Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа
Из средств массовой информации мы часто узнаем об исчезновении людей, об их длительном и насильственном удержании и использовании в качестве рабов. Так же, во многих случаях граждане просто уходят из дома и по разным причинам не возвращаются. Это может быть связано с болезнью человека, с потерей памяти и т.п. Ежегодно в органы полиции поступают десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится юридическая неопределенность – отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Введение 3
Глава 1. Безвестное отсутствие гражданина. 5
§1.Понятие и условие признания гражданина безвестно отсутствующим. 5
§2.Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. 10
Глава 2. Объявление гражданина умершим. 13
§1.Условия объявления умершим гражданина в гражданском праве. 13
§2.Последствия явки гражданина, объявленного умершим. 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Оглавление
Введение
Актуальность темы исследования.
Среди множества сложных социальных и
правовых проблем одной из наиболее острых
является, получившее широкое распространение,
безвестное отсутствие, то есть бесследное
исчезновение российских граждан и других
физических лиц, проживающих на территории
России.
Из средств массовой информации мы часто узнаем об исчезновении людей, об их длительном и насильственном удержании и использовании в качестве рабов. Так же, во многих случаях граждане просто уходят из дома и по разным причинам не возвращаются. Это может быть связано с болезнью человека, с потерей памяти и т.п. Ежегодно в органы полиции поступают десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится юридическая неопределенность – отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Для того чтобы у родственников появилась возможность каким-либо образом совершать юридически значимые действия, связанные с личностью пропавшего, законодательством предусмотрен институт признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Закон различает признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим. Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. Правовые последствия в этом случае наступают такие же, как и при смерти человека.
Учитывая все вышеизложенные положения, актуальность теоретических исследований института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим не вызывает сомнений.
Актуальность изучения данного института так же состоит в том, что в случае объявления гражданина безвестно отсутствующим необходимо принятие мер по защите его прав и законных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление.
В случае объявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытии наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства.
Теоретической основой исследования явились научные труды ученых - правоведов: Осиповой М.В., Поповой Ю.А., Михеевой Л.Ю., Юрченко А.К., Прянишникова Е.А., Стучинского М.Г., Попова В.Н. и др..
Объектом исследования выступает институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Предметом исследования является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Основная цель исследования заключается
в том, чтобы на основе изучения достижений
правовой науки, опыта применения соответствующих
правовых норм, определить значение и
место института признания гражданина
безвестно отсутствующим и объявления
умершим в механизме современного Российского
государства.
Соответственно цели исследования были
поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим.
2.Определить последствия
3.Рассмотреть основания
4.Изучить особенности правовых последствий объявления гражданина умершим.
5.Обозначить наиболее актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
"С момента рождения каждый человек становится субъектом права и вступает в многочисленные связи с другими людьми. В детстве это в основном связи с родными, но с возрастом круг связей расширяется. Не все эти связи являются правовыми. Они могут сильно различаться по степени своего значения для человека. Некоторые из них со временем утрачиваются, вместо них возникают новые. Связи правового характера являются правоотношениями. Если один из субъектов таких связей исчезает, то положение становится неопределенным: правоотношения не закончились, как в случае смерти их субъекта, но и не осуществляются."1
Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если не известно место его пребывания, не безразлично для граждан, с которыми он состоял в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Так же в случае длительного отсутствия гражданина, может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора. С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращение возможных неблагоприятных последствий для его имущества, закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.
Безвестное отсутствие - это юридический термин, обозначающий удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удаётся установить место его пребывания.
Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебной практике. Так Прянишников С.П. полагает, что "нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими".2
Попова Ю.А. же считает, что "безвестное отсутствие – это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местопребывания и нет оснований для предположения о нахождении его в живых"3.
Существует мнение о том, что "признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан".4
Данная точка зрения, я полагаю, более точно отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практика и гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях. Я считаю, что такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.
В случае длительного отсутствия гражданина
в месте его постоянного
Еще со времен Древнего Рима во избежание подобной неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых. Какого-либо руководящего правила у древних римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной давности. Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечению которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок определялся в 70 лет. Система послеявочной давности заключалась в том, что "о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего".5
Одним из вопросов, вызывающих некоторые
затруднения на практике, является
вопрос определения и установления
фактических обстоятельств
Так, при определении сущности факта безвестного отсутствия Стучинский М.Г. предлагал выделять следующие признаки: "отсутствие в месте жительства; неизвестность местопребывания; длительность отсутствия; невозможность устранить неизвестность".6 Юрченко А.К. предложил же выделять следующие три признака: "неизвестность местопребывания; невозможность устранить эту неизвестность; отсутствие предположения о жизни данного лица".7
Указанный перечень в основном охватывает совокупность фактических обстоятельств, подлежащих установлению в суде для признания гражданина безвестно отсутствующим.
По Российскому
Понятие заинтересованные лица в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, который может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца; другие лица, которым это необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса(например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону в праве обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Ст. 276 ГПК РФ9 устанавливает, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя.
В заявлении о признании
Непременным условием признанием гражданина
безвестно отсутствующим
Согласно cт.278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания.
После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с обязательным участием прокурора участием прокурора.
Задачи прокурора в таком процессе - обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод гражданина, а так же охраняемых законом интересов общества и государства.
Основные юридические
Во-первых, имущество принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решение суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего(п.1.ст.43 ГК).
Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительства и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, без обращения в суд(п.2. ст.43 ГК). Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012–1026 ГК РФ.10
По заявлению заинтересованных
лиц орган опеки и