Опека, попечительство, патронаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить актуальные вопросы современного регулирования опеки, попечительства и такой их формы, как патронат.
Задачи работы:
- дать общую характеристику законодательного регулирования опеки и попечительства;
- рассмотреть эволюцию правового статуса органов опеки и попечительства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и современное состояние института опеки и попечительства 6
1.1.Общая характеристика законодательного регулирования опеки и попечительства 6
1.2.Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства 7
Глава 2. Формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан 15
2.1.Опека и попечительство 15
2.2.Патронаж 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Климова Опека,попечительство,патронаж.docx

— 69.92 Кб (Скачать)

2

СОДЕРЖАНИЕ 

Стр. 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Становление и современное состояние института опеки и попечительства 6

1.1.Общая характеристика законодательного регулирования опеки и попечительства 6

1.2.Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства 7

Глава 2. Формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан 15

2.1.Опека и попечительство 15

2.2.Патронаж 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Актуальность  темы исследования. Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, причем опекуны и попечители могут без специального полномочия выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами. Итак, помимо прочих целей, институт опеки и попечительства предназначен для восполнения недостающей у подопечного лица дееспособности. В связи с этим необходимо обратиться к понятию представительства.

     Представительство в различных отраслях права, как  правило, определяется одинаково. Под  представительством в гражданском  праве понимается совершение одним  лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого1. Представительство в гражданском процессе – «процессуальная деятельность право - дееспособных субъектов от имени и в защиту прав и охраняемых законом интересов сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц»2.

     Таким образом, совершая юридически значимые действия, представитель создает  правовые последствия не для себя, а для представляемого.

     Однако  вернемся к нормам ГК РФ об опекунах и попечителях. В соответствии со статьями 32 и 33 опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители «оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц».

     Таким образом, в гражданско - правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового  статуса, и связано оно с разными  функциями указанных лиц. Опекун призван полностью заменить в юридической сфере своего подопечного, а попечитель - лишь помочь подопечному, проконтролировать его действия, защитить гражданина от неразумной траты средств или предотвратить совершение несовершеннолетним правонарушения.

     Одним из приоритетных направлений государственной  политики, определяющей в настоящее  время административные и экономические  реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

     Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений  в системе российского права, в том числе в части модернизации правового института опеки и  попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения  недостающей или отсутствующей  дееспособности у некоторых категорий  граждан, защиту их прав и интересов.

     Цель  настоящей работы – выявить актуальные вопросы современного регулирования  опеки, попечительства и такой их формы, как патронат.

     Задачи  работы:

     - дать общую характеристику законодательного регулирования опеки и попечительства;

     - рассмотреть эволюцию правового статуса органов опеки и попечительства;

     - раскрыть особенности опеки и попечительства как формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан;

     - выявить сущностные признаки патронажа.

     Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

     Новизна исследования: работа является системным  по характеру и концептуальным по содержанию исследованием проблем современного регулирования опеки, попечительства и такой их формы, как патронат. В работе проведен сравнительный анализ богатого научного наследия по избранной тематике.

     Метод исследования: функциональный, системный, исторический, логический, анализа и синтеза, моделирования и другие.

     Нормативной основой проведенного исследования явились гражданское, семейное и гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, учебники и учебные пособия по рассматриваемому вопросу, монографии и публикации в периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Становление и современное состояние

института опеки и попечительства 

1.1.Общая  характеристика законодательного регулирования

опеки и  попечительства 

     Конституция РФ3 предусматривает государственную поддержку детства (п. 2 ст. 7), защиту детства и семьи государством (п. 1 ст. 38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.

     Государственная семейная политика в целом должна найти отражение в целом ряде законов, регулирующих данную сферу (жилищное законодательство, семейное законодательство, уголовное и административном законодательство, блок, связанный с налоговым, трудовым законодательством и законодательством  о соцобеспечении).

     В этом направлении сделаны нужные шаги - принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее также Закон о попечительстве)4 также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений.

     Достаточно  символичным является факт, что один из самых важных актов в области  защиты прав и законных интересов  отдельных категорий лиц, в первую очередь несовершеннолетних, принят в год, объявленный в России годом  семьи5.

     На  заседании Организационного комитета по проведению в 2008 г. года семьи Д.А. Медведев подчеркнул: «Год семьи в нашей стране - это не набор памятных дат, не набор праздников и развлечений, это все-таки большая работа, работа практическая, работа исследовательская. Нам необходимы новые современные исследования в области экономики, посвященные семье как первичной ячейке государства и общества, области психологии и права»6.

     В ходе работы сформулирован ряд предложений  по совершенствованию законодательства:

     1. Обосновывается необходимость закрепления в законодательстве о социальном обеспечении понятия «устройство граждан», основных форм индивидуального и неиндивидуального устройства, а также оснований, по которым в отношении лица должно быть осуществлено устройство.

     2. Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, требует фиксации путем внесения изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ. Нормы о приемной семье должны быть перенесены в главу 20 СК РФ «Опека и попечительство над детьми» и отредактированы с учетом того, что данная форма устройства является одним из видов опеки. Целесообразно введение в Кодекс новой главы 21 - «Устройство детей в специальные учреждения». Таким способом будет осуществлено разграничение форм временного (опека и пребывание в специальном учреждении) и постоянного устройства (усыновление), а также форм индивидуального (опека и усыновление) и неиндивидуального устройства (пребывание в учреждении).

     3. В ГК РФ предлагается внести положения, допускающие установление опеки на основании соглашения, что позволит распространить на эти отношения действие норм обязательственного права, в частности, главы 39 ГК РФ.

     4. В целях исключения возможности неверного толкования положений ГК РФ о патронаже и отождествления на практике патронажа с попечительством следует изменить редакцию ст. 41 ГК.

     5. -Предлагается ввести в законодательство следующие правила: об учете желания родителей при выборе опекуна ребенку, в том числе желания, выраженного в завещании; о прекращении опеки и попечительства в связи с истечением срока, на который она была назначена.

     6. Требует законодательного закрепления понятие предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.

     Институт  опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития и в  современных условиях требует качественно  нового правового регулирования. 

1.2.Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства 

     В период существования СССР полномочия по опеке (попечительству) находились в ведении исполнительных органов  государственной власти на местах. Компетенция указанных органов в РСФСР была предусмотрена Положением об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175.

     Представляется, что для возложения обязанностей по организации опеки (попечительства) на местные органы исполнительной власти у государства на тот период имелись  все основания, поскольку именно эти органы являлись властью, "наиболее близкой к народу", и могли  организовать полноценную государственную  защиту для нуждающихся в ней  граждан на местном уровне, используя  различные способы, предусмотренные  законом (оказание адресной социальной помощи, выплаты пенсий и пособий  и т.д.).

     Правовое  положение органов, осуществляющих опеку и попечительство, изменилось с началом очередного этапа реформ, направленных на возрождение местного самоуправления в России.

     С момента принятия Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»7, который стал единым для страны нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, обязанность по осуществлению опеки и попечительства была возложена на органы муниципальной власти, не входящих в систему органов государственной власти.

     Кроме того, ГК РФ8 в ст. 34 закрепил обязанность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Вместе с тем ни в одном нормативном акте не упоминалось о какой-либо государственной поддержке муниципалитетов при исполнении ими таких непростых обязанностей, как обеспечение прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной социальной защите в форме опеки (попечительства).

     Вместо  этого Гражданский кодекс декларировал возложение на органы местного самоуправления ранее свойственных им (в качестве местных органов государственной власти, правопреемниками которых являются органы местного самоуправления) государственных функций.

Информация о работе Опека, попечительство, патронаж