Ноу-хау и коммерческая тайна – объекты интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка теоретических основ и практических рекомендаций, направленных на более эффективное использование гражданско-правового института коммерческой тайны и на ее охрану, а также внесение предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства.

Задача данной работы заключается в рассмотрении современного регулирования коммерческой тайны и ноу-хау в российском законодательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ И НОУ-ХАУ 6

Основы правового института коммерческой тайны. 6
Понятие и признаки коммерческой тайны. 11
Коммерческая тайна в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений. 14
Правовой режим ноу-хау. 16
Ответственность за нарушение режима коммерческой тайны. 19


Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И НОУ-ХАУ 23

2.1. Изменения в правовом регулировании коммерческой тайны и ноу-хау. 23

2.2. Правовое регулирование охраны коммерческой тайны и ноу-хау. 28



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45

Список использованных нормативно-правовых актов 45

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

коммер. тайна.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ

                                                                                 

Оценка____________________                                                                                    Подпись___________________

                                                         преподавателя                                                                                                     

 «_____»   ___________2010 г. 
 
 
 
 
 

 

 Ноу-хау и коммерческая тайна – объекты интеллектуальной собственности.

(название  темы курсовой работы)

 
 
 
 
 
 

                                                                                  Курсовая работа

                     

  по российскому предпринимательскому праву

(название  учебной дисциплины)

________  Деревянченко М.Н. _________

                                                                         (Фамилия, имя, отчество студента)

                                                                  Юриспруденция  НЧК04Юзс                                                                                               (специальность, группа)

                                                                                    

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                             _____________________________

                                                                             (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

 
 
 

Москва

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

                                           

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ И НОУ-ХАУ                                                                                                               6

    1. Основы правового института коммерческой тайны.                             6                                              
    2. Понятие и признаки коммерческой тайны.                                              11
    3. Коммерческая тайна в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений.                                                                                                  14
    4. Правовой режим ноу-хау.                                                                          16
    5. Ответственность за нарушение режима коммерческой тайны.             19                                                                    
 

Глава 2.  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И НОУ-ХАУ                                                        23

2.1.    Изменения в правовом регулировании коммерческой тайны и           ноу-хау.                                                                                                                  23

2.2.    Правовое  регулирование охраны коммерческой  тайны и ноу-хау.       28                                                                                                                                                   

                                                                                                                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  41                                                          

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                45                 

Список использованных нормативно-правовых актов                                     45                           

Список использованной литературы                                                             45-46                

 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 

     В  условиях формирования общего  экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны и ноу-хау. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.

     Современный  промышленный шпионаж предполагает  использование новейших достижений  электроники, непосредственное тайное  наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне».

     Отечественный  и зарубежный опыт свидетельствует,  что основную роль в обеспечении  сохранности коммерческой тайны  играют сами предприятия, а  не государственные органы. Для  защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников.

     Институт тайн в настоящее время приобретает важный юридический, экономический и социальный смысл, а информационные ресурсы предприятия имеют столь же важное стратегическое значение, как материальные, финансовые и производственные ресурсы. Информация, составляющая коммерческую тайну, как своеобразный нематериальный актив дает предпринимателю гарантию устойчивости и экономической безопасности бизнеса.  

    Именно этим и определяется актуальность данной темы.

Вопросы, касаемые коммерческой тайны и ноу-хау, затронуты в трудах Гаврилова Э., Журиленко Т.Я., Петрусевича О.С, Мельниковой Е.С. и других авторов. Для рассмотрения актуальных вопросов были проработаны иные публикации в журналах: «Хозяйство и право», «Законодательство и экономика», «Финансовый бизнес», «Юрист», «Закон» и т.д., а также законодательство по данному вопросу.

    Объект  исследования курсовой работы – коммерческая тайна и ноу-хау как объекты интеллектуальной собственности юридических лиц.

      Предметом исследования являются нормы права, которые в той или иной степени касаются регулирования коммерческой тайны и секретов производства.

     Целью  данной работы является разработка  теоретических основ и практических  рекомендаций, направленных на более  эффективное использование гражданско-правового института коммерческой тайны и на ее охрану, а также внесение предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства.

    Задача  данной работы заключается в  рассмотрении современного регулирования  коммерческой тайны и ноу-хау  в российском законодательстве.

    Для достижения поставленной  цели необходимо решение следующих  частных задач:

     - исследовать основы правового  института коммерческой тайны;

    - рассмотреть  общие положения о коммерческой  тайне и ноу-хау;

    - исследовать правовой режим коммерческой тайны и ноу-хау;

    - проанализировать  правовое регулирование коммерческой  тайны и секретов производства;

    - исследовать  способы охраны коммерческой  тайны;

    - разработать  предложение по усовершенствованию  российского законодательства в области регулирования коммерческой тайны и ноу-хау.

