Новое корпоративное законодательство Великобритании: Companies Act 2006

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

В Англии основным источником акционерного права является Закон «О компаниях» 1985 г., который консолидировал нормы, относящиеся к созданию и деятельности компаний. Ранее действовавший Закон о компаниях 1948 г. настолько существенно и неоднократно изменялся и дополнялся (в частности, в 1967, 1976, 1980, 1981 гг.), что им стало трудно пользоваться на практике. Новый английский акционерный закон воспроизвел многие положения и из других нормативных актов, относящихся к обороту акций, несостоятельности и ряду иных вопросов.

Работа содержит 1 файл

ликвидация ао в великобритании.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Весьма существенным новшеством Закона является упразднение  понятия «разрешенного капитала» (authorised capital) компании. В предыдущей версии законодательства так называлась указанная в учредительном договоре компании сумма, на которую компания может (но не обязана) выпустить акции. То есть в учредительном договоре мог быть указан капитал компании в 1 млн. фунтов, но при этом фактически могла быть выпущена одна акция номиналом в один фунт. Теперь под капиталом понимается стоимость только фактически выпущенных (распределенных) акций; указывать капитал в уставе или учредительном договоре не требуется.

Таким образом, Закон не знает понятия «уставного капитала» (который фиксируется учредительными документами компании и должен быть выплачен акционерами), известного в континентальной Европе. Акционерный капитал состоит из номинальной стоимости фактически выпущенных акций, причем Закон не предусматривает ограничений на количество выпускаемых акций и их номинал.

Участники, директора, секретарь

Высшими полномочиями в компании обладают ее участники (которые  могут также именоваться акционерами  в случае компании с акционерным  капиталом). Они имеют полномочия на изменение устава (специальной резолюцией, то есть большинством в 75%) (ст.ст. 21, 283), на смещение директоров (ст. 168) и др. Решения могут приниматься как на общем собрании, так и путем подписания каждым участником письменной резолюции без созыва общего собрания (ст. 281).

Коммерческие  дела компании, в соответствии с  общей идеологией британского корпоративного права, ведутся директорами компании, рассматриваемыми как единый орган (совет директоров). Публичная компания должна иметь не менее двух директоров, для частной компании достаточно одного директора (ст. 154). Директора могут быть юридическими лицами; однако согласно новому Закону, хотя бы один директор компании должен быть физическим лицом (ст. 155). Минимальный возраст директора по новому Закону – 16 лет (ст. 157). Директора могут делегировать свои полномочия комитетам директоров, исполнительному директору и т.д.

Закон воздерживается от какого-либо описания полномочий директоров, оставляя их на усмотрение участников (полномочия директоров и любых органов компании описываются в уставе). Закон также не вводит таких понятий как «исполнительный орган» или «генеральный директор», обычных для континентально-европейских правовых систем. Таким образом, «директор» британской компании может быть как исполнительным директором, так и членом наблюдательного органа. Закон знает также понятие «теневого директора», то есть лица, указаниям которого директора «обычно следуют» (ст. 251). На такого теневого директора распространяются определенные обязанности директоров, например, он обязан декларировать заинтересованность в сделках компании (ст. 187).

Не давая перечня  полномочий директоров, Закон содержит подробный перечень их обязанностей. Этот перечень, по существу, является кодификацией принципов, ранее сформулированных в судебных решениях, и именно в свете этих решений положения Закона и должны интерпретироваться (ст. 170). Директора обязаны действовать в пределах своих полномочий; способствовать успеху компании; осуществлять разумную осмотрительность, умение и старание; избегать конфликта интересов; не принимать выгод от третьих лиц; декларировать свою заинтересованность в сделках компании (ст.ст. 171-177). Несмотря на кажущуюся расплывчатость формулировок, смысл каждой из них вполне отчетливо определен многолетней судебной практикой.

Наибольшие споры  при обсуждении законопроекта вызвала  обязанность «способствовать успеху компании». Традиционно под «успехом компании» понимался экономический  интерес ее участников, то есть получение  компанией максимальной прибыли  и, соответственно, увеличение стоимости ее акций или распределение наибольших дивидендов. Однако новый закон, следуя веяниям времени, сформулированным в судебных решениях, предлагает принимать в рассмотрение также целый ряд других факторов, включая интересы работников, отношения с поставщиками и клиентами, воздействие на окружающую среду и т.п. (ст. 172). В случае невыполнения своих обязанностей директор несет материальную ответственность как перед самой компанией, так и перед ее участниками, имеющими право на «производный иск» к директору (ст. 260).

В обязанности  секретаря компании входит ведение  разного рода корпоративной документации. Новшеством является то, что частная  компания (в отличие от публичной) теперь не обязана иметь секретаря: его функции могут исполняться директором или любым назначенным директорами лицом (ст. 270).

Таким образом, наиболее важными действующими лицами в британской компании являются участники (акционеры) компании, ее директора  и секретарь. Британское корпоративное  право весьма гибко: оно предоставляет участникам компании возможность самим определить конкретные полномочия директоров. По новому Закону в частной компании функции секретаря может взять на себя директор (или поручить их другому лицу).

Обязательная  документация и отчетность

Компания обязана  вести целый ряд предусмотренных  Законом документов. В частности, компания ведет реестры своих  участников, директоров и секретарей, а также уведомляет регистрирующий орган об изменениях в составе  директоров и секретарей (ст.ст. 113, 162, 167, 275-276). Акционерам должны (с некоторыми исключениями) выписываться сертификаты акций (ст.ст. 769, 776). Кроме того, компания обязана ежегодно предоставлять в регистрирующий орган отчет, содержащий сведения о директорах, секретарях, капитале и участниках компании (ст.ст. 854-856).

Компания обязана  вести бухгалтерскую документацию (ст. 386). По результатам года готовится  бухгалтерская отчетность (ст. 394), которая  вместе с отчетом директоров и  некоторыми другими документами  предоставляется в регистрирующий орган (ст. 441 и последующие) (это помимо налоговой отчетности). По общему правилу, отчетность должна быть заверена аудиторами (ст. 475), но для малых компаний, при выполнении определенных условий, предусмотрено освобождения от обязательного аудита (ст. 477). «Малые компании» определяются в терминах их годового оборота, суммы баланса и численности сотрудников (ст. 382).

Закон разрешает  вести документацию компании (такую  как реестры) в электронной форме, при условии, что она может  быть воспроизведена в печатном виде (ст. 1135). Компания может пересылать разного рода документы (такие как уведомления о собрании акционеров) своим участникам и т.д. в электронной форме, если получатель на это заранее согласился (ст. 1144, приложение 5).

За нарушения, связанные с несоблюдением требования к ведению документации, несвоевременным предоставлением информации регистрирующему органу, предоставление ложной информации и т.д. компания и ее должностные лица несут ответственность, включая штрафы и даже тюремное заключение (см., например, ст.ст. 167, 276, 1250). Эта ответственность может распространяться и на «теневого директора».

Таким образом, Закон предусматривает довольно жесткие правила администрирования  компаний, невыполнение которых чревато  неприятными последствиями.

Ликвидация  и восстановление компаний

     Закон предусматривает возможность упрощенной ликвидации компаний в определенных случаях (в других случаях применяются  процедуры, описанные в законодательстве о несостоятельности).

Если регистрирующий орган «имеет разумные основания полагать», что компания не ведет никакой деятельности (очевидно, прежде всего имеется в виду неподача отчетности), он может, после высылки трех уведомлений и предупредительной публикации в официальной Газете, исключить компанию из государственного реестра. После публикации уведомления об этом в Газете компания считается распущенной. Однако любая ответственность (если она имела место) директоров, должностных лиц и участников компании при этом сохраняется в неприкосновенности (ст. 1000).

Компания также может подать заявку на добровольное исключение из реестра. Копии заявки направляются участникам, директорам, сотрудникам, кредиторам и др. После этого также осуществляется предупредительная публикация, предлагающая всем желающим (прежде всего, возможным кредиторам компании) указать причину, почему компанию не следует исключать из реестра. Затем (если такой причины не выявлено) компания исключается из реестра. После публикации соответствующего уведомления компания считается распущенной. Ответственность директоров и т.д. также сохраняется (ст.ст. 1003, 1006).

Добровольное  исключение из реестра невозможно, если компания вела деятельность в  течение трех предшествующих месяцев. Оно также невозможно, если компания находится в процессе ликвидации по законодательству о несостоятельности (внешнее управление и т.д.), и предусмотренные законодательством процедуры еще не завершены. В этом случае исключение из реестра производится лишь по окончании соответствующих процедур (ст. 1004-1005).

Если компания распущена, но у нее остались нераспределенные активы, они переходят в собственность государства как бесхозное имущество (ст. 1012).

При определенных условиях вычеркнутая ранее из реестра  компания может быть восстановлена  в административном или судебном порядке.

