Общественные организации и общественные движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.

Работа содержит 1 файл

обществ орг и движен.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Несмотря на полулегальный  характер деятельности большинства  национально-демократических объединений, их влияние летом-осенью 1989 г. значительно возросло. Во многом это было связано с проведением серии акций, посвященных последствиям Чернобыльской катастрофы. Через три года после нее стало очевидно, что истинные масштабы случившегося старательно скрываются, а предпринимаемые меры явно недостаточны, если не просто бесполезны. Исследования белорусских ученых показали, что для спасения жизней сотен тысяч людей необходимо их срочное переселение в безопасные районы. Возникновение чернобыльского движения вызвало болезненную реакцию республиканского руководства, непосредственно причастного к сокрытию подлинной информации о масштабах катастрофы. Первое же массовое мероприятие – траурный митинг 26 апреля 1989 г., посвященный третьей годовщине аварии – было запрещено. Несмотря на запрет, национальное движение одержало убедительную моральную победу: тысячи людей, собравшиеся на пл.Ленина в Минске, выразили свое отношение ,к событию – молчанием, прерываемым перезвоном переносных колоколов, и разошлись через час, не нарушив, таким образом наложенного запрета. Наиболее значительной в серии этих акций стала грандиозная манифестация «Чернобыльский шлях», состоявшаяся 31 сентября 1989 г. в Минске. Широкий размах чернобыльского движения принудил даже старый состав Верховного Совета БССР принять первую в СССР республиканскую программу ликвидации последствий катастрофы, включающую мероприятия по переселению.

Существенный прогресс был достигнут в деле национального  возрождения, восстановления общественных функций белорусского языка. Уже к лету 1989 г. ненормальность сложившегося положения в национальной сфере была признана даже самыми ортодоксальными кругами партийного руководства. А в январе 1990 г. Верховный Совет БССР принял Закон о языках, закрепивший за белорусским языком статус государственного, а за русским – языка межнационального общения.

В начале 1990 г. белорусские  национально-демократическое движение достигло пика своей популярности. Свидетельством этого стал грандиозный  митинг, проведенный 16 февраля в  Минске одновременно с массовыми манифестациями в других республиках. После окончания митинга около 100 тыс. его участников блокировали здание республиканского телецентра. По их требованию лидеры Народного Фронта получили возможность в «прямом эфире» обратиться к населению Белоруссии.

И тем не менее, успех  национально-демократических сил  на выборах в республиканский  парламент оказался несколько меньше ожидаемого – всего не более 17%. общего количества депутатских мест. Естественно, что на завоевание большинства в  Верховном Совете особых надежд ни у кого не было – демократически настроенных кандидатов удалось выдвинуть только в 50% избирательных округов. Неудача национальных сил состояла даже не в том, что не оправдались прогнозы на завоевание 1/4 депутатских мест, а главным образом в том, что в парламент не попали многие лидеры движения, в том числе два вице-президента Народного Фронта. Причины сложившейся ситуации понятны, хотя и многообразны. С одной стороны, сыграло свою роль «джентельменское» отношение к своим противникам, отразившееся, например, в достаточно сдержанной и взвешенной избирательной платформе Народного Фронта. В то же время противники национально-демократического движения были не столь разборчивы в средствах и достаточно энергично и с большой находчивостью использовали свое монопольное право на прессу, радио, телевидение и т.д. С другой стороны, отдельные лозунги национал-демократов, понятные его активистам, не всегда адекватно воспринимались не только на уровне массового сознания, но и его рядовыми членами. Так, например, еще в октябре 1989 г. лидером Народного Фронта была провозглашена и обоснована идея выхода Белоруссии из состава СССР. Возникновение этого, вполне закономерного для национального движения лозунга именно в это время во многом было спровоцировало результатами пленума ЦК КПСС по национальному, вопросу, особенно предложением закрепить за русским языком статус государственного на всей территории СССР. Идея достижения полного суверенитета была активно воспринята наиболее радикальной «молодежной» частью Народного Фронта. В то же время не только большая часть избирателей, но и сочуствующих и даже активистов национального движения отнеслись к этому лозунгу скептически. Положение в значительной степени усугубил пример соседней Литвы, где провозглашение независимости обернулось в первую очередь мучительной блокадой, болезненно отразившейся, кстати, и на экономике Белоруссии.