    При написании курсовой работы используются следующие методы: формально-логический и системный методы научного познания, метод научной абстракции, диалектический, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

     Данная работа содержит материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов, а также предложения по усовершенствования законодательства для правотворческих органов власти.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ  И  НОУ-ХАУ

   

1.1. Основы правового  института коммерческой тайны. 

 
          Вопросы  использования коммерческой тайны и обеспечения ее конфиденциальности следует рассматривать системно в составе правового института в качестве единого правообразующего фактора, поскольку, с одной стороны, имеют тенденцию к нормативно организованной интеграции в самостоятельный институт коммерческой тайны, а с другой стороны, влияют на иные виды гражданских правоотношений в области предпринимательства1.  
     Концепция правового регулирования обращения коммерческой значимой информации (КЗИ) и охраны ее конфиденциальности являются совокупностью объединенных внутренним единством положений:  
   1) характеризующих теоретико-методологические аспекты исследования правового института коммерческой тайны как составной части правовых наук частного права, прежде всего гражданского и коммерческого права, историко-правовые предпосылки и эволюционный характер появления КЗИ и ее законодательного регулирования в экономическом обороте;  
    2) раскрывающих понятие и сущность КЗИ, формы ее проявления в гражданском и торговом обороте в связи с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг;  
    3) отражающих опыт правового регулирования отношений по поводу защиты информации в периоды, предшествующие современному этапу, и перспективы развития российского законодательства о коммерческой тайне;  
    4) характеризующих возможности использования правовых средств в сфере обращения КЗИ в рамках корпоративных, трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с охраной конфиденциальности информации;  
    5) характеризующих организационное обеспечение деятельности по установлению режима коммерческой тайны в коммерческой организации;  
    6) раскрывающих основные направления правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации.  
     Изучение историко-правовых аспектов охраны коммерческой тайны в России позволяет определить влияние основных факторов, обусловивших особенности эволюции института коммерческой тайны на различных этапах развития российской государственности в рамках периодизации, принятые в науке истории государства и права России.  
     Во-первых, это влияние «формационного» и «цивилизационного» подходов, объясняющих эволюционный характер общества, возможность возникновения института коммерческой тайны в силу появления товарно-денежных отношений и частной собственности (главный критерий).  
     Во-вторых, это влияние последствий научно-технической, информационной и торговой революций на содержание форм и методов защиты КЗИ.  
     В-третьих, это влияние экономических и политических реалий на развитие рыночных отношений (поощрение конкуренции, необратимость процессов приватизации, гарантии защиты частной собственности и др.) и правовую оценку нарушений в области защиты КЗИ.  
     В-четвертых, это влияние хозяйственной ситуации, складывающейся в организациях, на прибыльность (убыточность) деятельности и формирование условий, обеспечивающих право на защиту КЗИ.  
    На первом этапе с момента возникновения феодального государства и права до крестьянской реформы (IХ в.- 1861 г.) характерными были межгосударственные торговые договорные отношения, позволявшие сторонам защищать национальные интересы путем введения запрета на разглашение сведений, составлявших государственную тайну.  
    В последующем появляются договоры, предусматривавшие условия по защите торговых и профессиональных секретов о местах закупки товаров, материальном положении участников и др., содержавшихся в торговых книгах, тайна которых охранялась законом. С разделением труда и возникновением мануфактурного производства появляется понятие «промысловой тайны», а с ростом крупных предприятий и возникновением конкуренции — фабричной тайны». Начиная с этого периода коммерческие  
тайны начали приносить деньги, которые давали власть торговцам и банкирам.  
    На втором этапе в период утверждения капитализма в России (1861—1917 гг.) происходит понимание того, что использование КЗИ является средством увеличения прибыли предприятий, служит защитой их частных интересов и требует адекватной правовой охраны.  
    Понятие «промысловая тайна» было введено в рыночный оборот как средство защиты предпринимателей от недобросовестной конкуренции и прочно утвердилось в законодательных актах Российской империи. Оно включало различные виды промышленной или фабричной тайны, а также торговой (коммерческой) тайны.  
    Под промышленной тайной понималось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ: фабричным секретом считался не только предмет патента, но и всякая особенность производства.  
    Торговая тайна включала элементы индивидуальности ведения торговли. Правовая охрана тайны, не связанной с «телесным предметом«, считалась одной из труднейших проблем законодательства того времени. Промысловая тайна была призвана защищать интересы предпринимателей от разглашения информации, имевшей для них коммерческую значимость. По существу она стала исходной базой современного понятия «коммерческая тайна» и более объемного по содержанию термина КЗИ.  
