Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:22, курсовая работа
В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей.
К компетенции исполнительных органов общественной организации относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению ее коллегиального органа под страхом признания ее недействительной.
Общественные и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц (за исключением невозможного для них банкротства). Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную (по решению суда) ликвидацию общественных и религиозных организаций. Остаток имущества организации, образующийся в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии - на цели, определенные решением суда. Ни при каких условиях он не может распределяться между участниками организации, ибо последние не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в такой организации.
4. Фонды,
в том числе благотворительные
как участники гражданских
Благотворительный
фонд - организация, занимающаяся сбором частных
пожертвований, должна хорошо ориентироваться
в законодательстве, регулирующем деятельность
НКО в Российской Федерации, и законодательно
- нормативных актах по бухгалтерскому
учету и налогообложению. Законодательство
о благотворительной деятельности состоит
из соответствующих положений Конституции
Российской Федерации, Гражданского кодекса
Российской Федерации, федерального Закона
РФ от 11 августа 1995 г. "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях"
и принятых в соответствии с ним федеральных
законов и законов субъектов Российской
Федерации. Содержащиеся в других законах
нормы, регулирующие благотворительную
деятельность, не должны противоречить
указанным законодательным актам.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного
договора Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 39 Конституции РФ в Российской
Федерации поощряется благотворительность.
Исходя из этого конституционного положения,
должен выявляться смысл любых нормативных
актов, регулирующих отношения, возникающие
в связи с осуществлением благотворительной
деятельности. С учетом этого же конституционного
принципа должна оцениваться законность
и обоснованность любых положений нормативных
актов и обыкновений правоприменительной
практики, ограничивающих осуществление
такой деятельности.
Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан
и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной
или на льготных условиях) передаче гражданам
или юридическим лицам имущества, в том
числе денежных средств, бескорыстному
выполнению работ, предоставлению услуг,
оказанию иной поддержки.
Цели благотворительной
деятельности состоят из:
- социальной поддержки и защиты граждан,
включая улучшение материального положения
малообеспеченных, социальную реабилитацию
безработных, инвалидов и иных лиц, которые
в силу своих физических или интеллектуальных
особенностей, иных обстоятельств не способны
самостоятельно реализовать свои права
и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению
последствий стихийных бедствий, экологических,
промышленных или иных катастроф, к предотвращению
несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате
стихийных бедствий, экологических, промышленных
или иных катастроф, социальных, национальных,
религиозных конфликтов, жертвам репрессий,
беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы
и согласия между народами, предотвращению
социальных, национальных, религиозных
конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли
семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства
и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования,
науки, культуры, искусства, просвещения,
духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики
и охраны здоровья граждан, а также пропаганды
здорового образа жизни, улучшения морально
- психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической
культуры и массового спорта;
- охраны окружающей природной среды
и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий,
объектов и территорий, имеющих историческое,
культовое, культурное или природоохранное
значение, и мест захоронения.
Направление денежных и других материальных
средств, оказание помощи в иных формах
коммерческим организациям, а также поддержка
политических партий, движений, групп
и кампаний благотворительной деятельностью
не являются.
Участники благотворительной
деятельности - это граждане и юридические
лица, осуществляющие благотворительную
деятельность, в том числе путем поддержки,
существующей или создания новой благотворительной
организации, а также граждане и юридические
лица, в интересах которых осуществляется
благотворительная деятельность: благотворители,
добровольцы, благополучатели.
Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные
пожертвования в формах:
- бескорыстной (безвозмездной или на
льготных условиях) передачи в собственность
имущества, в том числе денежных средств
и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или
на льготных условиях) наделения правами
владения, пользования и распоряжения
любыми объектами права собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или
на льготных условиях) выполнения работ,
предоставления услуг благотворителями
- юридическими лицами.
Благотворители вправе определять цели
и порядок использования своих пожертвований.
Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную
деятельность в форме безвозмездного
труда в интересах благополучателя, в
том числе в интересах благотворительной
организации.
Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев,
связанные с их деятельностью в этой организации
(командировочные расходы, затраты на
транспорт и другие).
Благополучатели - лица, получающие благотворительные
пожертвования от благотворителей, помощь
добровольцев.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная
и немуниципальная) некоммерческая организация,
созданная для реализации предусмотренных
настоящим Федеральным законом целей
путем осуществления благотворительной
деятельности в интересах общества в целом
или отдельных категорий лиц.
При превышении доходов благотворительной
организации над ее расходами сумма превышения
не подлежит распределению между ее учредителями
(членами), а направляется на реализацию
целей, ради которых эта благотворительная
организация создана.
Благотворительная организация
вправе осуществлять благотворительную
деятельность, направленную на достижение
целей, ради которых она создана,
а также благотворительную
Для создания материальных условий реализации
благотворительных целей благотворительная
организация вправе учреждать хозяйственные
общества. Не допускается участие благотворительной
организации в хозяйственных обществах
совместно с другими лицами.
Благотворительная организация не вправе
расходовать свои средства и использовать
свое имущество для поддержки политических
партий, движений, групп и компаний.
Источниками формирования
имущества благотворительной организации
могут являться:
- взносы учредителей
благотворительной организации;
- членские взносы (для благотворительных
организаций, основанных на членстве);
- благотворительные пожертвования, в
том числе носящие целевой характер (благотворительные
гранты), предоставляемые гражданами и
юридическими лицами в денежной или натуральной
форме;
- доходы от внереализационных операций,
включая доходы от ценных бумаг;
- поступления от деятельности по привлечению
ресурсов (проведение кампаний по привлечению
благотворителей и добровольцев, включая
организацию развлекательных, культурных,
спортивных и иных массовых мероприятий,
проведение кампаний по сбору благотворительных
пожертвований, проведение лотерей и аукционов
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, реализацию имущества и пожертвований,
поступивших от благотворителей, в соответствии
с их пожеланиями);
- доходы от разрешенной законом предпринимательской
деятельности;
- поступления из федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и внебюджетных фондов;
- доходы от деятельности хозяйственных
обществ, учрежденных благотворительной
организацией;
- труд добровольцев;
- иные не запрещенные законом источники.
Благотворительная организация не вправе
использовать на оплату труда административно
- управленческого персонала более 20 процентов
финансовых средств, расходуемых этой
организацией за финансовый год. Данное
ограничение не распространяется на оплату
труда лиц, участвующих в реализации благотворительных
программ.
В случае, если благотворителем или благотворительной
программой не установлено иное, не менее
80 процентов благотворительного пожертвования
в денежной форме должно быть использовано
на благотворительные цели в течение года
с момента получения благотворительной
организацией этого пожертвования. Благотворительные
пожертвования в натуральной форме направляются
на благотворительную цели в течение одного
года с момента их получения, если иное
не установлено благотворителем или благотворительной
программой.
Этот закон был принят в 1995 г. Поэтому
он не вполне соответствует ПС В ст. 5 Закона
о благотворительной деятельности определяются
категории участников этой деятельности.
Указано, что благотворителями являются
лица, осуществляющие благотворительные
пожертвования в различных формах: например,
в форме бескорыстной, в данном случае
безвозмездной, или на льготных условиях,
передачи собственности, денежных средств
и т. д. "Безвозмездная и на льготной
основе" применительно к пожертвованиям
- это принципиально разные понятия. Если
"бескорыстно, на льготной основе",
то оказывающее услуги лицо не извлекает
прибыли, но тем не менее какое - то вознаграждение
получает.
В то же время договор о пожертвованиях
является безвозмездным. Поэтому если
речь пойдет о передаче чего - то на льготных
условиях, то это не будет договором о
пожертвованиях в смысле ГК.
Это можно признать договором купли -
продажи. В связи с этим, к оказанию услуг
на льготных условиях нужно относиться
осторожно, так как сразу возникает вопрос
о применении кассовых аппаратов и соблюдении
Порядка кассовых операций. Более четко
предмет пожертвования определен в ст.
