Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ………………………….6
§ 1.1 Понятие института опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми…………………………………..…………….6
§ 1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми…..….11
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ……………………..…16
§ 2.1 Органы опеки и попечительства……….…………...………………….16
§ 2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и
попечительства………………………………………………………………..24
§ 2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и
попечительства………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА………………………………………………………43
§ 3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей…………………………………….………………..43
§ 3.2 Прекращение опеки и попечительства…………………..……………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...52
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…..…………………………………………….55
БИБЛИОГРАФИЯ…………...……………………
В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) – оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ.
Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве ребенка в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только проживание, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь[18].
За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.
Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д.
Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и т.д. Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.
Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства.[19] Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Особенно важным представляется вопрос о отчуждении жилой площади, на которой прописаны или которой владеют несовершеннолетние.
Иногда опекуны совершают сделки с имуществом, сознательно не получая согласия на совершение сделки со стороны органов опеки и попечительства, когда такое согласие необходимо (ст. 37 ГК РФ).[20]
Характерная ситуация о признании сделки недействительной по причине отсутствия согласия на сделку органов опеки и попечительства рассмотрена в извлечении из Определения от 3 апреля 2009 г. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Дело интересно также тем, что правила о получении согласия органов опеки при совершении сделок с жильем применены судом в случае, когда несовершеннолетние утратили право на жилплощадь в силу административного акта.
Из материалов дела очевидно, что М. и А. состояли в браке с 1996 года и проживали с двумя несовершеннолетними детьми по договору найма в двухкомнатной квартире площадью 27,7 кв. м.
В феврале 2005 г. брак между ними был расторгнут, по их взаимному согласию, договор жилищного найма изменен: А. стал нанимателем комнаты 10,4 кв. м., М. с двумя детьми – комнаты 17, кв. м.
В декабре 2005 г. М. на семью из трех человек (она и двое детей) была приобретена новая двухкомнатная квартира в соответствии с условиями договора долевого участия в строительстве.
В феврале 2006 г. М. с детьми переехала в новую квартиру, сохранив за собой прописку в старой квартире.
В марте 2006 г. А. по его просьбе решением администрации г. Ставрополя от 21 марта 2006 г. был выдан ордер на всю квартиру.
В сентябре 2007 г. М. обратилась в суд с иском к А., администрации Шпаковского района о признании упомянутого ордера недействительным и признании за ней и несовершеннолетними детьми права на комнату размером 17,3 кв. м., ссылаясь на то, что она и дети не утратили права пользования указанной комнатой, оставили там свои вещи, сохранили прописку. Закрепление же жилой площади за ответчиком, по ее мнению, незаконно, поскольку он уже обеспечен жилой площадью по установленным нормам, а ее старший сын – Алексей имеет право на дополнительную жилую площадь, так как страдает бронхиальной астмой.
Иск полностью был удовлетворен только после протеста заместителя председателя Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 апреля 2009 г. протест удовлетворила по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, новая квартира получена М. на семью из трех человек не по договору найма жилого помещения, а приобретена в собственность по договору долевого участия в строительстве квартиры.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности.[21]
Следовательно, приобретение М. в собственность квартиры и проживание в ней автоматически не может расцениваться как ее отказ от прав нанимателя на комнату размером 17,3 кв. м. Тем более это не может быть признано правильным в отношении ее несовершеннолетних детей, которые права собственности на приобретенную ею квартиру не имеют.
По утверждению М., она в интересах детей не намеревалась отказаться от своих прав нанимателя комнаты 17,3 кв. м. В подтверждение намерений не расторгать договор найма комнаты М. ссылалась на то, что после переезда сохраняла прописку по прежнему месту жительства и оставила там свои вещи. Оплату комнаты 17,3 кв. м. и коммунальных услуг она производить не могла, так как после выдачи бывшему мужу ордера на всю квартиру в марте 2006 года от нее прекратили принимать квартплату по ее расчетной книжке. Пользоваться ранее занимаемой комнатой М. не могла, поскольку ответчик врезал в дверь новые замки и ключей ей не дал.
Согласно ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.[22]
Поскольку на совершение сделок, влекущих утрату принадлежащих несовершеннолетним жилищных прав, требовалось предварительное согласие органов опеки и попечительства, а его получено не было, суд кассационной инстанции обоснованно сослался на это обстоятельство в подтверждение своего вывода о сохранении за Т. и ее несовершеннолетними детьми права на комнату размером 17,3 кв. м.
При таких данных постановление Президиума Ставропольского краевого суда подлежит отмене с оставлением в силе определения Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы:
1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Они выполняют функцию защиты личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения. Это особая их функция, возложенная на них Семейным Кодексом РФ.
2. Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи:
- выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;
- защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;
- государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
- осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
§2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства
Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лиц, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течении месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.[23] (Приложение 2) Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств (например, в случае, если подопечный уже проживает в семье лица, желающего стать его опекуном) опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства. В случае проживания лица, подлежащего опеке (попечительству) и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.[24] Согласно п.4 ст.33 Конвенции «опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство».
Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой местной администрации единолично. Оно обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и действительно на всей территории Российской Федерации.
Срок установления опеки (попечительства) – один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему-либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии со ст.123 СК.
Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. (Приложение 3) В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. В соответствии с п. 1 ст. 146 Семейного кодекса РФ (ред. от 23.12.2010 г.) Не может стать опекуном или попечителем:
1) лица, лишенные родительских прав;
2) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:
1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;
2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;
3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских правах;
4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
5) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.
Рассматривая пункт 5 перечисленных требований, необходимо сказать, что 1 мая 1996 года постановлением Правительства РФ № 542 был утвержден специальный перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К их числу относятся:
- туберкулез;
- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
- злокачественные онкологические заболевания;
- инфекционные заболевания, до снятия с диспансерного учета;
- психические заболевания, вследствие которых больной был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
- алкоголизм, наркомания, токсикомания;
- заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность[25].
Из сказанного вытекает, что при решении указанных выше вопросов требуется предоставление медицинских документов об отсутствии перечисленных заболеваний. Это не может не создавать серьезных трудностей при устройстве детей, лишившихся попечения родителей, в частности, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей. Представляется, что в интересах детей органы опеки и попечительства должны проявлять в подобных ситуациях более гибкий подход. Целесообразно было бы также предусмотреть возможность временной выплаты пособий на детей в тех случаях, когда своевременное решение вопроса об устройстве ребенка в семью, где он фактически находится, задерживается из-за сбора медицинских документов.
Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними