Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа
Цель данного исследования – анализ теоретических и практических вопросов, составляющих сущность налоговых правонарушений [13, с.33]
При написании данной работы автор ставил перед собой следующие задачи
1. Понять общие характеристики нарушений законодательства о налогах и сборах.
2. Анализировать налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ.
3. Определение способов уклонения от уплаты налогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Общее положение о нарушениях законодательства
о налогах и сборах……………………………………………………..4
ГЛАВА 2. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой
16 НК РФ…………………………………………………..….............10
ГЛАВА3. Способы уклонения от уплаты налогов………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………33
Список использованной литературе…………………………………..35
Санкция по данным правонарушениям является относительно определенной и выражается в процентном отношении суммы штрафа к сумме неуплаченного (недоплаченного) налога.[6, с. 226-229]
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Объектом данного налогового правонарушения являются фискальные материальные права государства. Неправомерное не перечисление или неполное перечисление налоговым агентом сумм налога приводит к неполному формированию доходной части бюджетов или государственных внебюджетных фондов.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 123 НК РФ, выражается в бездействии налогового агента по своевременному и полному удержанию и перечислению налоговых платежей в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды. Обязанность налогового агента совершить указанные действия предусмотрена ст. 24 НК РФ и детализирована соответствующими главами части второй НК РФ — гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 «Налог на прибыль организаций».
Субъектом налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, является налоговый агент — лицо, на которое по законодательству возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Субъективная сторона правонарушения в виде невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Противоправное деяние, квалифицирующим признаком которого является не удержание или неполное удержание, а также не перечисление или неполное перечисление сумм налога, может быть совершено как по неосторожности, так и умышленно. Не перечисление или неполное перечисление ранее удержанных сумм налога характеризуется виной только в форме умысла. Санкция за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов выражена в виде штрафа, является относительно определенной и исчисляется в процентном соотношении от суммы, подлежащей перечислению. Размер штрафа за совершение рассматриваемого налогового правонарушения не зависит от степени невыполнения налоговым агентом своей обязанности — законодателю безразлично, произошло полное или неполное не перечисление налоговых платежей в бюджетную систему или государственные внебюджетные фонды.
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Объектом данного правонарушения выступают процессуальные фискальные права государства, а именно — установленный законодательством о налогах и сборах порядок управления в налоговой сфере. Общественная опасность несоблюдения установленного законодательством порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом заключается в создании условий, затрудняющих или вообще исключающих возможность принудительного исполнения решения о взыскании налога (сбора).
Объективная сторона представляет собой несоблюдение правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и выражается в форме совершения лицом следующих противоправных действий: неразрешенное отчуждение, растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (или заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Данное решение действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены решения об аресте имущества вышестоящим таможенным органом или судом. Арест имущества может быть полным или частичным. Сокрытие арестованного имущества относится к длящимся правонарушениям, поэтому моментом его окончания будет наступление обстоятельств, препятствующих совершению противоправного деяния: пресечение незаконного сокрытия имущества компетентным органом государства или добровольное прекращение налогоплательщиком сокрытия арестованного имущества.
Субъектом налогового правонарушения, предусмотренного ст. 125 НК РФ, могут быть налогоплательщик-организация, налоговый агент и плательщик сборов, имеющие в собственности или обязанные хранить арестованное имущество.
Субъективная сторона несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом характеризуется виной в форме умысла.
Санкция, выраженная в виде штрафа, является абсолютно определенной и не зависит от каких-либо экономических или правовых критериев правонарушителя или совершенного им деяния. Штраф в размере 5 тыс. руб. налагается без учета организационно-правового статуса субъекта, объема его налоговой обязанности, стоимости арестованного имущества, способа совершения правонарушения и т. д.[6, с.230-234].
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Объектом данного правонарушения выступают процессуальные фискальные права государства. Непредставление налоговому органу необходимых сведений посягает на нормальную деятельность по осуществлению налогового контроля.
Объективная сторона выражается в невыполнении налогоплательщиком или налоговым агентом в определенный законодательством срок своих обязанностей по представлению налоговому органу документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством.
Поскольку НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика хранить документы в течение четырех лет, то непредставление документов налоговому органу, срок хранения которых истек, не образует признаков объективной стороны ' рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона правонарушений, описанных п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется виной в форме неосторожности или умысла; правонарушения, предусмотренные п. 2 ст. 126 НК РФ, могут быть совершены только умышленно.
