План:
Введение
Объекты и
субъекты авторского права.
Заключение
.
Список используемой
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Происхождение
самого термина «интеллектуальная
собственность» обычно связывается
с французским законодательством
конца XVIII века, что во многом является
справедливым. Действительно, традиция
проприетарного подхода к авторскому
и патентному праву не только родилась
во Франции, но и опиралась в своей основе
на теорию естественного права, которая
получила свое наиболее последовательное
развитие именно в трудах французских
философов-просветителей (Вольтер, Дидро,
Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Родиной первых
авторского и патентного законов
в их современном смысле по
праву считается Англия. Именно
здесь еще в 1623 г. при короле
Якове Стюарте был принят «Статут
о монополиях», которым провозглашалось
исключительное и независимое от воли
короля право каждого, кто создаст и применит
техническое новшество, монопольно пользоваться
в течение 14 лет выгодами и преимуществами,
доставляемыми таким новшеством. В 1710
г. в Англии появляется и первый авторский
закон, известный под названием «Статут
королевы Анны», которым автору предоставлялось
исключительное право на публикацию произведения
в течение 14 лет с момента его создания
с возможностью продления этого срока
еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за
Англией патентные и авторские законы
были приняты в ряде других европейских
стран и в США.
Оценивая
значение этих первых законов,
следует отметить, что основной
их целью было ограждение интересов
издателей и промышленников. Как
правило, именно они, а не авторы и изобретатели
выносили на рынок результаты творческого
труда и потому нуждались в монополии
на их реализацию.
Подход к
авторскому и патентному праву
как к собственности получил
наибольшее распространение в XIX веке.
Авторские и патентные законы большинства
европейских стран в той или в иной степени
приравнивали права создателей творческих
достижений к праву собственности, а иногда
и прямо относили их к движимому имуществу.
В 1883 г. была принята Парижская конвенция
по охране промышленной собственности,
которая продолжает оставаться важнейшим
международным соглашением в области
охраны промышленных прав. Традиция проприетарного
подхода к авторскому и патентному праву
достаточно сильна и в настоящее время.
Термин «интеллектуальная собственность»
широко используется в законодательстве,
в научной литературе и в практике многих
стран. В 1967 г. в Стокгольме была подписана
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию
интеллектуальной собственности (ВОИС),
в соответствии с которой объектами охраны
являются права, относящиеся к конкретным
результатам творческой деятельности
в производственной, научной и художественной
областях.
Однако, как
уже отмечалось, несмотря на свое
широкое распространение, понятие
интеллектуальной собственности практически
сразу же с момента своего появления подверглось
критике со стороны многих ученых. Противники
данного понятия обычно указывали и продолжают
подчеркивать в настоящее время, что нельзя
отождествлять правовой режим материальных
вещей и нематериальных объектов, каковыми
являются по своей сути авторские произведения
и различные технические новшества; что
в отличие от права собственности, которое
в принципе бессрочно и не подвержено
каким-либо территориальным ограничениям,
права авторов, изобретателей и их правопреемников
изначально ограничены во времени и в
пространстве; что авторские и патентные
права защищаются с помощью совершения
иных правовых средств по сравнению с
теми, которые применяются для защиты
права собственности; что право на творческий
результат неразрывно связано с личностью
его создателя и т.п. Реагируя на эти в
общем-то справедливые замечания, сторонники
теории интеллектуальной собственности
стали подчеркивать, что речь в данном
случае идет о собственности особого рода,
которая требует специального регулирования
в виду ее нематериального характера2
, из-за того, что объектами права собственности
владельцев патентов, субъектов авторского
права и товарных знаков являются неосязаемые
и бестелесные вещи3 .
Свое логическое
завершение подобный подход нашел в теории
интеллектуальных прав, в соответствии
с которой права авторов, изобретателей,
патентообладателей и т.д. должны быть
признаны правами sui generis, т.е. правами особого
рода, находящимися вне классического
деления гражданских прав на вещные, обязательные
и личные. Теория особых интеллектуальных
прав, многие сторонники которой вообще
выступают против использования термина
«интеллектуальная собственность», является
в наши дни одной из наиболее распространенных.
