Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа
Из средств массовой информации мы часто узнаем об исчезновении людей, об их длительном и насильственном удержании и использовании в качестве рабов. Так же, во многих случаях граждане просто уходят из дома и по разным причинам не возвращаются. Это может быть связано с болезнью человека, с потерей памяти и т.п. Ежегодно в органы полиции поступают десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится юридическая неопределенность – отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Введение 3
Глава 1. Безвестное отсутствие гражданина. 5
§1.Понятие и условие признания гражданина безвестно отсутствующим. 5
§2.Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. 10
Глава 2. Объявление гражданина умершим. 13
§1.Условия объявления умершим гражданина в гражданском праве. 13
§2.Последствия явки гражданина, объявленного умершим. 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда.11 Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует.
На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.
Так постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1165 устанавливает порядок выплаты денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах, а также безвестно отсутствующих, супругам или другим членам их семей. Денежное довольствие сотрудника подлежит выплате в полном размере супруге(супругу) сотрудника, а другим членом семьи - в равных долях, исчисленных от полного размера.12
В-третьих, прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим(ст.188 ГК РФ).
В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение права в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п.2 ст.19 СК).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим(ст.44 ГК). На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникающие из факта признания его безвестно отсутствующим.
Безвестное отсутствие сохраняет предположение, что гражданин жив. При явке или обнаружении места его пребывания суд новым решением отменяет ранее вынесенное. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.
Решение суда является основанием для отмены опеки над его имуществом и прекращения договора о доверительном управлении. Если брак был расторгнут, то он может быть восстановлен органом ЗАГСа по совместному заявлению бывших супругов при условии, что ни один из них не вступил в новый брак(ст.26 СК)13.
Признание лица безвестно отсутствующим
не устраняет полностью
Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.
В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличии от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.
Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умершим являются:
1) отсутствие
гражданина в месте
2) неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.
Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая.
Особо закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).
Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что "указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан".14
Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора либо вывода войск или издание Президентом РФ указа об окончании военной операции. "Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?"15
Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если "военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий".16
Так как безвестное отсутствие военнослужащего
или иного гражданина в связи
с военными действиями и объявление
его умершим влечет значительные
изменения в правовом статусе
и связанных с ним
В. Н. Попов в своей статье, посвященной безвестному отсутствию военнослужащих, определяет "военные действия как достаточно широкое применение вооруженных сил и вооружений для решения тех или иных политических вопросов, затрагивающих безопасность страны и ее граждан". Такое применение предполагает стратегическое и тактическое планирование применения вооруженной силы, оперативное управление, включая и допустимость возможных потерь, которые выражаются и в таком количественном показателе, как пропавшие без вести лица.
Статья 2 федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе»
и та же статья Закона «О статусе
военнослужащих» относят к
Ведение военных действий влечет массовые случаи исчезновения, как военнослужащих, так и мирных граждан, оказавшихся по той или иной причине в такой зоне, порождая длительную неопределенность в их судьбе и невозможность разрешить многочисленные вопросы, существенно затрагивающие интересы их близких. Кроме того, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищений людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов.
Решение суда о признании военнослужащего
безвестно отсутствующим
Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: "отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презюмировать смерть безвестно отсутствующего".18
На основании решения суда об объявлении гражданина умершим органы загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).
"Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда."19
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что объявление гражданина умершим – это предположения о смерти данного гражданина, закрепленные судебным решением.
Однако, объявление гражданина умершим в отличие от смерти устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.
В случае явки или обнаружении места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом(п.1 ст.46 ГК).
"В случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждение нового дела не требуется."20
При этом не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.
Решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК). Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности.