Ограничение монополистической деятельности

Автор: Полина Полина, 03 Сентября 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Любая экономическая деятельность существует для прибыли. Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.

Содержание

1. Содержание………….......................................................................................2
2. Введение………………………………………………………………………3
3. Глава 1.Правовое регулирование монополистической деятельности.
1. Монополистическая деятельность………………………………………....6
2. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции…….....10
3. Антимонопольное законодательство……………………………………..11
4. Антимонопольные органы, их функции и полномочия………………....12
5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………...16
4. Глава 2. Правовое регулирование деятельности естественных монополий.
1. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………...17
2. Органы регулирующие деятельность естественных монополий……….17
3. Ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях…………………………………………………………………20
5. Глава 3.Налог как средство пополнения государственного бюджета за счет прибыли монополий.
1. Налог на прибыль организаций…………………………………………...21
6.Заключение…………………………………………………………………….28
7.Список литературы…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 140.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«гражданское  право»

на тему:

«Ограничение  монополистической деятельности» 
 
 
 
 

          Выполнила:  

      Проверил: 

      Оценка___________________ 
 
 
 

Омск 2006г. 

    Содержание.

  1. Содержание………….......................................................................................2
  1. Введение………………………………………………………………………3
  1. Глава 1.Правовое регулирование монополистической  деятельности.
    1. Монополистическая деятельность………………………………………....6
    1. Правовые  формы ограничения недобросовестной конкуренции…….....10
    1. Антимонопольное законодательство……………………………………..11
    1. Антимонопольные органы, их функции и полномочия………………....12
    1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………...16
  1. Глава 2. Правовое регулирование  деятельности естественных монополий.
    1. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………...17
    1. Органы  регулирующие деятельность естественных монополий……….17
    1. Ответственность за нарушение законодательства о  естественных монополиях…………………………………………………………………20
  1. Глава 3.Налог как средство пополнения государственного бюджета за счет прибыли монополий.
    1. Налог на прибыль организаций…………………………………………...21

6.Заключение…………………………………………………………………….28

7.Список литературы…………………………………………………………….30 
 
 

 

       Введение

      Любая экономическая деятельность существует для прибыли. Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.

      Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Прибыль у таких фирм не такая большая как у фирм-монополистов, зато при таких условиях большую власть имеет покупатель, он является основной силой, но при этом сохраняется баланс между покупателями и продавцами.

      Монополия является понятием, прямо противоположным  понятию совершенной конкуренции.

      Монополия - это ситуация на рынке, которая  характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса (в отличие от прямой предельонго дохода при свободной конкуренции) определяет цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист, таким образом имеет возможность выиграть от своего контроля над ценами и получить сверхприбыль.

      Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

      Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

      Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

      Монополистическая деятельность 

      МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и в силу этого противоречащие антимонопольному законодательству (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - далее Закон о конкуренции).

      Обыкновенно монополией называется хозяйствующий  субъект или несколько взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее, т.е. исключительное, положение на рынке товара, не имеющего аналога, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность влиять на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

      Законодательство, устанавливающее понятие монополии  и регламентирующее систему критериев, в соответствии с которыми определяется полезность (вредность) монополистической  деятельности, и, кроме того, устанавливающее  ограничения на нее, традиционно называется антимонопольным законодательством.

      субъект естественной монополии - хозяйствующий  субъект (юридическое лицо), занятый  производством (реализацией) товаров  в условиях естественной монополии; 

      Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает две формы монополистической деятельности:

      1. Злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением  на рынке; 

      2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

      Закон устанавливает, что:

      Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь  своим результатом ограничение  конкуренции и (или) ущемление интересов  других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

    • изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
    • включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
    • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
    • создание препятствий доступу на рынок (выходу на рынок) другим хозяйствующим субъектам;
    • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
    • установление монопольно высоких (низких) цен; сокращения или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

      Закон устанавливает, что:

    • запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:
    • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
    • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
    • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
    • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
    • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

      Также запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные  действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

      Кроме того, запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

      Нарушение требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

 

      Правовые  формы ограничения  недобросовестной конкуренции 

Информация о работе Ограничение монополистической деятельности