Неудача на выборах в  свою очередь стала одной из причин спада в развитии национального  движения, проявившегося прежде всего  в значительном снижении массовости митингов, манифестаций и т.д. Немаловажную роль сыграла, безусловно, и нарастающая как в республике, так и в стране политическая апатия большинства населения, обманувшегося в ожидании скорых перемен от проведения демократических преобразований.

И тем не менее, несмотря на кризисные явления в самом  движении, а также на то, что консервативное большинство Верховного Совета БССР отклонило все предложения зарегистрировать БНФ, создание парламентской группы значительно расширило реальные возможности национально-демократического движения. Одной из несомненных побед демократических депутатов еще до созыва первой сессии нового парламента стала нейтрализация попыток союзного руководства спровоцировать территориальный конфликт между Белоруссией и Литвой в апреле -мае 1990 г, Позже депутаты от БНФ и других национально-демократических организаций образовали парламентскую оппозицию, которая в свою очередь стала ядром более широкого блока – Демократического клуба, объединяющего до 30% парламентариев. При всей своей немногочисленности радикально-демократическое крыло, благодаря своему интеллектуальному потенциалу, оказывает значительное влияние на его деятельность, содействует радикализации многих решений, в том числе принятой 27 июля 1990 г. Декларации о суверенитете республики.

Опыт избирательной  компании 1990 г. показал, что большинство  населения не восприняло идею полного  суверенитета республики. Учитывая объективность  процессов суверенизации, его бурное развитие в других республиках, радикальное крыло национального движения поставило своей задачей создание условий, прежде всего подготовку общественного мнения к достижению независимости. В мае в Полоцке была создана Партия независимости Белоруссии, а 23-24 июня в Минске состоялся учредительный съезд Национально-демократической партии Белоруссии, поставившей в качестве основной задачи достижение политической, экономической и культурной самостоятельности белорусского народа. Отличие НДПБ от Народного Фронта, конференция которого зо июня 1990 г. также провозгласила достижение независимости в качестве важнейшей цели, состояло в жесткой организационной структуре, фиксированном членстве, достаточно жестких требованиях к желающим вступить в партию: владение белорусским языком и осознание себя белорусом.

Лето 1990 г. стало вообще «урожайным» на создание новых политических организаций. 16 июля в Минске был образован оргкомитет Белорусской католической громады. Символично, что она возникла почти одновременно с Союзом поляков Белоруссии. Дело в том, что конфессиональные проблемы чрезвычайно болезненны для белорусского движения. Современный католицизм в Белоруссии носит отчетливо колонизаторскую направленность на православие, хотя и приобретает в последнее время региональный характер, тем не менее на официальном уровне к белорусскому движению относится достаточно прохладно. Попытки белоруссизировать католицизм и православие сопровождаются возрождением униатских общин. Униатство, к которому в конце ХVIII в. принадлежало до 80-85% белорусов и которое осознавалось как «белорусская вера», рассматривается как достаточно мощное интегративное начало, способное объединить большую часть, если не всех белорусов. Другой путь преодоления конфессиональной разобщенности был предложен в форме политического объединения всех христиан в рамках Христианско-демократического союза Белоруссии. Формирование ХДСБ символизировало кроме всего прочего возрождение политических традиций прошлого – Белорусской Христианской Демократии – одной из крупнейших белорусских политических партий 1910-30-х гг.

Символом возрождения  традиций левого крыла белорусского движения начала 20-х гг. стало создание Белорусской социал-демократической  громады, учредительный съезд которой  состоялся в Минске 2-3 марта 1991 г. Создание БСДГ стало не только результатом  стремления возродить традиции. Уже с конца 1989 г. ведущее место в идеологии национально-демократического движения стал занимать концептуальный антикоммунизм. Оно (движение), особенно БНФ, превратилось в ведущую антикоммунистическую силу в республике. Идеологический сдвиг в республике был обусловлен не только всей логикой развития антитоталитарного движения, но и значительным распространением стихийно антикоммунистических настроений, особенно среди рабочих. Свидетельством этого, а также преодоления кризиса в развитии демократического движения стал массовый антикоммунистический митинг 7 ноября на пл.Ленина в Минске и политическая забастовка минских транспортников 26 ноября 1990 г. Размах и откровенность антикоммунистических настроений, естественно, по-разному был воспринят различными течениями национально-демократического движения и способствовало его дальнейшей организационной дифференциации. Основу БСДГ составили бывшие члены КПСС – участники Народного Фронта, считающие необходимым соединить идеи национального возрождения и современного международного социал-демократического движения.

