначенные им в качестве вопросов местного значения, к государственным полномочиям.
Представляется,
что в настоящее время именно
в этом заключается основная проблема
взаимоотношений органов
Для сельских и городских поселений в качестве вопроса местного значения опека и попечительство не предусматриваются, однако в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ данные муниципальные образования обязаны оказывать содействие муниципалитетам «второго уровня» в вопросах установления опеки и попечительства над жителями поселений.
Таким образом, по смыслу Закона № 131-ФЗ, опеку и попечительство ни при каких условиях невозможно отнести к государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления.
Указанное выше говорит о том, что законодатель при разработке как Закона № 154-ФЗ, так и Закона № 131-ФЗ, не принял во внимание наличие коллизии между положениями Конституции и ГК РФ, СК РФ, закрепив на нормативном уровне пласт по сути государственных полномочий, связанных с обеспечением всесторонней заботы о социально незащищенных слоях населения, за органами местного самоуправления, обладающими скудными и, по большей части, дотационными местными бюджетами.
Все это не могло не привести к постепенному разрушению единой системы социальной защиты, сформированной еще в период существования Советского государства. Социальное обеспечение легло на муниципалитеты непосильной ношей, и зачастую бедственное положение в этой сфере спасали только целевые средства вышестоящих региональных бюджетов.
Представляется,
что теперь, когда система социальной
защиты населения вновь становится
единой и государственной благодаря
соответствующим поправкам, внесенным
в Закон № 131-ФЗ и в ближайшее
время вступающим в силу, появилась реальная
надежда на улучшение не только финансирования
сферы опеки (попечительства), но и характера
организационных связей при осуществлении
государственными органами соответствующих
функций.
Глава
2. Формы жизнеустройства недееспособных
и не полностью дееспособных граждан
2.1.
Опека и попечительство
Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам.
С 1 сентября 2008 г. в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, обусловленные вступлением в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве»12. Надо отметить, что аналога такому нормативному акту в законодательной практике России еще не было. У Закона о попечительстве традиционно есть множество сторонников и противников, но, не вдаваясь в существо спора между ними, отметим, что благодаря ему появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки (попечительства), о чем, собственно, далее пойдет речь.
Классификация опеки (попечительства) по видам необходима не только для теоретического анализа, складывающихся правоотношений, но преследует и сугубо практические цели, давая возможность уяснить их внутреннее содержание.
Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.
По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ. Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными. Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна. Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящие свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Такому лицу орган опеки и попечительства назначает попечителя.