Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:54, реферат
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.
Несмотря на полулегальный
характер деятельности большинства
национально-демократических
Существенный прогресс был достигнут в деле национального возрождения, восстановления общественных функций белорусского языка. Уже к лету 1989 г. ненормальность сложившегося положения в национальной сфере была признана даже самыми ортодоксальными кругами партийного руководства. А в январе 1990 г. Верховный Совет БССР принял Закон о языках, закрепивший за белорусским языком статус государственного, а за русским – языка межнационального общения.
В начале 1990 г. белорусские
национально-демократическое
И тем не менее, успех
национально-демократических
Неудача на выборах в свою очередь стала одной из причин спада в развитии национального движения, проявившегося прежде всего в значительном снижении массовости митингов, манифестаций и т.д. Немаловажную роль сыграла, безусловно, и нарастающая как в республике, так и в стране политическая апатия большинства населения, обманувшегося в ожидании скорых перемен от проведения демократических преобразований.
И тем не менее, несмотря
на кризисные явления в самом
движении, а также на то, что консервативное
большинство Верховного Совета БССР
отклонило все предложения
Опыт избирательной компании 1990 г. показал, что большинство населения не восприняло идею полного суверенитета республики. Учитывая объективность процессов суверенизации, его бурное развитие в других республиках, радикальное крыло национального движения поставило своей задачей создание условий, прежде всего подготовку общественного мнения к достижению независимости. В мае в Полоцке была создана Партия независимости Белоруссии, а 23-24 июня в Минске состоялся учредительный съезд Национально-демократической партии Белоруссии, поставившей в качестве основной задачи достижение политической, экономической и культурной самостоятельности белорусского народа. Отличие НДПБ от Народного Фронта, конференция которого зо июня 1990 г. также провозгласила достижение независимости в качестве важнейшей цели, состояло в жесткой организационной структуре, фиксированном членстве, достаточно жестких требованиях к желающим вступить в партию: владение белорусским языком и осознание себя белорусом.
Лето 1990 г. стало вообще «урожайным» на создание новых политических организаций. 16 июля в Минске был образован оргкомитет Белорусской католической громады. Символично, что она возникла почти одновременно с Союзом поляков Белоруссии. Дело в том, что конфессиональные проблемы чрезвычайно болезненны для белорусского движения. Современный католицизм в Белоруссии носит отчетливо колонизаторскую направленность на православие, хотя и приобретает в последнее время региональный характер, тем не менее на официальном уровне к белорусскому движению относится достаточно прохладно. Попытки белоруссизировать католицизм и православие сопровождаются возрождением униатских общин. Униатство, к которому в конце ХVIII в. принадлежало до 80-85% белорусов и которое осознавалось как «белорусская вера», рассматривается как достаточно мощное интегративное начало, способное объединить большую часть, если не всех белорусов. Другой путь преодоления конфессиональной разобщенности был предложен в форме политического объединения всех христиан в рамках Христианско-демократического союза Белоруссии. Формирование ХДСБ символизировало кроме всего прочего возрождение политических традиций прошлого – Белорусской Христианской Демократии – одной из крупнейших белорусских политических партий 1910-30-х гг.
Символом возрождения
традиций левого крыла белорусского
движения начала 20-х гг. стало создание
Белорусской социал-
БНФ, Белорусский экологический союз. Общество белорусского языка им. Ф. Скарыны, БСДГ и ХДСБ составляют организационную основу белорусского национально-демократического движения Ближе всего к нему в политическом спектре республики стоит Рабочий союз Белоруссии, о котором уже говорилось выше. Отстаивая в первую очередь интересы рабочих и выдвигая общедемократические требования. РСБ поддерживает и лозунги национального возрождения, хотя и не выдвигает их на первый план. Союз поддерживает партнерские отношения с БНФ, его лидеры являются членами совета Народного Фронта. Логически закономерным этапом развития рабочего движения стало создание 30-31 марта 1991 г. Белорусской конфедерации труда. Другой близкой к Народному Фронту, но менее многочисленной и влиятельной организацией является Белорусский крестьянский союз, отстаивающий интересы и объединяющий фермеров и арендаторов.
Наряду с белорусским, определенную роль в общественной жизни республики играет демократическое или, точнее говоря, «чисто» демократическое-движение, лишенное национальной окраски. Социальную базу его составляет главным образом антитоталитарно настроенная городская деэтнизированная интеллигенция. Диапазон идеологических постулатов, на которых, основывается это движение достаточно широк: от троцкизма и модернизированных социал-демократических идей до принципов «Всеобщей декларации прав человека». Следствием этого стало появление большого числа немногочисленных и нередко враждующих между собой группировок. Первые из них – «Альтернатива» и «Демократическая партия» – возникли в Минске еще в середине 1988 г. К лету 1990 г. демократические организации различного толка существовали также и в Бресте, Гродно. Витебске, других городах, в русле этого движения находились формирующаяся Социал-демократическая партия Белоруссии, Демократическая платформа в КПСС и др. В ноябре 1990 г. большая часть этих организаций вступила в Объединенную демократическую партию (ОДПБ). Характерно, что в программных документах партии достижение реального суверенитета Белоруссии выдвинуто на первый план. Нашли в них отражение и проблемы возрождения белорусского языка и культуры, другое дело, что понимание их важности существенно отличается от позиции БНФ. Однако, отсутствие в целом серьезных разногласий и принципиальных противоречий между национально-демократическим и чисто демократическим движениями способствовало установлению между ними партнерских отношений в рамках возникшего еще в ходе избирательной кампании 1990 г. Гражданского совета Белоруссии – координационного органа, объединяющего усилия всех демократических сил. Необходимо отметить, что чисто демократическое движение несколько шире представленных тут структур. Значительная часть представителей демократического крыла республиканского парламента одержала победу на выборах, не связывая себя с какой-либо политической организацией, а при опоре на сравнительно небольшую группу поддержки и выдвижение общедемократических требований. В крупных городах, Гомеле и Могилеве, наиболее пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, подобным образом были сформированы городские советы со значительным численным перевесом демократов.