БНФ, Белорусский экологический  союз. Общество белорусского языка  им. Ф. Скарыны, БСДГ и ХДСБ составляют организационную основу белорусского национально-демократического движения Ближе всего к нему в политическом спектре республики стоит Рабочий союз Белоруссии, о котором уже говорилось выше. Отстаивая в первую очередь интересы рабочих и выдвигая общедемократические требования. РСБ поддерживает и лозунги национального возрождения, хотя и не выдвигает их на первый план. Союз поддерживает партнерские отношения с БНФ, его лидеры являются членами совета Народного Фронта. Логически закономерным этапом развития рабочего движения стало создание 30-31 марта 1991 г. Белорусской конфедерации труда. Другой близкой к Народному Фронту, но менее многочисленной и влиятельной организацией является Белорусский крестьянский союз, отстаивающий интересы и объединяющий фермеров и арендаторов.

Наряду с белорусским, определенную роль в общественной жизни  республики играет демократическое или, точнее говоря, «чисто» демократическое-движение, лишенное национальной окраски. Социальную базу его составляет главным образом антитоталитарно настроенная городская деэтнизированная интеллигенция. Диапазон идеологических постулатов, на которых, основывается это движение достаточно широк: от троцкизма и модернизированных социал-демократических идей до принципов «Всеобщей декларации прав человека». Следствием этого стало появление большого числа немногочисленных и нередко враждующих между собой группировок. Первые из них – «Альтернатива» и «Демократическая партия» – возникли в Минске еще в середине 1988 г. К лету 1990 г. демократические организации различного толка существовали также и в Бресте, Гродно. Витебске, других городах, в русле этого движения находились формирующаяся Социал-демократическая партия Белоруссии, Демократическая платформа в КПСС и др. В ноябре 1990 г. большая часть этих организаций вступила в Объединенную демократическую партию (ОДПБ). Характерно, что в программных документах партии достижение реального суверенитета Белоруссии выдвинуто на первый план. Нашли в них отражение и проблемы возрождения белорусского языка и культуры, другое дело, что понимание их важности существенно отличается от позиции БНФ. Однако, отсутствие в целом серьезных разногласий и принципиальных противоречий между национально-демократическим и чисто демократическим движениями способствовало установлению между ними партнерских отношений в рамках возникшего еще в ходе избирательной кампании 1990 г. Гражданского совета Белоруссии – координационного органа, объединяющего усилия всех демократических сил. Необходимо отметить, что чисто демократическое движение несколько шире представленных тут структур. Значительная часть представителей демократического крыла республиканского парламента одержала победу на выборах, не связывая себя с какой-либо политической организацией, а при опоре на сравнительно небольшую группу поддержки и выдвижение общедемократических требований. В крупных городах, Гомеле и Могилеве, наиболее пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, подобным образом были сформированы городские советы со значительным численным перевесом демократов.

Кризис тоталитарной системы, развитие процессов национального  возрождения белорусского народа содействовали пробуждению социальной активности иноэтнического населения республики, составляющего 22.6% ее жителей (Перепись 1989 г.). Уже в 1988 г. возникли первые еврейские, польские и полесские организации, в 1989-1991 гг. – татарское, украинское, русское, армянское и азербайджанское общества. Большая часть этих движений национальных меньшинств носит сугубо культурно -просветительскую направленность. Исключение составляет польское и полесское движения, деятельность которых приобретает политический оттенок.

Развитие этого процесса в польском движении отражает создание в июне 1990 г. Союза поляков Белоруссии. Цели этого, имеющего разветвленную  организационную структуру объединения, носят преимущественно культурно-просветительский характер и предусматривают национальное возрождение польского населения, защиту его интересов в органах власти, создание в Гродно национально-культурного центра, поощрение политической и этнической активности поляков в Белоруссии. Вместе с тем, условия членства в организации, предусматривающие фиксированное членство, регулярные членские взносы, придают Союзу характер политической партии. Существенную роль в развитии польского движения играет костел. Подавляющее большинство католических священников составляют этнические поляки, рассматривающие всех католиков Белоруссии как поляков. Популярность католицизма, который в отличие от православия всегда находился в оппозиции коммунистическому режиму, особенно среди молодежи, достаточно велика. Успеху проводимой ксендзами полонизации способствует и широкое распространение, полонофильских настроений, вызванных очевидными, особенно по сравнению с Белоруссией, успехами Польши на пути преодоления наследия тоталитаризма и в экономических преобразованиях. В связи с этими обстоятельствами в условиях всеобщей деэтнизированности численность населения, считающего себя поляками, может значительно возрасти.

Вполне реальная перспектива  полонизации, а в дальнейшем и  отторжения северо-западной Белоруссии, естественно, вызывает болезненную  реакцию со стороны белорусской интеллигенции, активистов национального движения. Известно, что значительных переселений поляков в Белоруссии никогда не было, а большую часть католиков составляют белорусы по происхождению. Согласно переписи 1989 г. из 417 тыс. поляков только 55,7 тыс. человек считают родным языком польский, а 266,7 тыс. – белорусский. Назревающий конфликт пока что выражается в полемике в прессе, локальных столкновениях на конфессиональной основе. Вместе с тем, эти противоречия стали одной из причин срыва подписания официального Белорусско-Польского соглашения в декабре 1990 г. В немалой степени этот факт был связан с усилением шовинистических настроений в самой Польше, направленных против всех национальных меньшинств и против белорусов, как самого крупного. Ситуация усугубляется еще и тем, что белорусская партократия пытается разыграть «польскую карту» в свою пользу. Суть этих маневров сводится к тому, что если польскому движению и не создаются явно благоприятные условия, тог по крайней мере, препятствий воздвигается значительно меньше, чем белорусскому, представляющему большую угрозу для режима.

Наряду с польской значительные опасения со стороны активистов белорусского движения вызывает «полесская»  проблема – сформировавшееся в середине 1980-х гг. движение интеллигенции западной части Белорусского Полесья- Эта относительно немногочисленная группа молодежи поставила своей целью сохранение и развитие культуры коренного населения Полесья, понимаемого как самостоятельный этнос, а также – создание литературы на основе полесских диалектов. Необходимо отметить, что степень их отличия от литературного белорусского языка Достаточно велика, чтобы говорить даже о наличии языкового барьера. Исследователи ХIХ-н. XX вв. чаще всего относили полещуков к украинцам, реже – к белорусам, а отдельные специалисты считали их диалект самостоятельным лингвистическим феноменом. В н.XX в. достаточно четко определились ориентации Западного Полесья на белорусское национально-освободительное движение. Однако, зародившиеся консолидационные тенденции были остановлены в 1920-30-х гг., когда Западное Полесье входило в состав Польши. Не получили они логического завершения и в послевоенный период, когда белорусская нация сама переживала кризис. Следствием относительно низкого уровня урбанизированности и исторически сложившейся обособленности стала достаточно хорошая сохранность разговорного языка и материальной культуры.

К середине 1980-х гг. потенциальная  возможность национальной консолидации стала осознаваться в среде местной  интеллигенции. В декабре 1985 г. появилась первая публикация стихов на полесском диалекте, а в апреле 1988 г. создано объединение «Полісьсе», выдвинувшее чисто культурно-просветительские задачи, появилось бесцензурное издание «Балесы (голоса) Полісься». Отражением нарастающей политизации стало создание в 1989 г. еще одной организации – «Движения за возрождение этнического Полесья». Его программа, во многом сходная с программой БНФ и других демократических движений, в качестве самостоятельных задач выдвинула создание Полесского автономного образования в составе Белоруссии. Существенной преградой на пути достижения этих целей является не только весьма прохладное отношение к этой идее и со стороны властей и со стороны белорусского национального движения. Но главное препятствие – отсутствие общеэтнического самосознания и значительная степень внутридиалектных различий, значительно осложняющая восприятие вновь создаваемого литературного языка и прессы на нем. Вместе с тем. нельзя не отметить, что если национально-политические устремления находят поддержку среди все еще относительно немногочисленных групп интеллигенции, на массовом уровне наблюдается достаточно заметное усиление регионального самосознания. Прогнозировать будущее полесского феномена достаточно сложно. Пока что это только относительно немногочисленное движение, однако нельзя исключать возможность того, что при благоприятных условиях произойдет консолидация западнополесского населения в новый славянский этнос.

Информация о работе Общественные организации и общественные движения