Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:39, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика экономических и правовых условий осуществления оценочной деятельности в Республике Беларусь, выявление основных ее элементов.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить сущность лизинга и предпосылки развития лизинговых операций.
2. Рассмотреть виды и формы лизинга и правовое регулирование лизинговых операций в Республике Беларусь.
3. Проанализировать состояние и перспективы развития лизинга в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Законодательное регулирование 5
1.2 Содержательное регулирование 7
1.3 Профессиональные нормы и правила 9
2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. РАЗРАБОТКА ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Конечно, важно защитить участников рынка от ошибочных оценок, сделанных недобросовестными оценщиками. Но на мой взгляд, более важно защитить оценщиков от необоснованных действий других участников рынка, и в первую очередь наиболее сильного его участника – государства.
Именно под их влиянием оценщик, если он не силен в этических принципах или не принадлежит к мощному профессиональному сообществу, может поступиться своей профессиональной этикой.
Механизм защиты участников рынка от ошибочных или необоснованных оценок и оценщиков широко известен в условиях стандартной рыночной экономики, использующей оценку как один из элементов обслуживания рынка. Суть его в том, что оценка должна быть независимой от участников рынка.
Разумеется, оценщик, как эксперт, дает свои заключения за деньги. Но при этом его ответы принципиально не связаны с размером гонорара. Он действует в рамках этических норм своей профессии, которая регулируется внутренним образом.
2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Наболевших проблем у относительно молодого направления - профессиональной оценочной деятельности - в современных условиях немало. Главным образом все они порождены длительным забвением оценки как таковой. Плановая экономика не могла вместить в себя право частной собственности, что повлекло отсутствие понятия рыночной стоимости в чистом виде. А именно за счет этого понятия и родилась потребность в специалистах умеющих грамотно ее (стоимость) определить.
Институт независимой оценки является необходимым элементом экономики, ориентированной на наиболее полное и качественное удовлетворение человеческих потребностей на основе эффективного использования дефицитных ресурсов.
По мере вступления на путь цивилизованного рынка в Республике Беларусь все острее встает проблема грамотного определения стоимости. Прежде всего, это касается предприятий, правильного налогоисчисления, кредитных организаций и многих других.
Ключевым из факторов отрицательно сказавшихся на профессиональном развитии оценки является малая информированность предприятий и населения о необходимости и случаях, когда грамотная экспертиза стоимости позволяет решить многие насущные проблемы. Например, различного вида споры, купля-продажа, оценка материального ущерба и многое другое. Ограниченность элементарных знаний о принципах оценки у потребителей этого рода услуг влекло безнаказанные нарушения со стороны недобросовестных оценщиков, что, в конечном счете, подрывало доверие к специалистам оценщикам.
Выход Указа Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» частично снял проблемы касающиеся ответственности оценщиков. В обязательном порядке предусмотрено страхование ответственности и лицензирование деятельности. Но не определен сам порядок лицензирования. Выработка положения о лицензировании подразумевает разработку единой информационной и методологической базы, позволяющей определить соответствие образовательного уровня эксперта. В этом же контексте необходимо разработать и практически воплотить в жизнь разумную и эффективную систему контроля за качеством оказываемых оценщиками услуг. Здесь представляется необходимым расширение «Белорусского общество оценщиков» с развитой сетью филиалов. Одним из ключевых направлений деятельности такой структуры и могло бы служить решение вопросов контроля за качеством осуществляемой оценочной деятельности, а также осуществление мероприятий по повышению эффективности работы независимых оценщиков. Это сложная и кропотливая работа. И пока она не будет решена окончательно, в стране так и будут существовать различные, зачастую противоречащие “школы оценки”. [9]
В
настоящее время оценочная
При этом оценщик или оценочная фирма, в отличие, например, от банков или страховых компаний, не имеют установленных законодательством специальных резервных фондов и других механизмов, обеспечивающих возможность компенсации нанесенного ущерба.
В случае причинения оценщиком или оценочной фирмой ущерба клиенту в результате ошибок или упущений при проведении оценки клиент имеет право требовать и будет требовать от оценщика возмещения причиненного ущерба. И оценщик обязан возместить причиненный ущерб. Однако, необходимых для этого финансовых средств или имущества он может не иметь. В случае отказа от возмещения ущерба причиненный вред может быть взыскан клиентом через хозяйственный суд или суд общей юрисдикции. Что в итоге приводит к убыткам и для клиента и для оценщика, а в ряде случаев и к банкротству. Все это будет подрывать авторитет оценочной деятельности в целом.
Однако, существует и отработан механизм, обеспечивающий защиту имущественных интересов и оценщиков, и их клиентов. Этим механизмом является страхование профессиональной и гражданской ответственности. И важной частью этого механизма является обязанность носителя той или иной профессии, в данном случае оценщика, или юридического лица (оценочной фирмы) заключить договор страхования гражданской (профессиональной) ответственности.
