Автор: b*************@bk.ru, 24 Ноября 2011 в 18:54, дипломная работа
Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. "Спад" экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Число удовлетворенных требований по гражданским делам о лишении родительских прав составило в 2008 г. 48,2 тыс., в то время как в 2007 г. – в два раза меньше, или 24,4 тыс. В России растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 658,2 тысячи детей в 2006 году, 662,2 тысячи - в 2007 году, 682,2 тысячи - в 2008 году. (Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации 2008 год").
Введение
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА опеки и
попечительства В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие института опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми
1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми
Выводы
2 Субъекты семейно-правовых отношений опеки
(попечительства) над детьми
2.1 Органы опеки и попечительства
2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и
попечительства
2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и
попечительства
Выводы
3 Изменение и прекращение опеки и попечительства
3.1 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от
исполнения ими своих обязанностей
3.2 Прекращение опеки и попечительства
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
-
защиты прав и интересов
-
обеспечение приемлемого
-
государственной поддержки
- исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.
Участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.
Необходимо обратить внимание на то, что действующие нормы, регулирующие опеку и попечительство в Гражданском кодексе, не образуют отдельный самостоятельный раздел и включены в гл. 3 «Граждане (физические лица)», а процедура установления опеки или попечительства закреплена в нормах Семейного кодекса. Отдельные вопросы, как-то: обеспечение социальных пособий, дополнительные гарантии на труд, образование, законодательством отнесены к ведению других отраслей права. Назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему. С учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм представляется целесообразным принятие Федерального закона “Об опеке и попечительстве”.
Так же целесообразным представляется законодательное закрепление предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. Это положение может быть применимо когда речь идет о близких родственниках (к примеру, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей). По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
Список использованной
литературы