Опека и попечительство

Автор: b*************@bk.ru, 24 Ноября 2011 в 18:54, дипломная работа

Описание работы

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. "Спад" экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Число удовлетворенных требований по гражданским делам о лишении родительских прав составило в 2008 г. 48,2 тыс., в то время как в 2007 г. – в два раза меньше, или 24,4 тыс. В России растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 658,2 тысячи детей в 2006 году, 662,2 тысячи - в 2007 году, 682,2 тысячи - в 2008 году. (Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации 2008 год").

Содержание

Введение

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА опеки и

попечительства В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ

1.1 Понятие института опеки и попечительства над

несовершеннолетними детьми

1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми

Выводы

2 Субъекты семейно-правовых отношений опеки

(попечительства) над детьми

2.1 Органы опеки и попечительства

2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и

попечительства

2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и

попечительства

Выводы

3 Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от

исполнения ими своих обязанностей

3.2 Прекращение опеки и попечительства

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

МАКЕТ.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

      К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей  относятся:

      - выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

      - учет детей, оставшихся без родительского попечения;

      - выбор формы устройства таких  детей исходя из конкретных  обстоятельств утраты попечения;

      - осуществление последующего контроля  за условиями содержания, воспитания  и образования детей (Приложение 1).

      Данная  деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.

      Статья 122 СК РФ устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов РФ) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ) уровнях.

      Своевременное выявление детей, оставшихся без  попечения родителей  является важной предпосылкой для принятия органами опеки и попечительства мер по защите их прав и интересов. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

      Сообщать  органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

      Данная  обязанность не обеспечена прямыми  юридическими санкциями, и ее следует  рассматривать как закрепление  должного поведения в интересах защиты прав ребенка.

      Органы  опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто  может располагать информацией  о неблагополучном положении  в семье, о безнадзорных детях. В  ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться в органы опеки и попечительства.

      Семейный кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

      На  основании первичного обследования составляются два документа: акт  обследования и основанное на нем  заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме  возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

      Все данные о ребенке заносятся в  журнал первичного учета установленной  формы, и затем принимаются меры по его устройству.

      Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за данное правонарушение в статье 5.36.6

      Кодекс  в интересах детей, обеспечения  скорейшего их устройства в семью  вносит существенные коррективы в порядок  учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет, в государственный банк данных.

      В настоящее время осуществление  централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования  РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) - оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ.

      Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве ребенка в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только проживание, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь7.

        За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.

      Орган опеки и попечительства подбирает  лиц, которых можно назначить  опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и  попечителей, в необходимых случаях  оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д.

      Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью  опекунов (попечителей) с помощью  контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и т.д. Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

      Действия  опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства.8 Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Особенно важным представляется вопрос о отчуждении жилой площади, на которой прописаны или которой владеют несовершеннолетние.

      Иногда  опекуны совершают сделки с имуществом, сознательно не получая согласия на совершение сделки со стороны органов опеки и попечительства, когда такое согласие необходимо (ст. 37 ГК РФ).  

      Характерная ситуация о признании сделки недействительной по причине отсутствия согласия на сделку органов опеки и попечительства рассмотрена в извлечении из Определения  от 3 апреля 1998 г. Судебной коллегией  по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

      Дело  интересно также тем, что правила  о получении согласия органов  опеки при совершении сделок с  жильем применены судом в случае, когда несовершеннолетние утратили право на жилплощадь в силу административного  акта.

      Из  материалов дела очевидно, что Т. и С. состояли в браке с 1985 года и проживали с двумя несовершеннолетними детьми по договору найма в двухкомнатной квартире площадью 27,7 кв. м.

      В феврале 1994 г. брак между ними был  расторгнут, по их взаимному согласию, договор жилищного найма изменен: С. стал нанимателем комнаты 10,4 кв. м., Т. с двумя детьми – комнаты 17, кв. м.

      В декабре 1994 г. Т. на семью из трех человек (она и двое детей) была приобретена  новая двухкомнатная квартира в  соответствии с условиями договора долевого участия в строительстве.

       В феврале 1995 г. Т. с детьми переехала  в новую квартиру, сохранив за собой  прописку в старой квартире.

      В марте 1995 г. С. по его просьбе решением администрации г. Ростова от 21 марта 1995 г. был выдан ордер на всю  квартиру.

      В сентябре 1996 г. Т. обратилась в суд с иском к С., администрации Ростовского района о признании упомянутого ордера недействительным и признании за ней и несовершеннолетними детьми права на комнату размером 17,3 кв. м., ссылаясь на то, что она и дети не утратили права пользования указанной комнатой, оставили там свои вещи, сохранили прописку. Закрепление же жилой площади за ответчиком, по ее мнению, незаконно, поскольку он уже обеспечен жилой площадью по установленным нормам, а ее старший сын – Александр имеет право на дополнительную жилую площадь, так как страдает бронхиальной астмой.

      Иск полностью был удовлетворен только после протеста заместителя председателя Верховного Суда РФ.

      Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 апреля 1998 г. протест удовлетворила по следующим основаниям.

      Как видно из материалов дела, новая  квартира получена Т. на семью из трех человек не по договору найма жилого помещения, а приобретена в собственность  по договору долевого участия в строительстве  квартиры.

      В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности.

      Следовательно, приобретение Т. в собственность  квартиры и проживание в ней автоматически  не может расцениваться как ее отказ от прав нанимателя на комнату  размером 17,3 кв. м. Тем более это  не может быть признано правильным в отношении ее несовершеннолетних детей, которые права собственности на приобретенную ею квартиру не имеют.

      По  утверждению Т., она в интересах  детей не намеревалась отказаться от своих прав нанимателя комнаты 17,3 кв. м. В подтверждение намерений  не расторгать договор найма комнаты  Т. ссылалась на то, что после переезда сохраняла прописку по прежнему месту жительства и оставила там свои вещи. Оплату комнаты 17,3 кв. м. и коммунальных услуг она производить не могла, так как после выдачи бывшему мужу ордера на всю квартиру в марте 1995 года от нее прекратили принимать квартплату по ее расчетной книжке. Пользоваться ранее занимаемой комнатой Т. не могла, поскольку ответчик врезал в дверь новые замки и ключей ей не дал.

      Согласно  ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

      Поскольку на совершение сделок, влекущих утрату принадлежащих несовершеннолетним жилищных прав, требовалось предварительное  согласие органов опеки и попечительства, а его получено не было, суд кассационной инстанции обоснованно сослался на это обстоятельство в подтверждение своего вывода о сохранении за Т. и ее несовершеннолетними детьми права на комнату размером 17,3 кв. м.

      При таких данных постановление Президиума Ярославского областного суда подлежит отмене с оставлением в силе определения Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда.

Информация о работе Опека и попечительство