Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом» (п.1 ст.44 Конституции РФ). Авторское право в настоящее время защищается множеством международных конвенций.
Между тем, понимание законодательства в области авторского права может оказаться затруднительным для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав» на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.
Введение 3-5
Глава 1. Понятие и признаки авторского права. 6-10
Понятие авторского права. Авторское право как институт интеллектуального права. 6
Принципы авторского права. 8
Выводы по первой главе. 9
Глава 2. Виды объектов авторского права. 11-29
2.1. Объективная форма произведения. 11
2.2. Правовое значение отдельных элементов произведения. 14
2.3. Виды охраняемых произведений. 17
2.4. Произведения, не охраняемые авторским правом. 23
2.5. Произведения оригинальные и производные. 26
2.6. Выводы по второй главе. 28
Глава третья. Права автора на созданное произведение. 30-41
3.1. Права автора на созданное произведение. 30
3.2. Личные неимущественные права автора. 31
3.3. Имущественные права автора. 33
3.4. Свободное использование произведения. 35
3.5. Выводы по третьей главе. 40
Заключение. 41
Список использованных источников. 43
Авторство дискуссии как формы обсуждения, поставленной журналистом проблемы, признается за журналистом, который хотя и не принимает ярко выраженного участия, но организует и подает материал, определяет замысел дискуссии, придает ей оригинальную форму и выраженный творческий характер.
3) Программы для ЭВМ.
В настоящее
время программы для ЭВМ
19
4)Драматические произведения признаются объектами авторского права
во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.
5)Музыкальные произведения с текстом, без текста, музыкально-драматические произведения.
Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств.
Мелодия. Подлежит защите, но только вместе с другими элементами музыкального произведения.
Аранжировки (переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов), оркестровки (переложение музыкального произведения, написанного для одного инструмента, для исполнения оркестром), вариации (изменение музыкального произведения, в котором основная музыкальная тема оригинала узнаваема) также охраняются авторским правом.
6) Сценарные произведения (сценарии) – произведения, по которым ставятся спектакли, представления, фильмы, эстрадные номера.
7) Аудиовизуальные произведения – произведения, к которым относятся «кино- и телепроизведения, рассчитанные одновременно на несколько каналов восприятия – слуховое и визуальное».
Данные
объекты – результат работы многих
людей – режиссеров, актеров, операторов
и т.д. Некоторые компоненты (например,
песни, используемые в художественном
фильме) могут иметь самостоятельное творческое
и ценностное значение, и выделяются как
независимые объекты авторского права. 20
Другие компоненты (режиссура, работа оператора) не поддаются обособлению и не могут использоваться самостоятельно.
Вполне закономерно, что возникает вопрос: за кем следует признавать авторство? Традиционно признается авторство только за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки.
8) Произведения искусства.
К ним закон относит произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, графические рассказы, произведения монументального и в значительной степени декоративно-прикладного искусства.
Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является неразрывная связь произведения с его материальным носителем. Поэтому особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру и авторское право на само произведение.
9) Копии произведений изобразительного искусства
Произведения изобразительного искусства могут не только воспроизводиться, но и воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Вопрос о правовом режиме таких копий решается в соответствии с нормами авторского права. Снятие копий с таких произведений возможно лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях – с согласия собственника. Произведения, в отношении которых истекли сроки охраны, и находящиеся в публичном месте, могут копироваться без чьего-либо разрешения.
10) Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Такие произведения являются разновидностью
произведений изобразительного искусства.
Характерными их признаками являются
21
утилитарность и художественность исполнения. Таким образом, они решают одновременно практические и художественные задачи. Закон не дает четкого их определения, хотя приводит ориентировочный список: ювелирные, галантерейные изделия, изделия из кожи, пластмассы, кости, игрушки и т.д.
11) Фотографические произведения.
Фотографии или иные произведения, полученные способами, близкими к фотографии, признаются объектами авторского права. Наряду с фотографией охраной авторского права пользуются голографии, слайды и другие произведения.
12) Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства.
Опубликование произведения, содержащего изображение другого лица, возможно лишь с согласия изображенного, после смерти – с согласия пережившего супруга или детей. Это право не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Исключения существуют в случаях, когда изображенное лицо позировало за плату и когда государством распространяется информация о данном лице в государственных/общественных интересах.
13) Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового хозяйства.
Такие произведения имеют двойное значение. Авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона этих произведений. Поэтому авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его архитектурная часть. Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты.
22
Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений. (Имущественные права автора
на объекты авторских прав: www.labzin.com)
14) Произведения хореографии и пантомимы.
Закон гарантирует охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет доказать авторские права на произведение. Важным моментом является их фиксация, например, с помощью видео- и фотосъемки.
15) Картографические произведения.
К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя играет в данном случае решающее значение.
16) Сборники и другие составные произведения.
Творческая деятельность составителя
заключается в самостоятельном отборе
материала, расположении его в оригинальной
системе и обработке. Исключительным правом
использования сборника обладает издатель.
23
2.4. Произведения,
не охраняемые авторским
К числу объектов, не охраняемых авторским
правом, относятся, прежде всего, те из
них, которые не обладают хотя бы одним
из признаков произведения науки, литературы
и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной
работы достигнут не творческий, а чисто
технический результат, он нормами авторского
права не охраняется. К такого рода результатам
относятся, в частности, телефонные справочники,
расписания движения, адресные книги и
т. п. при условии, что составителем не
была применена оригинальная система
изложения справочных данных. В спорных
случаях наличие творческого вклада устанавливается
экспертизой, проводимой соответствующими
специалистами. В связи с тем, что российское
авторское право предполагает охрану
лишь формы произведения, а не его содержания,
в литературе неизменно отмечалось, что
авторское право не распространяется
на идеи, методы, способы, концепции, принципы,
открытия, факты. Некоторые из перечисленных
результатов творческой деятельности
охраняются в рамках иных институтов права,
например патентного права; вопросы охраны
других творческих результатов обсуждаются
в научных кругах. Но сами по себе идеи,
принципы, факты и подобные им результаты
творческой деятельности авторское право
не охраняет. Если, однако, такие результаты
выражены в оригинальной форме, то эта
форма пользуется правовой охраной. Наряду
с подобными объектами существуют произведения,
обладающие всеми необходимыми признаками,
но не охраняемые авторским правом в силу
прямого указания закона. К их числу относятся
следующие четыре категории произведений.
24
Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права. Здесь же отметим, что истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.
Во-вторых, из сферы правовой охраны
исключены официальные
В-третьих, в силу прямого
25
ранее созданных произведений такого рода не имело бы большого смысла, так как они не охраняются авторским правом в силу истечения срока охраны.
Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть индивидуализировано, так как автором является весь народ. Их следует отличать от произведений, бесспорно имеющих конкретных авторов, имена которых, однако, не известны в силу тех или иных причин, например, при анонимном опубликовании произведения. Очевидно, что подобные произведения охраняются авторским правом без каких-либо изъятий.
В-четвертых, не признаются
26
2.5. Произведения
оригинальные и производные.
Широкое применение в доктрине
авторского права находит