Ко времени
введения в действие Основ
гражданского законодательства
на территории Российской Федерации
(4 августа 1992 г.) понятие интеллектуальной
собственности уже прочно вошло
в юридический оборот, т.е. широко
использовалось в различных подзаконных
актах и в публикациях на юридические
темы. Правда, из принятых в 1992—1993 гг. законов
об охране результатов интеллектуальной
деятельности о собственности на достигнутый
результат, да и то в условном, собирательном
смысле, говорилось лишь в одном из них,
а именно в Патентном законе РФ.
Окончательно
термин «интеллектуальная собственность»
был узаконен новой Конституцией
РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя статья
44 Конституции РФ, посвященная свободе
литературного, художественного,
научного, технического и других
видов творчества, и не раскрывает содержание
данного понятия, но подчеркивает, что
«интеллектуальная собственность охраняется
законом».
Объекты и субъекты
авторского права.
Действующее законодательство
не содержит легального определения
понятия объекта авторского права,
хотя указывает на те признаки, которыми
оно должно обладать, чтобы пользоваться
правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
авторское право распространяется на
произведения науки, литературы и искусства,
являющиеся результатом творческой деятельности
независимо от назначения и достоинств
произведения, а также способа его выражения.
Кроме того, подчеркивается, что законом
охраняются как обнародованные произведения,
так и необнародованные произведения,
существующие в какой-либо объективной
форме.
Легальные
критерии охраноспособности объектов
авторского права
Закон устанавливает
два общих легальных критерия
охраноспособности объектов авторского
права, дает примерный перечень произведений,
которые при условии соответствия
их названным критериям могут являться
объектами авторского права, а также определяет
сферу действия авторского права.
Авторское
право распространяется на произведения
науки, литературы и искусства,
во-первых, являющиеся
результатом творческой деятельности
и, во-вторых, существующие в какой-либо
объективной форме.
Отсутствие
любого из названных критериев
не позволяет говорить о наличии
произведения как объекта авторского
права.
При этом
объектом авторского права может
служить как произведение в целом,
так и его часть (включая его название),
которая удовлетворяет названным критериям
охраноспособности и может использоваться
самостоятельно.
Критерии творческой
деятельности
Творческой обычно
считается умственная (мыслительная,
духовная, интеллектуальная) деятельность,
завершающаяся созданием творчески самостоятельного
результата науки, литературы или искусства.
Такая деятельность иногда называется
продуктивной, в отличие от репродуктивной,
выражающейся в воспроизводстве готовых
мыслей или образов по правилам формальной
логики или иным известным правилам1.
Разумеется,
творчество — субъективный критерий.
Для одного научный вывод является
результатом большого творческого
напряжения, а для другого —
обыкновенным итогом труда квалифицированного
специалиста. Поэтому, хотя по данному
вопросу написано немало статей и книг,
до сих пор не удалось найти общеприемлемого
критерия творческой деятельности.
Следует признать,
что на практике критерий творчества
с полным основанием сводится
к установлению факта самостоятельного
создания результата интеллектуальной
деятельности. Иначе говоря, творческой
по общему правилу признается любая умственная
деятельность, и результат этой деятельности
охраняется авторским правом, если не
доказано, что он является следствием
прямого копирования, «пиратства», плагиата,
либо он вообще по закону не может являться
объектом авторского права. То есть имеет
место своеобразная презумпция творческого
характера как самой умственной деятельности,
так и любого из ее результатов.
Подтверждение
подобной трактовки критерия
творчества можно найти, в частности,
в постановлении № 8 от 18 апреля
1986 г. Пленума Верховного Суда
СССР «О применении судами
законодательства при рассмотрении
споров, возникающих из авторских
правоотношений».
