Объекты авторского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом» (п.1 ст.44 Конституции РФ). Авторское право в настоящее время защищается множеством международных конвенций.
Между тем, понимание законодательства в области авторского права может оказаться затруднительным для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав» на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1. Понятие и признаки авторского права. 6-10
Понятие авторского права. Авторское право как институт интеллектуального права. 6
Принципы авторского права. 8
Выводы по первой главе. 9
Глава 2. Виды объектов авторского права. 11-29
2.1. Объективная форма произведения. 11
2.2. Правовое значение отдельных элементов произведения. 14
2.3. Виды охраняемых произведений. 17
2.4. Произведения, не охраняемые авторским правом. 23
2.5. Произведения оригинальные и производные. 26
2.6. Выводы по второй главе. 28
Глава третья. Права автора на созданное произведение. 30-41
3.1. Права автора на созданное произведение. 30
3.2. Личные неимущественные права автора. 31
3.3. Имущественные права автора. 33
3.4. Свободное использование произведения. 35
3.5. Выводы по третьей главе. 40
Заключение. 41
Список использованных источников. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая-объекты гражд.права.docx

— 83.80 Кб (Скачать)

     Соглашаясь с Сергеевым А.П. (Сергеев: с.144), можно говорить об авторском праве в объективном и субъективном смысле: в объективном смысле авторское право охватывает всю совокупность прав, относящихся к данной сфере, а в субъективном - авторское право означает возможности, которыми обладает автор по отношению к созданному им произведению.

     Авторское право охраняет форму идей и решений, а не содержание этих идей и решений

     Основание для возникновения  авторского права – создание  произведения 

     В основе авторского права  лежат следующие принципы: принцип  свободы творчества, принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества, принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора, принцип свободы авторского договора.

 

   

     

11 

Глава 2. Виды объектов авторского права.

2.1. Объективная  форма произведения.

   

     Произведение автора становится объектом правовой охраны лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

     Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме – письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п. ), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

     Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охрано способного произведения. Иными словами, само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, как она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно. 
 

12 

     Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение.

     Закон об авторском праве, разрешая этот спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель признает, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем.

     Защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем.

(Объективная форма выражения произведения его автором: www.doklad4ik.ru)

     Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений: письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.); устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.); звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);

13 

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с

помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.      

     В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

В этой связи прямо подчеркивается, что  авторское право не связано с  правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. (Объективная форма выражения произведения его автором: www.for-expert.ru)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14 

2.2. Правовое  значение отдельных элементов  произведения. 

    Объектом авторского права выступает не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса, который предложил выделить две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. Е. не является нарушением авторского права.

     В самом деле, совершенно очевидно, что на одну и ту же тему, на одном и том же материале  может быть создано сколько  угодно произведений, причем авторам  никто не запрещает давать  сходную интерпретацию излагаемым  событиям, героям. Также решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. Известны примеры, когда сюжет произведения передавался одним литератором другому и вопрос о соавторстве при этом не возникал. «Например, А. С. Пушкин подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ». В настоящее время пользующиеся успехом сюжеты порой многократно — до тех пор, пока способны приносить прибыль». (Эдельман: 11).

15 

    К содержанию произведения, которое как таковое не защищается нормами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной.

     К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся  образы и язык произведения. Под  художественным образом понимается  специфическая для искусства  форма отражения действительности  и выражения мыслей и чувств  художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя (Этика: Словарь/Под ред. А. А. Беляева. М., 1989. С. 239).  Считается, что образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования.

     Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в данном случае прибегают к цитированию с указанием источника заимствования.

     Теоретическое разграничение элементов  произведения на охраняемую законом  форму и не охраняемое содержание  проводится в отношении не  только художественных, но и научных  произведений.  
 

16 

Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как  «постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, «…» самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы». (Ионас : с. 87.) Указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы «… открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие». (Гаврилов: с. 90).

     К охраняемым элементам научного произведения относятся внешняя форма (язык, включающий научные знаки и символы) и внутренняя форма (принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика раскрытия научных идей и пр.)

     В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют «буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений («текст на такой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении»). (Гаврилов: с.10). 
 
 
 
 
 
 
 

17 

2.3. Виды  охраняемых произведений. 

     Закон предусматривает примерный, достаточно широкий перечень объективных форм произведений.

      Произведения различаются по форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Различия между произведениями учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме. Вследствие этого системное структурирование произведений имеет большое значение. Наиболее распространено деление на произведения науки, литературы, искусства.

     Такое деление является достаточно общим, и вследствие этого Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" закреплялся перечень охраняемых произведений, который носит более обширный характер:

  1. Литературные произведения.

     В более полном определении литературное произведение охватывает не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы. Оно может быть зафиксировано на любом материальном носителе. Вследствие этого законом охраняются речи, лекции, доклады, иные устные выступления, письма, дневники, личные заметки

     Правовая охрана таких произведений тесно связана с обеспечением конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни. Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них сведений. Для опубликования писем, дневников требуется согласие автора, в случае с письмами – и согласие адресата. В случае смерти кого-либо из указанных лиц согласие может быть получено от супруга или детей умершего.

    2) Также законом охраняются интервью и дискуссии.

18 

Интервью  становится охраняемым законом произведением  только в случае приобретения им оригинальной формы благодаря тщательно продуманной  композиции и индивидуальному стилю. Творческий характер участников интервью определяется активностью их вклада в создание оригинальной атмосферы, настроя и т.д. поэтому чаще всего  именно соавторство определяет авторские  права на интервью.

Информация о работе Объекты авторского права