Объекты авторского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом» (п.1 ст.44 Конституции РФ). Авторское право в настоящее время защищается множеством международных конвенций.
Между тем, понимание законодательства в области авторского права может оказаться затруднительным для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав» на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1. Понятие и признаки авторского права. 6-10
Понятие авторского права. Авторское право как институт интеллектуального права. 6
Принципы авторского права. 8
Выводы по первой главе. 9
Глава 2. Виды объектов авторского права. 11-29
2.1. Объективная форма произведения. 11
2.2. Правовое значение отдельных элементов произведения. 14
2.3. Виды охраняемых произведений. 17
2.4. Произведения, не охраняемые авторским правом. 23
2.5. Произведения оригинальные и производные. 26
2.6. Выводы по второй главе. 28
Глава третья. Права автора на созданное произведение. 30-41
3.1. Права автора на созданное произведение. 30
3.2. Личные неимущественные права автора. 31
3.3. Имущественные права автора. 33
3.4. Свободное использование произведения. 35
3.5. Выводы по третьей главе. 40
Заключение. 41
Список использованных источников. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая-объекты гражд.права.docx

— 83.80 Кб (Скачать)

     Оригинальным является такое  произведение, все охраняемые элементы  которого созданы самим автором.

     К числу производных произведений  относятся различного рода переработки,  переводы, аранжировки и оркестровки,  аннотации, резюме, обзоры. Непременным  условием правовой охраны такого  произведения является его творческая  самостоятельность по сравнению  с оригиналом и соблюдение  авторских прав на исходное  произведение.

     Служебные и неслужебные произведения.

     Большое практическое влияние  на авторские правомочия оказывает  признание произведения служебным. Закон прямо не указывает определение такого произведения, но относит их к произведениям, созданным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

     Российское авторское право сохраняет  значительную часть авторских  правомочий за создателем произведения, даже если оно было создано  в порядке выполнения служебного  задания. В то же время его  правомочия не носят безграничный  характер: автор такого произведения  не может решать вопрос о  готовности произведения к обнародованию  – отказ от обнародования в  данном  

27 

случае будет равнозначен нарушению трудовых обязанностей. Автор также не может воспрепятствовать размещению на титульном листе произведения наименование или логотип предприятия, в рамках которого данное произведение было создано. Режим использования такого произведения в законе описан так: «все права на использование принадлежат работодателю, по заданию которого было создано это произведение».

     Вопрос о вознаграждении решается  особо: размер авторского вознаграждения  за каждый вид использования  служебного произведения устанавливается  договором между работодателем  и автором. В то же время,  если в трудовом договоре указана  творческая деятельность данного  лица, то авторских прав на  созданные им произведения он  не имеет. Это касается газет,  журналов, других периодических  изданий. Такое положение, конечно,  связано только с вопросом  оплаты. В остальном права автора, естественно, сохраняются. Такое  толкование данной части закона  является единственно верным. Что  же касается прав работодателя, то за ним сохраняются исключительные  права на произведение в целом,  и он может выступать в суде  в защиту своих интересов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28 

2.6. Выводы  по второй главе. 

     Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что произведение автора становится объектом правовой охраны тогда, когда получает материальную, объективную форму. Мысли и образы автора до тех пор, пока не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого, замысла объектами авторского права, считаться не могут и правовой охране не подлежат.

     Принято говорить о произведениях  науки, культуры, искусства. Защита произведений, выраженных не с помощью материального носителя, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, защита их от искажения является более сложной, но возможной.

     К охраняемым элементам научного произведения относятся внешняя форма (язык, включающий научные знаки и символы) и внутренняя форма (принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика раскрытия научных идей и пр.)

     В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют «буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений, проводятся специальные экспертизы.

     Из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера - инструкции, указания, уставы юридических лиц.

     Не охраняются авторским правом произведения народного творчества - частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных  
 
 
 
 

29 

художественных  промыслов, народные костюмы, в силу того, что невозможно объективно индивидуализировать автора.

     Существует деление произведений  на оригинальные и производные. 

     Оригинальным является такое  произведение, все охраняемые элементы  которого созданы самим автором.

     К числу производных произведений  относятся различного рода переработки,  переводы, аранжировки и оркестровки,  аннотации, резюме, обзоры. Непременным  условием правовой охраны такого  произведения является его творческая  самостоятельность по сравнению  с оригиналом и соблюдение  авторских прав на исходное  произведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30 

Глава третья. Права автора на созданное произведение.

