Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ………………………….6
§ 1.1 Понятие института опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми…………………………………..…………….6
§ 1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми…..….11
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ……………………..…16
§ 2.1 Органы опеки и попечительства……….…………...………………….16
§ 2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и
попечительства………………………………………………………………..24
§ 2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и
попечительства………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА………………………………………………………43
§ 3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей…………………………………….………………..43
§ 3.2 Прекращение опеки и попечительства…………………..……………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...52
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…..…………………………………………….55
БИБЛИОГРАФИЯ…………...……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ………………………….6
§ 1.1 Понятие института опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми…………………………………..…………….6
§ 1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми…..….11
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ……………………..…16
§ 2.1 Органы опеки и попечительства……….…………...……………
§ 2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и
попечительства…………………………………………
§ 2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и
попечительства…………………………………………
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………………………………
§ 3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей…………………………………….………
§ 3.2 Прекращение опеки и попечительства…………………..……………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…..……………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ…………...……………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…...…………………….…………………
ВВЕДЕНИЕ
Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. "Спад" экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. По данным Министерства образования России, в 2009 году численность детей, в интересах которых были предъявлены иски в суды, составила более 122 тысяч. Свыше 62 тысяч родителей лишили родительских прав, более шести тысяч несовершеннолетних отобрали у родителей, так как их жизни угрожала опасность.
В связи с ненадлежащим воспитанием детей усыновителями, опекунами, приемными родителями отменили 1239 решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них в 71 случае – по причине жестокого обращения с детьми, оставшимися без попечения родителей.
К сожалению, количество социальных сирот ежегодно увеличивается. За 2009 год 44 родителя лишены либо ограничены в родительских правах в отношении 54 детей. За 10 месяцев 2010-го уже достигнут этот уровень.[1]
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В последние годы большое внимание со стороны законодательной и исполнительной власти РФ уделяется вопросам семейного устройства детей-сирот. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р утверждены целевые ориентиры и индикаторы социально-экономического развития России на период до 2020 года, которые предполагают к 2020 году преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и включают следующий показатель – удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей их численности. Ожидаемое значение данного показателя в целом по РФ: к 2010 году – 75%, к 2012 году – 76%.[2] В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.
Данное исследование актуально ввиду сложившегося в современной России положения семьи и детства. Произошедшие изменение социально-экономического строя, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. В результате этого последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей.
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская и других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
§1.1 Понятие института опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.[3]
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Среди ученых – юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права”.[4] Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.
В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав”[5].
Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы – органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31-40), в СК РФ (ст. 121-123; 145-48), в положениях Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах Российской Федерации.
Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
СК РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, – в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства СК РФ устанавливает содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и интересов ребенка.
Обеспечение содержание ребенка – обязательная предпосылка для его роста и развития. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования – одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей.[6]
Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.
Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет.[7] Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.
Другое дело – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.[8]
По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку.
Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.
Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними