Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:39, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика экономических и правовых условий осуществления оценочной деятельности в Республике Беларусь, выявление основных ее элементов.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить сущность лизинга и предпосылки развития лизинговых операций.
2. Рассмотреть виды и формы лизинга и правовое регулирование лизинговых операций в Республике Беларусь.
3. Проанализировать состояние и перспективы развития лизинга в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Законодательное регулирование 5
1.2 Содержательное регулирование 7
1.3 Профессиональные нормы и правила 9
2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. РАЗРАБОТКА ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
1.1 Законодательное регулирование 5
1.2 Содержательное регулирование 7
1.3 Профессиональные нормы и правила 9
2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
3. РАЗРАБОТКА
ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОЦЕНКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ
Оценка как новое направление рыночной инфраструктуры возникла в связи с необходимостью разрешения имущественных споров, в которых стороны для определения объективной стоимости того или иного имущества были вынуждены прибегать к услугам независимых ценовых арбитров.
С распадом в конце прошлого столетия социалистической системы на территории вновь образовавшихся независимых государств начали формироваться элементы рыночной экономики, в частности институт независимой оценки собственности. С переходом к рыночной системе хозяйствования появился рынок собственности, что повлекло за собой потребность в профессионалах, способных произвести оценку на рыночной основе. С развитием рынка роль независимой оценки возрастает, как возрастает и понимание значимости этого вида деятельности для всех субъектов хозяйствования, от частных лиц до государства. Поэтому вопрос о регулировании оценочной деятельности является актуальным во всех странах переходной экономикой.
Проект закона Республики Беларусь «Об оценке стоимости объектов гражданских прав» более двух лет разрабатывался специалистами и экспертами и был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 мая 2005 года. Однако Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь данный законопроект был отклонен и отправлен на доработку в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
13 октября 2006 года был издан Указ Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь». Он определил правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях перехода нашей республики к цивилизованным рыночным отношениям как никогда остро стоит проблема оценочной деятельности. Ни одно предприятие не сможет полноценно развиваться, обновлять основные фонды не прибегая к услугам независимых оценщиков.
Основной целью данной курсовой работы является характеристика экономических и правовых условий осуществления оценочной деятельности в Республике Беларусь, выявление основных ее элементов.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1.
Изучить сущность лизинга и
предпосылки развития
2.
Рассмотреть виды и формы
3.
Проанализировать состояние и
перспективы развития лизинга
в Республике Беларусь.
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Законодательное регулирование
Оценочная деятельность, как и любая другая, регулируется двумя способами: внешними рамками законодательства и внутрипрофессионально. Основой внешнего регулирования являются соответствующие кодексы и законы, а также законодательные акты органов государственного управления. В нашей стране это Конституция, Гражданский кодекс, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Указ Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13 октября 2006 г. № 615, а также ежегодные постановления Совета Министров Республики Беларусь о переоценке. Во многих странах существует специальный закон об оценочной деятельности. Готовится проект закона об оценке и в нашей стране. При этом отдельные проблемы законодательного регулирования оценки в разных странах решаются по-разному. Можно использовать лицензирование, сертификацию и аттестацию.
На начальном этапе становления рыночных отношений государство как главный участник рынка пыталось подчинить себе остальных участников путем создания системы жесткого государственного контроля, практически выхолащивая принцип независимости оценки. Экспертное заключение
по оценке в таком случае могло быть выполнено лишь при наличии специального разрешения (лицензии). Эта система в несколько этапов реализовалась в России. Иногда, как до сих пор в Беларуси, лицензирование касается отдельных видов оценки или оценки отдельных видов собственности. Промежуточным является положение Украины и Кыргызстана, в которых государство и общество оценщиков совместно лицензируют специалистов по оценке. Однако со временем практика показала ущербность подобного регулирования. Наглядно это наблюдается и на примере Беларуси, где наиболее коррумпированными оценщиками судебные органы признали оценщиков автотранспорта – отрасли, на которую приходится более половины всех выданных в стране лицензий на оценку. Рекомендации международных организаций сводятся к ограничению видов деятельности, подлежащих лицензированию, теми, которые могут нанести вред здоровью людей или же относятся к неопределенно большому их числу. Исходя из этих критериев, оценочная деятельность не подлежит лицензированию. Поэтому не предполагает лицензирования ни закон (проект) о лицензировании, ни проект закона об оценке стоимости. На заседаниях Рабочей группы по подготовке проекта этого закона Белорусское общество оценщиков последовательно разъясняло нецелесообразность лицензирования оценочной деятельности в Республике Беларусь. [3. c. 47]
Вместо лицензирования наиболее целесообразно применять сертификацию, т. е. проверку на соответствие стандартам. Но, очевидно, для подобной процедуры необходимо иметь национальную систему стандартов оценки, отсутствующую в настоящее время в нашей стране. Поэтому как временный, переходный способ регулирования оценочной деятельности можно использовать аттестацию, т. е. проверку оценщиков на соответствие квалификационным требованиям. Общепринято, что оценочная деятельность требует высшего образования. Через несколько лет первые дипломированные оценщики появятся и в нашей стране. В целом можно отметить, что процесс создания квалификационных требований на основе будущих образовательных программ вряд ли менее трудоемкий, чем процесс создания стандартов.
Отдельно следует отметить практически нигде не применяемое, но законодательно закрепленное в России обязательное страхование гражданской ответственности оценщика. Пролоббированное страховыми организациями положение ни разу не использовалось за несколько лет действия закона и на практике доказало свою несостоятельность.