15 Закона о благотворительности. Здесь
указываются источники формирования имущества
благотворительных организаций и благотворительные
пожертвования, предоставляемые гражданами
и юридическими лицами в денежной или
натуральной форме. О правах в этой статье
речи не идет. Норма, касающаяся обособленного
учета пожертвованного имущества, применяется
в совокупности п. 4 ст. 16 Закона о благотворительной
деятельности, где указано, что если в
благотворительной программе не установлено
иное, то не менее 80 % благотворительного
пожертвования в денежной форме должно
быть использовано на благотворительные
цели в течение года с момента получения
организацией этого пожертвования. Если
благотворительные пожертвования совершены
в форме вещей, они должны быть в течение
года использованы полностью. Это условие
об использовании в определенные сроки
предполагает учет пожертвованного имущества,
но не обязательно обособленный.
5. Учреждения (бюджетные и автономные) как участники гражданских правоотношений.
Федеральный
закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ определяет три
типа государственных (муниципальных)
учреждений: казенные, бюджетные и
автономные учреждения. В разделе
представлены нормативные правовые
акты, презентации и публикации по
вопросам создания, реорганизации, изменения
типа и ликвидации учреждений, осуществления
органами исполнительной власти функций
и полномочий учредителя, отнесения
имущества автономного или
Все
три типа учреждений – государственные
или муниципальные, и отличаются
по степени финансово-
Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества. Кроме того, для казенного учреждения, как и для бюджетного, не существует ограничений сфер деятельности, в которых возможно создание учреждения.
Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого).
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет субсидии из соответствующего бюджета, аналогичная норма распространяется и на бюджетное учреждение.
Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.
Автономное
учреждение, в отличие от казенного
и бюджетного учреждений, вправе открывать
не только лицевые счета в
Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрет на получение банковских кредитов не определен.
Государственное (муниципальное) учреждение может быть создано по решению учредителя путем учреждения или изменения типа существующего учреждения. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.
Реорганизация учреждения – прекращение существования учреждения с переходом его прав и обязанностей к другим учреждениям. Реорганизация учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.
Ликвидация учреждения – прекращение существования учреждения при отсутствии перехода прав и обязанностей к другим учреждениям.
Автономные учреждения, созданные в сферах, непредусмотренных Федеральным законом 83-ФЗ, до дня вступления закона в силу, подлежат реорганизации, ликвидации или изменению типа в течение одного года со дня официального опубликования закона.
Некоммерческие организации
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».
В процессе деятельности ассоциации
(союза) может возникнуть потребность
в осуществлении
Учредить же ассоциация (союз) вправе
лишь хозяйственное общество. Дело
в том, что товарищество не может
быть учреждено одним лицом, в
то время как хозяйственные
В ассоциации и союзы могут объединяться
и некоммерческие организации. Объединение
некоммерческих организаций возникает
также на добровольной основе. Закон
не выдвигает каких-либо ограничений
относительно видов объединяющихся
организаций: необязательно это
должны быть некоммерческие организации
одного вида – только фонды или
только религиозные организации. Допустимо
создание смешанных союзов, например,
религиозные организации и
Вступление в ассоциацию (союз) не влечёт за собой изменения содержания правоспособности членов. Они сохраняют права юридических лиц, сохраняют свою самостоятельность, за исключением полномочий, добровольно переданных объединению.
Ассоциация (союз) не отвечает по долгам своих членов, но члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения. Такое решение прямо вытекает из того обстоятельства, что деятельность ассоциации финансируется ее членами. Размер ответственности и порядок ее реализации определяется учредительными документами объединения. Возможность самостоятельно определить размер и порядок субсидиарной ответственности, в известном смысле, представляет исключение из общих правил о субсидиарной ответственности по обязательствам, содержащимся в ст. 399 ГК РФ.
Наименование объединения
Закон не называет ассоциации (союзы)
юридическими лицами. Однако они удовлетворяют
всем признакам юридического лица,
закрепленным в ст. 48 ГК РФ: ассоциация
(союз) имеет в собственности
Список использованной литературы:
Информация о работе Общая характеристика некоммерческих юридических лиц