Кризис тоталитарной системы, развитие процессов национального возрождения белорусского народа содействовали пробуждению социальной активности иноэтнического населения республики, составляющего 22.6% ее жителей (Перепись 1989 г.). Уже в 1988 г. возникли первые еврейские, польские и полесские организации, в 1989-1991 гг. – татарское, украинское, русское, армянское и азербайджанское общества. Большая часть этих движений национальных меньшинств носит сугубо культурно -просветительскую направленность. Исключение составляет польское и полесское движения, деятельность которых приобретает политический оттенок.
Развитие этого процесса
в польском движении отражает создание
в июне 1990 г. Союза поляков Белоруссии.
Цели этого, имеющего разветвленную
организационную структуру
Вполне реальная перспектива полонизации, а в дальнейшем и отторжения северо-западной Белоруссии, естественно, вызывает болезненную реакцию со стороны белорусской интеллигенции, активистов национального движения. Известно, что значительных переселений поляков в Белоруссии никогда не было, а большую часть католиков составляют белорусы по происхождению. Согласно переписи 1989 г. из 417 тыс. поляков только 55,7 тыс. человек считают родным языком польский, а 266,7 тыс. – белорусский. Назревающий конфликт пока что выражается в полемике в прессе, локальных столкновениях на конфессиональной основе. Вместе с тем, эти противоречия стали одной из причин срыва подписания официального Белорусско-Польского соглашения в декабре 1990 г. В немалой степени этот факт был связан с усилением шовинистических настроений в самой Польше, направленных против всех национальных меньшинств и против белорусов, как самого крупного. Ситуация усугубляется еще и тем, что белорусская партократия пытается разыграть «польскую карту» в свою пользу. Суть этих маневров сводится к тому, что если польскому движению и не создаются явно благоприятные условия, тог по крайней мере, препятствий воздвигается значительно меньше, чем белорусскому, представляющему большую угрозу для режима.
Наряду с польской значительные опасения со стороны активистов белорусского движения вызывает «полесская» проблема – сформировавшееся в середине 1980-х гг. движение интеллигенции западной части Белорусского Полесья- Эта относительно немногочисленная группа молодежи поставила своей целью сохранение и развитие культуры коренного населения Полесья, понимаемого как самостоятельный этнос, а также – создание литературы на основе полесских диалектов. Необходимо отметить, что степень их отличия от литературного белорусского языка Достаточно велика, чтобы говорить даже о наличии языкового барьера. Исследователи ХIХ-н. XX вв. чаще всего относили полещуков к украинцам, реже – к белорусам, а отдельные специалисты считали их диалект самостоятельным лингвистическим феноменом. В н.XX в. достаточно четко определились ориентации Западного Полесья на белорусское национально-освободительное движение. Однако, зародившиеся консолидационные тенденции были остановлены в 1920-30-х гг., когда Западное Полесье входило в состав Польши. Не получили они логического завершения и в послевоенный период, когда белорусская нация сама переживала кризис. Следствием относительно низкого уровня урбанизированности и исторически сложившейся обособленности стала достаточно хорошая сохранность разговорного языка и материальной культуры.
К середине 1980-х гг. потенциальная возможность национальной консолидации стала осознаваться в среде местной интеллигенции. В декабре 1985 г. появилась первая публикация стихов на полесском диалекте, а в апреле 1988 г. создано объединение «Полісьсе», выдвинувшее чисто культурно-просветительские задачи, появилось бесцензурное издание «Балесы (голоса) Полісься». Отражением нарастающей политизации стало создание в 1989 г. еще одной организации – «Движения за возрождение этнического Полесья». Его программа, во многом сходная с программой БНФ и других демократических движений, в качестве самостоятельных задач выдвинула создание Полесского автономного образования в составе Белоруссии. Существенной преградой на пути достижения этих целей является не только весьма прохладное отношение к этой идее и со стороны властей и со стороны белорусского национального движения. Но главное препятствие – отсутствие общеэтнического самосознания и значительная степень внутридиалектных различий, значительно осложняющая восприятие вновь создаваемого литературного языка и прессы на нем. Вместе с тем. нельзя не отметить, что если национально-политические устремления находят поддержку среди все еще относительно немногочисленных групп интеллигенции, на массовом уровне наблюдается достаточно заметное усиление регионального самосознания. Прогнозировать будущее полесского феномена достаточно сложно. Пока что это только относительно немногочисленное движение, однако нельзя исключать возможность того, что при благоприятных условиях произойдет консолидация западнополесского населения в новый славянский этнос.
Информация о работе Общественные организации и общественные движения