Компания, исключенная из реестра как бездействующая, в течение шести лет может быть восстановлена по заявлению ее бывшего директора или участника в административном порядке (самим регистрирующим органом). Восстановление возможно, если компания фактически являлась действующей в момент исключения, при условии предоставления просроченной отчетности и уплаты соответствующих штрафов, а также если у государства нет возражений в связи с переданным ему имуществом компании. После восстановления компания считается никогда не исключавшейся из реестра (ст.ст. 1024-1025).

В судебном порядке  могут восстанавливаться компании, как ликвидированные по законодательству о несостоятельности, так и исключенные из реестра в упрощенном порядке, по заявлению заинтересованных лиц (например, намеренных предъявить иск компании) (ст. 1029).

Таким образом, компания может быть ликвидирована  в административном порядке ввиду  бездействия или добровольно. Законодательство о несостоятельности предусматривает иные, более сложные процедуры. В определенных случаях после ликвидации возможно восстановление компании в реестре.

Публичные компании

Не обсуждая подробно положений Закона, относящихся  к публичным компаниям, остановлюсь лишь на некоторых относящихся к таким компаниям нормам. В целом новые положения закона направлены на большее участие акционеров в делах компаний. Некоторые положения относятся не ко всем публичным компаниям, а лишь к тем, акции которых котируются на бирже (в основном списке Лондонской фондовой биржи или на некоторых других европейских или американских биржах) (ст. 385).

Все публичные  компании обязаны проводить ежегодные  общие собрания акционеров (тогда  как для частных компаний это  требование отменено) (ст. 336). К котируемым компаниям предъявляются некоторые дополнительные требования, такие как публикация результатов голосования на общем собрании на интернет-сайте компании (ст. 341). Котируемые компании также должны предоставлять ежегодную отчетность по расширенной форме, включая, например, информацию о влиянии своего бизнеса на окружающую среду (ст. 417).

Как уже упоминалось, по общему правилу владение акциями  компаний удостоверяется документально. Однако предусмотрено исключение, предназначенное, очевидно, в основном для котируемых компаний: Государственный секретарь или Казначейство могут издать подзаконный акт, предусматривающий бездокументарную форму оформления владения акциями и их передачи (ст.ст. 784-785). Причем такой акт может не только разрешать безбумажную форму, но и, в тех или иных случаях, даже предписывать ее (последнее – юридическое новшество Закона).

Закон имплементирует положения упоминавшейся выше директивы  ЕС о требованиях к прозрачности компаний, ценные бумаги которых обращаются на регулируемых рынках. Компетентным органом дано право выпустить правила, предусматривающие, в соответствии с директивой, требования к таким компаниям в части финансовой отчетности, раскрытия информации о приобретении крупных пакетов акций компании, о планируемых изменениях в уставе компании и др. (ст. 1266).

Закон также  содержит положения, соответствующие  директиве ЕС о приобретении компаний, акции которых обращаются на регулируемых рынках. Помимо прочего, Закон описывает  функции регулирующего соответствующие отношения органа (Panel on Takeovers and Mergers), ранее уже созданного во исполнение данной директивы, процедуру решения споров и т.д. Закон устанавливает и ряд материально-правовых норм, такие как право покупателя, приобретшего 90% акций компании, принудительно выкупить и оставшийся пакет у миноритарных акционеров (ст. 979), а также право миноритарного акционера потребовать выкупа его пакета таким покупателем (ст. 983). Подобные нормы действовали и ранее, но теперь они даются в несколько усовершенствованной редакции.

Таким образом, к публичным и котируемым компаниям  закон предъявляет гораздо более  жесткие требования в части администрирования, раскрытия информации, правил приобретения пакетов их акций и др.

Выводы

Новый Закон  о компаниях представляет собой важный шаг в развитии корпоративного права Великобритании. Консолидируя ранее действующие положения, он также вводит много новых норм, часть из которых является кодификацией прецедентного права, а часть - имлементацией директив ЕС. К наиболее примечательным новшествам можно отнести следующие: резкое сужение функций учредительного договора компании; окончательный отказ от традиционной доктрины ultra vires (предполагающей ограничение правоспособности компании ее учредительными документами); отказ от концепции разрешенного (уставного) капитала компании; кодификация норм общего права относительно ответственности директоров компании; облегчение административных требований к частным компаниям (отмена требований об обязательном наличии секретаря, о проведении ежегодных собраний акционеров); предъявление более жестких требований к публичным компаниям в части их прозрачности.

Информация о работе Новое корпоративное законодательство Великобритании: Companies Act 2006