    На третьем этапе в период существования Советского государства (1917—1991 гг.), когда была уничтожена частная собственность и значительно ослаблены товарно-денежные отношения, произошла трансформация понятия «промысловая тайна» и ее фактическая идентификация с понятием государственной и служе6ной тайны, с приобретением новы функций по защите государственных интересов на уровне предприятий. Изменение внешней формы тайны частично отразилось и на ее содержании.  
    Промышленные тайны по-прежнему были востребованы государством, поскольку наращивание экономической мощи не могло обойтись без использования новых технологий и техники. Степень секретности такой информации определялась в зависимости от ее значимости для интересов государства. Коммерческая тайна не имела внутреннего хождения между предприятиями и использовалась во внешнеэкономических отношениях.  
    В 30-х годах в нашей стране были сформированы основные параметры системы защиты государственных секретов. В послевоенный период, вплоть до 1985 года, происходил процесс постепенного усиления режима секретности и наращивания объема секретной информации.  
    Это объясняется существованием объективных причин использования в оборонном комплексе достижений научно-технической революции, состоянием «холодной войны» с Западом и действием субъективных «перестраховочных« факторов на уровне министерств и предприятий, когда информация о нововведениях технического и технологического характера надолго становилась закрытой и труднодоступной для специалистов, что отрицательно сказывалось на развитии экономики.  
    В этот период на предприятиях была создана надежная система защиты государственных секретов, которая во многом теперь заимствована современными частными службами безопасности для защиты интересов предпринимателей.  
    Политические и экономические изменения, произошедшие в СССР в период «перестройки« (1985— 1991 гг.), явились причиной возрождения института коммерческой тайны. Впервые были сняты ограничения на большой массив информации, ранее использовавшейся в закрытом режиме, и внесены коррективы в систему защиты секретов.  
    Реформы, проводившиеся в этот период, не смогли решить главную проблему — легализацию частной собственности на законодательном уровне, которой по-прежнему монопольно владело государство, что обусловливало существование однополярной государственной системы режима секретности на любую информацию.  
    С приходом в СССР зарубежного капитала начали регулироваться отношения по поводу использования и охраны КЗИ, конверсия оборонных предприятий, в свою очередь, способствовала переводу части государственных секретов в разряд коммерческой тайны. Вместе с тем нерешенность фундаментальных  вопросов собственности отражалась на содержании законопроектных работ по регулированию КЗИ, которые были направлены на обновление существующей государственной системы режима секретности без учета возрождения частной формы собственности.  
     В 1990 — 1991 гг. было принято свыше 16 законов СССР и 8 законов РСФСР, в которых содержались нормы о защите КЗИ, но только законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности заложили основу для нового законодательства России в этой сфере.  
В советский период в рамках понятия «государственные секреты» наличествовала охраняемая информация технического, технологического и иного характера, использование которой позволяло предприятиям получать прибыль в интересах государства. для ее защиты применялись различные формы, методы и правовые средства в единой системе защиты государственных секретов.   
    Правовая охрана государственных секретов от разглашения была урегулирована уголовным законодательством, а отношений по обеспечению режима секретности — административным правом. Защита секретов представляла собой иерархическую административную систему, основанную на властном подчинении. Правовой статус субъектов в сфере охраны государственных секретов определялся не Конституцией и законами СССР, а высшими партийными органами и правительством страны. Административные нормы предписывали субъектам определенные варианты поведения.  
    На четвертом этапе — в период возврата к рыночной экономике (с 1992 г. по настоящее время) характерным является переход от социализма к капитализму, от плановой экономической системы к рыночным отношениям, что обусловливает коренные изменения регулирования обращения КЗИ и охрану ее конфиденциальности.  
    Перераспределение объемов охраняемой информации между государством и хозяйствующими субъектами внесло изменения в теорию и практику 
защиты секретов. Сегодня сформированы законодательные основы гражданско-правового регулирования коммерческой тайны.  
    Частью четвертой ГК РФ установлено с 1 января 2008 г. исключительное право на секрет производства (ноу-хау), в отношении которого обладателем таких сведений вводится режим коммерческой тайны. Поэтому организации вынуждены применять по своему усмотрению различные правовые средства, регулирующие обращение и защиту КЗИ, охраняемой в режиме коммерческой тайны.  

Информация о работе Ноу-хау и коммерческая тайна – объекты интеллектуальной собственности