Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить актуальные вопросы современного регулирования опеки, попечительства и такой их формы, как патронат.
Задачи работы:
- дать общую характеристику законодательного регулирования опеки и попечительства;
- рассмотреть эволюцию правового статуса органов опеки и попечительства;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и современное состояние института опеки и попечительства 6
1.1.Общая характеристика законодательного регулирования опеки и попечительства 6
1.2.Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства 7
Глава 2. Формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан 15
2.1.Опека и попечительство 15
2.2.Патронаж 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и современное состояние института опеки и попечительства 6
1.1.Общая характеристика законодательного регулирования опеки и попечительства 6
1.2.Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства 7
Глава 2. Формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан 15
2.1.Опека и попечительство 15
2.2.Патронаж 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, причем опекуны и попечители могут без специального полномочия выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами. Итак, помимо прочих целей, институт опеки и попечительства предназначен для восполнения недостающей у подопечного лица дееспособности. В связи с этим необходимо обратиться к понятию представительства.
Представительство в различных отраслях права, как правило, определяется одинаково. Под представительством в гражданском праве понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого1. Представительство в гражданском процессе – «процессуальная деятельность право - дееспособных субъектов от имени и в защиту прав и охраняемых законом интересов сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц»2.
Таким образом, совершая юридически значимые действия, представитель создает правовые последствия не для себя, а для представляемого.
Однако вернемся к нормам ГК РФ об опекунах и попечителях. В соответствии со статьями 32 и 33 опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители «оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц».
Таким образом, в гражданско - правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. Опекун призван полностью заменить в юридической сфере своего подопечного, а попечитель - лишь помочь подопечному, проконтролировать его действия, защитить гражданина от неразумной траты средств или предотвратить совершение несовершеннолетним правонарушения.
Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.
Совершенствование
государственности объективно предполагает
необходимость коренных изменений
в системе российского права,
в том числе в части
Цель настоящей работы – выявить актуальные вопросы современного регулирования опеки, попечительства и такой их формы, как патронат.
Задачи работы:
- дать общую характеристику законодательного регулирования опеки и попечительства;
- рассмотреть эволюцию правового статуса органов опеки и попечительства;
- раскрыть особенности опеки и попечительства как формы жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан;
- выявить сущностные признаки патронажа.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Новизна исследования: работа является системным по характеру и концептуальным по содержанию исследованием проблем современного регулирования опеки, попечительства и такой их формы, как патронат. В работе проведен сравнительный анализ богатого научного наследия по избранной тематике.
Метод исследования: функциональный, системный, исторический, логический, анализа и синтеза, моделирования и другие.
Нормативной
основой проведенного исследования
явились гражданское, семейное и гражданско-процессуальное
законодательство Российской Федерации,
учебники и учебные пособия по рассматриваемому
вопросу, монографии и публикации в периодической
печати.
Глава 1.Становление и современное состояние
института
опеки и попечительства
1.1.Общая характеристика законодательного регулирования
опеки и
попечительства
Конституция РФ3 предусматривает государственную поддержку детства (п. 2 ст. 7), защиту детства и семьи государством (п. 1 ст. 38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.
Государственная
семейная политика в целом должна
найти отражение в целом ряде
законов, регулирующих данную сферу (жилищное
законодательство, семейное законодательство,
уголовное и административном законодательство,
блок, связанный с налоговым, трудовым
законодательством и
В этом направлении сделаны нужные шаги - принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее также Закон о попечительстве)4 также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений.
Достаточно символичным является факт, что один из самых важных актов в области защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц, в первую очередь несовершеннолетних, принят в год, объявленный в России годом семьи5.
На заседании Организационного комитета по проведению в 2008 г. года семьи Д.А. Медведев подчеркнул: «Год семьи в нашей стране - это не набор памятных дат, не набор праздников и развлечений, это все-таки большая работа, работа практическая, работа исследовательская. Нам необходимы новые современные исследования в области экономики, посвященные семье как первичной ячейке государства и общества, области психологии и права»6.
В
ходе работы сформулирован ряд предложений
по совершенствованию
1. Обосновывается необходимость закрепления в законодательстве о социальном обеспечении понятия «устройство граждан», основных форм индивидуального и неиндивидуального устройства, а также оснований, по которым в отношении лица должно быть осуществлено устройство.
2. Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, требует фиксации путем внесения изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ. Нормы о приемной семье должны быть перенесены в главу 20 СК РФ «Опека и попечительство над детьми» и отредактированы с учетом того, что данная форма устройства является одним из видов опеки. Целесообразно введение в Кодекс новой главы 21 - «Устройство детей в специальные учреждения». Таким способом будет осуществлено разграничение форм временного (опека и пребывание в специальном учреждении) и постоянного устройства (усыновление), а также форм индивидуального (опека и усыновление) и неиндивидуального устройства (пребывание в учреждении).
3. В ГК РФ предлагается внести положения, допускающие установление опеки на основании соглашения, что позволит распространить на эти отношения действие норм обязательственного права, в частности, главы 39 ГК РФ.
4. В целях исключения возможности неверного толкования положений ГК РФ о патронаже и отождествления на практике патронажа с попечительством следует изменить редакцию ст. 41 ГК.
5. -Предлагается ввести в законодательство следующие правила: об учете желания родителей при выборе опекуна ребенку, в том числе желания, выраженного в завещании; о прекращении опеки и попечительства в связи с истечением срока, на который она была назначена.
6. Требует законодательного закрепления понятие предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
Институт
опеки и попечительства в российском
законодательстве прошел сложный путь
становления и развития и в
современных условиях требует качественно
нового правового регулирования.
1.2.Эволюция
правового статуса органов опеки и попечительства
В период существования СССР полномочия по опеке (попечительству) находились в ведении исполнительных органов государственной власти на местах. Компетенция указанных органов в РСФСР была предусмотрена Положением об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175.
Представляется, что для возложения обязанностей по организации опеки (попечительства) на местные органы исполнительной власти у государства на тот период имелись все основания, поскольку именно эти органы являлись властью, "наиболее близкой к народу", и могли организовать полноценную государственную защиту для нуждающихся в ней граждан на местном уровне, используя различные способы, предусмотренные законом (оказание адресной социальной помощи, выплаты пенсий и пособий и т.д.).
Правовое положение органов, осуществляющих опеку и попечительство, изменилось с началом очередного этапа реформ, направленных на возрождение местного самоуправления в России.
С момента принятия Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»7, который стал единым для страны нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, обязанность по осуществлению опеки и попечительства была возложена на органы муниципальной власти, не входящих в систему органов государственной власти.
Кроме того, ГК РФ8 в ст. 34 закрепил обязанность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Вместе с тем ни в одном нормативном акте не упоминалось о какой-либо государственной поддержке муниципалитетов при исполнении ими таких непростых обязанностей, как обеспечение прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной социальной защите в форме опеки (попечительства).
Вместо этого Гражданский кодекс декларировал возложение на органы местного самоуправления ранее свойственных им (в качестве местных органов государственной власти, правопреемниками которых являются органы местного самоуправления) государственных функций.