Интересен
вопрос и об органе, осуществляющем
тот или иной вид регулирования.
Для лицензирования обычно создается
специальный или уполномочивается действующий
орган государственного регулирования.
При сертифицировании регулирование осуществляет
национальный комитет по стандартизации.
В случае применения аттестации необходимо
сочетание отраслевых знаний и единого
подхода к процедуре, что обеспечивается
совместной работой отраслевых министерств
и ведомств вместе с национальной организацией
оценщиков.
1.2 Содержательное регулирование
Содержательная часть оценочной деятельности регулируется стандартами. В мире сложилась система профессиональных стандартов оценки, в основе которых лежат Международные стандарты оценки, которые разрабатываются Международным комитетом по стандартам оценки в сотрудничестве с Международным комитетом по стандартам финансовой отчетности, а также Международным объединением организаций по ценным бумагам и периодически обновляются. На их основе с учетом региональной специфики Европейской группой ассоциаций оценщиков разрабатываются Европейские стандарты оценки. Так они называются лишь с 2000 г. (ранее – Европейские стандарты оценки имущества). Изменение связано с тем, что эти же стандарты (в частности, в переходной экономике) применяются для оценки не только имущества, но и имущественных прав, например, задолженности, а также ущерба, услуг. тем не менее, особенности методологии оценки в странах с переходной экономикой так велики, что прямое применение международных и европейских стандартов на территории стран Восточной и Центральной Европы следует признать преждевременным явлением. Кроме того, существующие противоречия между европейскими и международными стандартами усложняют положение. Наконец, важно иметь стандарты на языке выполнения оценочных работ. [7. c. 83]
Поэтому одной из важных сторон деятельности международной ассоциации «Совет объединений оценщиков СНГ», исполнительная дирекция которой находится в Минске, является создание русскоязычных стандартов оценки СНГ, в первую очередь включающих в себя стандарты, которые отсутствуют в европейских и международных стандартах оценки, и отражающих специфику переходной экономики.
В отдельных странах многие профессиональные сообщества оценщиков прямо применяют международные и европейские стандарты, не разрабатывая собственных. В то же время чрезвычайно важно именно на уровне содержательного регулирования оценочной деятельности отразить специфику экономики конкретного государства. Российское общество оценщиков, Украинское общество оценщиков, Объединение киргизских оценщиков разработали системы своих национальных стандартов оценки.
По этому пути пошла и Республика Беларусь. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь приказом от 27 декабря 2002 г. согласился с предложением БОО об образовании Национального технического комитета по стандартизации «Оценка стоимости». Ведение секретариата нового технического комитета поручено БОО. В состав комитета также вошли известные оценочные организации. К работе в техническом комитете приглашаются все белорусские юридические лица, заинтересованные в создании национальных стандартов оценки.
То, что государство стало передавать функции стандартизации профессиональному сообществу, оставляя за собой в лице Госстандарта лишь контроль, является в мире обычной практикой. При этом с государства снимается проблема финансирования, а заинтересованность в конечном результате позволяет разрабатывать высококачественные стандарты. Следует отметить, что первый национальный стандарт в области оценки СУ 1144–99 «Оценка объектов интеллектуальной собственности. Общие положения» был разработан специалистами Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) именно с привлечением широкой оценочной общественности.
Перед
новым техническим комитетом
стоит задача создания системы стандартизации
оценочной деятельности в нашей стране.
Эта система включает в себя несколько
групп стандартов, посвященных: общим
организационно-методическим положениям;
оценке недвижимого имущества; оценке
движимого имущества; оценке нематериальных
благ; оценке имущественных прав; оценке
имущественных комплексов; оценке ущерба
и услуг.
1.3 Профессиональные нормы и правила
Этические нормы оценочной деятельности регулируются профессиональным кодексом чести. При этом этические нормы и правила часто выступают как часть стандартов оценки. Поддерживают нормы и правила на уровне отдельной страны национальные объединения оценщиков. Итак, перед обществом встает проблема создания и поддержания этических норм профессии оценщика. Механизм этого был известен со времен средневековья – это профессиональное сообщество, общественные организации профессионалов. В последний период подобные общества оценщиков в большинстве стран СНГ были созданы. Цели их хорошо известны: поддержка активности специалистов по оценке всех видов собственности; сотрудничество с государством для установления института независимой оценки; представление профессиональных интересов общества и его членов перед государственными, международными и иными структурами; консультационная, информационная и юридическая поддержка участников рынка оценки; разработка юридической и нормативной документации, регулирующей оценочную деятельность; организация обучения оценщиков; контроль деятельности членов общества в сфере этических правил оценки. [4. c. 129]
Примером подобной саморегулируемой организации является Белорусское общество оценщиков. Оно объединяет более 100 наиболее квалифицированных оценщиков республики. К своим оценкам они прикладывают свидетельство действительного члена БОО, а также подтверждение того, что проходили повышение квалификации в течение последнего года. При этом существует механизм Суда чести, позволяющий клиенту, если необходимо, проверить справедливость проведенной оценки. В случае неэтичности поведения или сознательного искажения результатов оценки член общества может быть исключен из его состава, а значит, и из профессии. БОО осуществляет функции рецензирования работ по оценке, независимо от того, является ли исполнитель работы членом общества или нет.