Ограничение монополистической деятельности

Автор: Полина Полина, 03 Сентября 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Любая экономическая деятельность существует для прибыли. Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.

Содержание

1. Содержание………….......................................................................................2
2. Введение………………………………………………………………………3
3. Глава 1.Правовое регулирование монополистической деятельности.
1. Монополистическая деятельность………………………………………....6
2. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции…….....10
3. Антимонопольное законодательство……………………………………..11
4. Антимонопольные органы, их функции и полномочия………………....12
5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………...16
4. Глава 2. Правовое регулирование деятельности естественных монополий.
1. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………...17
2. Органы регулирующие деятельность естественных монополий……….17
3. Ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях…………………………………………………………………20
5. Глава 3.Налог как средство пополнения государственного бюджета за счет прибыли монополий.
1. Налог на прибыль организаций…………………………………………...21
6.Заключение…………………………………………………………………….28
7.Список литературы…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

        Закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" устанавливает  формы недобросовестной конкуренции,  в том числе:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  4. продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  5. получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или товарной информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

      Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так ст. 2 устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ. 

      Антимонопольное законодательство 

      Антимонопольное законодательство – совокупность законов  и других нормативно-правовых актов, регулирующих монополистическую деятельность хозяйственных субъектов. Оно имеет целью ослабить негативные последствия деятельности компаний по использованию доминирующего положения на рынке в своих интересах, пресечь злоупотребления хозяйствующими субъектами при осуществлении ими экономической деятельности. Монополизм подавляет конкуренцию, этот естественный двигатель прогресса, необходимый фактор функционирования рынка и развития экономики. Проявляя заботу об интересах массового потребителя, а также мелкого и среднего предпринимательства, государство (законодатель), по сути, вмешивается в частноправовые отношения, ограничивает провозглашенную им же свободу договора.

      Антимонопольное законодательство Российской Федерации  основывается на Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 8 которой гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет основан на принципе свободы конкуренции, который сформулирован в пункте 1 вышеуказанной статьи: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

      Антимонопольные органы 

      В РФ проведение государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, защите конкуренции и прав потребителей, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также иные функции государственного регулирования в области противодействия монополистической деятельности и защиты конкуренции возлагаются на специально уполномоченный антимонопольный орган государства.

      При этом в Законе РФ прямо предусматривается  возможность создания территориальных  антимонопольных органов (подразделений), осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством в пределах компетенции, определенной центральным антимонопольным органом. По существу, наряду с центральным антимонопольным органом, они составляют единую управленческую систему, на которую возлагаются функции по осуществлению государственного регулирования в области противодействия монополистической деятельности и защиты конкуренции.

        В соответствии с законодательством РФ на антимонопольный орган, под которым понимается уполномоченный орган государственного управления, возлагается выполнение основной части функций по реализации государственных мер, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействию и развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей, в том числе по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства.

      Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.

      Антимонопольный комитет входит в блок экономических  министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества. Однако, по логике вещей, он должен быть независимым, он ближе к Банку России.

  1. Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие задачи в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:
    • о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
    • о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;
    • о восстановлении первоначального положения;
    • об отмене (изменении) принятых неправомерных актов;
    • о принудительном разделении.
  2. Принимает решения о наложении штрафов:
    • за нарушения антимонопольного законодательства;
    • за неисполнение предписаний Комитета.
  3. Обращается в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
  4. Направляет в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

В отношении  хозяйствующих субъектов 

  1. Контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта.
  2. Контролирует крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта.
  3. Представляет заключение о возможности приватизации предприятий монополистов.

В отношении  органов власти

  1. Направляет рекомендации по:
    • Представлению льгот;
    • изменению сфер применения тех или иных цен;
    • созданию параллельных структур, финансированию мероприятий по расширению производства;
    • привлечению иностранных инвестиций, учреждению СП, созданию и развитию СЭЗ;
    • лицензированию экспортно-импортных операций, видов деятельности, изменению таможенных тарифов;
    • введению обязательного лицензирования, запрещению (приостановлению) экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство.
  2. Согласовывает проекты постановлений и распоряжений. Правительства РФ, решения органов управления по вопросам создания реорганизации и ликвидации субъектов.

      Лица, уполномоченные ГКАП России, имеют право беспрепятственного доступа в министерства и ведомства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами.

      Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию.

      Сведения, составляющие коммерческую тайну, не подлежат разглашению В противном случае ГКАП возмещает причиненные убытки.

      С целью ограничения произвола должностных лиц 5 декабря 1991 г. было принято Постановление Правительства РСФСР №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

      В соответствии с этим постановлением коммерческую тайну предприятий  и предпринимателей не могут составлять учредительные документы:

    • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
    • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
    • документы о платежеспособности;
    • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
    • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
    • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;
    • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
 

 

       Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 

      В соответствии с законом о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности законодательство устанавливает  следующие виды ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства:

      За  нарушения антимонопольного законодательства, должностные лица федеральных органов власти, коммерческие и некоммерческие организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

      Привлечение к ответственности лиц, не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

      Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

      Убытки, причиненные физическому или  юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти или организаций, в том числе убытки, причиненные в результате издания ими правовых актов в нарушение антимонопольного законодательства либо неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей, подлежат возмещению Российской Федерацией.

 

      Сферы деятельности субъектов  естественных монополий 

      
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
 

      Органы, регулирующие деятельность

      субъектов естественных монополий 

      Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий  образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. 

      Органы  регулирования естественных монополий  выполняют следующие основные функции:

  1. формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;
  2. определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
  3. контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;
  4. вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.

      Органы  регулирования естественных монополий  вправе:

  1. принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
  2. принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
  3. направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон
  4. принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  5. направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
  6. принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
  7. привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
  9. осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

Информация о работе Ограничение монополистической деятельности