Еще одним важным моментом, является вопрос интеграции оценочной деятельности как и всей экономики Республике Беларусь, в мировую систему рыночных отношений. Другими словами, белорусская система оценки должна давать результаты, понятные в плане методологии и терминологии потенциальным зарубежным инвесторам. И наоборот, оценки, выполненные зарубежными оценщиками, должны адекватно восприниматься в Республике Беларусь.
Проблемы безопасности участников рынка оценочной деятельности носят комплексный и взаимосвязанный характер. И механизмы их решения хорошо известны из опыта стран с традиционно рыночной экономикой. Безопасность оценочной деятельности должна быть обеспечена, во-первых, на уровне законодательства. Во-вторых, на уровне стандартизации, в-третьих, на уровне профессионального сообщества. При этом специфические особенности обеспечения безопасности, связанные именно с оценочной деятельностью, увеличиваются в значении их от первого базового уровня, характерного для любой деятельности, например, по оказанию услуг, ко второму, содержащему требования к оценочной деятельности и, наконец, к верхнему, формулирующему этические нормы профессиональной оценочной деятельности и дающие механизмы по их поддержанию.
Главный механизм обеспечения безопасности оценочной деятельности для всех ее участников, заключается в том, что оценка должна быть независимой от заказчика. А исполнители оценки объединены в профессиональное общественное объединение, которое должно быть саморегулируемым, поддерживать стандарты и этические нормы профессии. Разумеется, никто не должен запрещать клиенту обращаться к другим организациям, оценщикам и т.д., не входящим в национальную саморегулируемую организацию, но тогда такие заказчики должны сознавать, что проблемы качества и работы оценщиков становятся их собственной проблемой.
Отсутствие национальных стандартов оценки повышает роль обеспечения безопасности оценочной деятельности на уровне профессионального объединения, отметил выступающий. Причем, в состав такого объединения должны входить не просто специалисты, а специалисты-эксперты, независимые от заказчика исполнители экспертизы, обладающие специальными знаниями, работающие в рамках этических норм, сложившихся для данной профессии. [11, c. 18]
Законодательное
обеспечение оценочной
3. РАЗРАБОТКА ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ»
Развитие гражданско-правовых отношений (прежде всего отношений собственности) в Республике Беларусь, объективные потребности рыночных механизмов экономики опережали процесс законодательного регулирования оценочной деятельности. В этом плане ярким примером неповоротливости законодательного механизма служит история с процессом разработки и органами государственной власти законопроекта «Об оценке стоимости объектов гражданских прав».
Такой
законопроект был принят Палатой
представителей Национального собрания
Республики Беларусь во втором чтении.
Однако с рядом положений
Следует отметить, что во всем мире оценка стоимости объектов гражданских прав используется при определении инвестором реальной стоимости приобретаемого им имущества и предприятий как имущественных комплексов, внесении неденежного вклада в уставные фонды коммерческих организаций, страховании имущества, кредитовании под залог имущества, разделе имущества между супругами при расторжении брака, определении денежного размера нанесенного ущерба и т.д. В Республике Беларусь в настоящее время насчитывается около 1 тыс. оценщиков (для сравнения: в Польше более 10 тыс. таких специалистов), что свидетельствует о начальном периоде развития оценочной деятельности.
Разработанный депутатами законопроект содержит наиболее важные нормы и положения. В нем определяются правовые основы проведения оценки стоимости объектов гражданских прав, регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления этой деятельности.
В проекте даны определения таким основным терминам и понятиям, как внутренняя, кадастровая, независимая, обязательная оценка, исполнитель и метод оценки, орган по аттестации.
Определены полномочия правительства, которое реализует государственную политику в области оценки стоимости объектов гражданских прав и устанавливает полномочия соответствующих республиканских органов государственного управления в этой сфере.
Отдельная статья посвящена объединениям оценщиков, исполнителей оценки, которые создаются для координации своей деятельности, а также защиты общих имущественных интересов.
Вводится обязательная независимая оценка. Ее целью является определение стоимости имущества при совершении юридически значимых действий. Так, проект Закона вводит обязательность независимой оценки при определении начальной продажной цены на публичных торгах при принудительной продаже имущества лица, признанного банкротом (этим обеспечивается защита прав кредиторов, поскольку устраняется возможность умышленного занижения продажной цены имущества банкрота). Оценка обязательна также при заключении договора банковского кредита, выдаваемого под залог имущества (этим обеспечивается устойчивость банков, поскольку исключается возможность умышленного завышения стоимости предмета залога). Не менее важна оценка государственного имущества при его приватизации, а также оценка неденежного вклада перед внесением его в уставный фонд юридического лица.
Вводится
обязательность оценки при возмездном
приобретении государством, административно-
В случаях продажи имущества в процессе конкурсного производства, при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица и наступлении страхового случая обязательная оценка может быть только независимой.