Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:16, реферат
Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Введение
Объекты и субъекты авторского права.
Заключение .
Список используемой литературы.
Юридически
безразличным является и такой
аспект произведения, как его
обнародование. Авторское
Сказанное
относится к любой форме обнародования,
т. е. осуществленного с согласия автора
действия, которое впервые делает произведение
доступным для всеобщего сведения. Формами
обнародования произведения служат его
опубликование, публичный показ, публичное
исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение
считается обнародованным с момента, когда
оно стало потенциально доступным для
сведения неопределенного круга лиц, независимо
от числа лиц, реально воспринимавших
это произведение.
Опубликование
— это выпуск в обращение
с согласия автора экземпляров произведения
в количестве, достаточном для удовлетворения
разумных потребностей публики, исходя
из характера произведения. В форме опубликования
обнародуется большинство литературных
(в том числе научных) произведений, издающихся
тиражами, оправданными читательским
спросом.
Прежде чем
определить публичный характер
показа, исполнения или передачи
в эфир, необходимо пояснить их
смысл как таковых.
Под показом
произведения понимается, в частности,
демонстрация оригинала или
Исполнение
— это представление
Передачей
в эфир признается сообщение
произведения посредством его
передачи по радио или
Для того
чтобы показ, исполнение или
передача в эфир трактовались как
обнародование произведения, они должны
носить публичный характер, т. е. делать
произведение потенциально доступным
неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем,
первый показ произведения с согласия
автора по каналам кабельного телевидения
не признается передачей в эфир и, следовательно,
обнародованием данного произведения.
Публичный
показ, публичное исполнение
Виды объектов авторского права
Исходя из того,
что любые произведения, отвечающие
рассмотренным двум критериям, являются
объектами авторско-правовой охраны, закон
дает лишь примерный перечень наиболее
распространенных из таких объектов с
учетом не только их объективной формы,
но и назначения, жанра, сферы применения
и взаимосвязи отдельных произведений
творчества.
Объектами
авторского права, в частности,
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения
декоративно-прикладного и
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические
произведения и произведения, полученные
способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.
Каждый из перечисленных
объектов авторского права может
быть классифицирован по многочисленным
подвидам или разновидностям — по
их внешним формам, жанрам, сферам применения.
Например, литературные произведения
могут быть художественного, научного,
учебного и тому подобного характера.
Некоторые произведения впервые прямо
упоминаются в законе (например, комиксы).
Однако все названные и неназванные виды,
подвиды и разновидности лишь тогда становятся
объектами авторского права, когда они
являются результатами творческой деятельности
и существуют в какой-либо объективной
форме. В силу особой практической важности
и специфики правовой охраны в дополнительном
пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы
для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных
микросхем1.
Производные и составные произведения
Вследствие неповторимости
индивидуальных способностей авторов,
самостоятельно создающих свои произведения,
объекты авторского права всегда
оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески
вполне самостоятельные произведения
могут быть органически связаны с другими,
служить их новой внешней формой. Такие
произведения именуют производными. К
ним относятся переводы, обработки, аннотации,
рефераты, резюме, обзоры, инсценировки,
аранжировки и другие переработки произведений
науки, литературы и искусства.
Помимо производных
произведений к объектам
Произведения,
не являющиеся объектами
Закон традиционно
предусматривает круг произведений,
не являющихся объектами авторского
права.
Это:
официальные документы (в частности, законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.);
произведения
народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Мотив прост: нельзя
ставить возможность
Вместе с
тем следует иметь в виду, что
творческий труд по
Авторское
право не распространяется
Сфера действия авторского права
Охрана российским
авторским правом произведений науки,
литературы и искусства зависит
не только от их творческого характера
и объективной формы, но и от места
их нахождения, обнародования и от гражданства
их создателей. С учетом этих факторов
определяется сфера действия авторского
права.
Авторское
право распространяется на все
обнародованные либо
Важно и
еще одно правило.
Субъектами авторского
права являются создатели произведений
науки, литературы и искусства, их правопреемники
или работодатели и другие лица,
приобретающие по закону или договору
исключительные авторские права.
В качестве
субъектов авторского права могут выступать
как физические, так и юридические лица.
К числу последних обычно относятся издатели
газет, журналов и некоторых других составных
произведений, изготовители аудиовизуальных
произведений и работодатели авторов
служебных произведений
Авторское
право по закону принадлежит
автору - физическому лицу, творческим
трудом которого создано
Авторы
Авторское право
на произведение, созданное совместным
творческим трудом двух и более лиц,
принадлежит соавторам
Если произведение,
созданное несколькими
Соавторы
Если часть
произведения признается имеющей самостоятельное
значение и может использоваться независимо
от других, то каждый из соавторов вправе
использовать свою часть по своему усмотрению,
если иное не предусмотрено соглашением
между ними.
Взаимоотношения соавторов могут определяться договором между ними. Договор (соглашение) между соавторами должен быть подписан всеми соавторами. Его копия может быть приложена к авторскому договору, соавторы могут определить последовательность проставления своих имен на произведении, если такой оговорки не будет, то имена соавторов указываются в алфавитном порядке.
Авторы составных произведений
Составители сборников произведений, результатом творческого труда которых является подбор и расположение материалов, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов произведений, включенных в сборник. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания других сборников.
Авторы двух или более разных статей, помещенных в один сборник, не становятся соавторами, они сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут использовать свои произведения независимо от сборника в целом.
Авторы производных произведений
Субъектами авторского права также являются лица, осуществляющие перевод, переделку, аранжировку и другую переработку основного произведения. Такие произведения являются производными. У авторов производных произведений права возникают с момента создания данных произведений, но эти авторы обязаны соблюдать права авторов основного произведения. Так, например, переводчик обязан получить согласие автора основного произведения на перевод, если срок действия авторского права на него не истек. При издании перевода необходимо указывать имя автора основного произведения, причем в этом случае не имеет значения срок действия авторского права, так как право на имя охраняется бессрочно. Те же требования предъявляются и к аранжировкам и переработкам. Кроме того, закон не запрещает другим лицам осуществлять свои переводы или переработки тех же произведений.