3.1. Права  автора на созданное произведение. 

     В результате создания произведения науки, литературы, искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как имущественного, так и личного неимущественного характера. Эти права в действующем законодательстве именуются исключительными. Исключительность состоит в признании того, что именно автор решает вопрос об осуществлении авторских полномочий, и прежде всего связанных с использованием произведения.  (Имущественные права автора на объекты авторских прав: www.labzin.com)

     Самой распространенной классификацией авторских прав является их деление на имущественные и личные неимущественные права. Закон это подтверждает. K личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на отзыв, на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают права на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, права на перевод и переработку (Суханов: www.studylaw.ru ).

     Данная классификация имеет практическое значение. Личные неимущественные права принадлежат только автору, неотчуждаемы от его личности и не могут передаваться другим лицам, охраняясь бессрочно.

     Имущественные права автора могут переходить к другим лицам на основании авторских договоров, имеют срочный характер – период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти. 

31 

3.2. Личные неимущественные права авторов. 

    К личным неимущественным правам автора принято относить:

  1. Право авторства.

     Это одно из главных прав, возникающих у автора в связи с созданием им произведения. Оно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и отсюда возможность признания этого другими лицами. Является неотделимым от личности автора, не передается по договору или наследству. От этого права нельзя отказаться. Оно возникает в связи с созданием произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

     Оно является важнейшим авторским правомочием: все остальные права предоставляются ему постольку, поскольку он имеет право авторства.

  1. Право на авторское имя.

     Заключается в том, что автор может использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или анонимно, требовать указания его имени при издании, публичном прочтении, цитировании и ином использовании.

  1. Право на защиту репутации автора.

     С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого посягательства или искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Практически это выражается в неправомочности внесения каких-либо изменений в произведение, снабжение его предисловиями и послесловиями, иллюстрациями без согласия автора.

  1. Право на обнародование произведения и его отзыв.

32 

     Сущность данного права определяется как юридически обеспеченная

автору  возможность публичной огласки  своего произведения. Это право решает вопрос о месте, времени и способе  обнародования. За автором закрепляется и право отзыва произведения. Условием реализации данного права является возмещение убытков пользователям  от упущенной выгоды.

В отличие  от других личных неимущественных прав, это право переходит к наследникам  автора, что подтверждает условность деления прав.

  1. Право на опубликование.

     Это признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33 

3.3. Имущественные права авторов. 

     К имущественным правам автора принято относить следующее:

      1) Право на воспроизведение.

     Это есть право на повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьими лицами. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме. Ни собственник, ни автор не должны злоупотреблять этим правом.

  1. Право на распространение и право на импорт.

     Самостоятельным способом использования произведения является его распространение. Прежде всего, закон связывает это право только с теми произведениями, которые выражены или зафиксированы в материальном носителе. Распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот, и им будет признаваться продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения.

     Наряду с правом на распространение, закон выделяет исключительное право автора на импортирование экземпляров произведения в целях распространения. Имеется в виду право автора контролировать ввоз экземпляров произведения, созданного им, на территорию действия его авторских прав.

  1. Право на распространение и право на импорт.

     К числу имущественных прав авторов закон относит и это право. Первое реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, второе – в отношении музыкальных/ драматических/ хореографических/ литературных/

34 

других  произведений. Под показом произведения подразумевается демонстрация оригинала  или экземпляра произведения непосредственно  или на экране с помощью различных  технических средств. Исполнением  же признается представление произведения посредством игры, декламации, танца, пения в живом исполнении и  т.д. различием между этими двумя  видами демонстрации состоит в том, что в первом случае контакт произведения и публики непосредственен, во втором – опосредуется активными действиями исполнителя.

     Действие этого права не связывается с первичностью демонстрации. Иными словами, автор может реализовать эти права и повторно в любое время.

      4) Право на перевод и право на переработку произведения.

     Исключительные права на перевод и переработку произведения закрепляются законодательством за автором или его правопреемниками. Фактически это право сводится к праву автора давать согласие на перевод и переработку своего произведения. Это осуществляется путем заключения соответствующих договоров. В случае неудовлетворенности автором переводом, он может запретить использование такого произведения. Эти права признаются за автором произведения и его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Никаких иных временных и других ограничений данного права законодательство не предусматривает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Объекты авторского права