В данном
постановлении Верховный Суд
подчеркивал, что составители
сборников не охраняемых авторским
правом произведений имеют авторское
право на эти сборники, если
они подвергли их самостоятельной
обработке или систематизации. Аналогичное
право имеет и составитель сборника,
с соблюдением прав авторов других произведений,
самостоятельно обработавший или систематизировавший
включенные в сборник произведения, являющиеся
предметом чьего-либо авторского права.
Здесь отождествление категорий «творчество»
и «самостоятельное создание» не вызывает
сомнений.
В случае,
если имело место пиратское
копирование, орган, рассматривающий
конфликт, прежде всего суд, может
назначить экспертизу. Специалисты
в соответствующей области творчества
дадут свое заключение о самостоятельном
создании произведения либо о недозволенном
полном или частичном заимствовании чужого
произведения. В последнем случае произведение
или его часть не будет являться объектом
авторского права. Более того, будут приняты
все меры по защите прав подлинного автора.
Трактовка
творчества как акта самостоятельного
создания произведения тем более
оправданна, что для авторского
права безразличны собственно
научные, литературные или художественные
качества произведения. Авторское
право охраняет любые творчески
самостоятельные произведения независимо
от их назначения и достоинства. Истории
известны многочисленные примеры неприятия,
резкой критики современниками некоторых
достижений науки, литературы и искусства,
даже гонений на их авторов, с последующим
безудержным восхвалением. Скажем, ранее
осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов
позднее признавались шедеврами, высоко
оценивались на аукционах. Бывало и наоборот.
Все это не имеет никакого значения для
признания соответствующих произведений
объектами авторского права.
С точки
зрения авторского права при
отсутствии плагиата, незаконного
присвоения любой результат умственной
деятельности признается творческим
и подпадает под авторско-правовую
охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески
самостоятельное произведение отвечало
второму критерию — было выражено, т. е.
существовало в какой-либо объективной
форме.
Объективная форма
произведения
Закон предусматривает
примерный перечень объективных
форм произведений:
письменная
(рукопись, машинопись, нотная запись
и т. п.);
устная (публичное
произнесение, исполнение и т.
п.),
звуко- или видеозапись
(механическая, магнитная, цифровая, оптическая
и т п);
объемно-пространственная
(скульптура, модель, макет, сооружение
и т. п.).
При этом под
записью понимается фиксация звуков
и (или) изображений с помощью технических
средств в какой-либо материальной форме,
позволяющей осуществить их неоднократное
восприятие, воспроизведение или сообщение.
К числу устных произведений обычно относят
речи, в том числе судебные, доклады, лекции,
проповеди.
В связи
с объективной формой произведения
следует подчеркнуть, что, как
правило, эта форма выражается
с помощью различных телесных,
материальных носителей (бумаги,
холста, камня, дискеты и т.
п.). При этом на материальные
носители может существовать и обычно
существует чье-то право собственности
или иное вещное право. Однако это не приводит
к превращению систем научных понятий,
литературных или художественных образов
(т. е. идеальных результатов интеллектуальной
деятельности) в материальные объекты.
В этой
связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо
подчеркивается, что авторское право
не связано с правом собственности
на материальный объект, в котором
произведение выражено. И естественно,
«передача права собственности
на материальный объект или
права владения материальным объектом
сама по себе не влечет передачу каких-либо
авторских прав на произведение, выраженное
в этом объекте». Исключение составляют
только так называемые право доступа и
право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП
Для признания
произведения, выраженного в объективной
форме, объектом авторского права не имеет
значения также способ его выражения.
Например, некоторые
поэты записывали стихи на
манжетах, папиросных коробках или
обрывках газет Поэт В Высоцкий
писал черновики отдельных своих
песен во время съемок кинофильмов на
монтажных карточках. Для авторского права
эти способы объективирования творческих
произведений также не играют никакой
роли. Если кто-либо попытается опубликовать
эти стихи под своим именем и плагиат будет
доказан, будут охраняться авторские права
поэта, создателя стихов, а действия плагиатора
пресечены.