Санкция носит штрафной характер, абсолютно определена и зависит только от пункта ст. 126 НК РФ, по которому квалифицируется деяние. Внутри каждого пункта санкции являются единообразными.
Ответственность свидетеля.
Объектом данного правонарушения являются процессуальные фискальные права государства. Неявка в налоговые органы, уклонение от явки без уважительных причин, неправомерный отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, создает препятствия в работе налоговых органов.
'Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 128 НК РФ, выражается в неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 128 НК РФ, заключается в совершении действий в виде отказа свидетеля от дачи показаний, а также в даче заведомо ложных показаний.
Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ, характеризуется виной в форме умысла. При квалификации налогового правонарушения в виде дачи заведомо ложных показаний налоговый орган обязан доказать не только недостоверность (искаженность) показаний свидетеля, но и то, что свидетелю безусловно было известно о характере излагаемых сведений.
Субъектом рассматриваемого правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее возможностью быть свидетелем по делу о налоговом правонарушении и привлеченное в качестве такового налоговым органом. Санкция относительно всех составов правонарушений по ст. 128 НК РФ является абсолютно определенной, выражена в виде штрафа и зависит только от части статьи, по которой квалифицировано противоправное деяние свидетеля.[8, с.320]
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
Объектом рассматриваемого правонарушения являются процессуальные фискальные права государства. Налоговым кодексом РФ прямо закреплено право налоговых органов привлекать эксперта к участию в выездной налоговой проверке, а специалиста и переводчика — к участию в проведении отдельных действий по осуществлению налогового контроля . Неправомерный отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки препятствует полному, всестороннему и объективному осуществлению налоговыми органами контрольных мероприятий. Более высокой степенью общественной опасности характеризуются дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода, поскольку посягают на право налоговых органов получать достоверную информацию от лиц, обладающих специальными познаниями.
Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129 НК РФ, выражается в действиях эксперта, переводчика или специалиста по отказу от участия в проведении налоговой проверки. Объективная сторона налогового правонарушения, описанного п. 2 ст. 129 НК РФ, выражается в даче экспертом заведомо ложного заключения или осуществлении переводчиком заведомо ложного перевода. Субъектом данного налогового правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и привлеченное налоговым органом на основании постановления к участию в налоговом производстве в качестве эксперта, переводчика или специалиста.
Субъективная сторона налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129 НК РФ, характеризуется виной в форме умысла.[6,с. 133-136]
Санкция носит штрафной характер,
является абсолютно-определенной и
зависит от части ст. 129 НК РФ, по которой
квалифицировано
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Объектом рассматриваемого налогового правонарушения являются процессуальные фискальные права государства. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу создает препятствия получению налоговым органом сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также выполнению налоговым органом судебной обязанности по доказыванию вины правонарушителя в совершении налогового правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 129' НК РФ, может выражаться в бездействии, состоящем в неправомерном пассивном поведении лица в пределах установленного срока относительно имеющихся у него сведений, которые было необходимо сообщить налоговому органу, а также в несвоевременно совершенном действии, состоящем в несвоевременном сообщении сведений налоговому органу.
Субъектами данных налоговых правонарушений могут быть частные нотариусы и организации, указанные в ст. 85 НК РФ, а именно:
— осуществляющие регистрацию организаций;
— осуществляющие регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
— выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы лицам, занимающимся частной практикой;
— осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния;
— осуществляющие учет и (или)
регистрацию недвижимого
— осуществляющие учет и (или)
регистрацию пользователей
— органы опеки и попечительства, а также иные органы, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
— нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также организации, уполномоченные совершать нотариальные действия.
Субъективная сторона налоговых правонарушений, установленных ст. 129', характеризуется виной. Как правило, рассматриваемые правонарушения совершаются умышленно. Неосторожность возможна только в случае направления необходимых сведений, но ошибочно (не умышленно) в иной налоговый орган.
Санкция за неправомерное несообщение сведений налоговому органу носит штрафной характер, абсолютно определена и зависит от квалификации совершенного противоправного деяния. Повторное совершение деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 129', наказывается большей суммой штрафа. [6, с.126]
3.Способы уклонения от уплаты налогов.
Важнейшим признаком объективной
стороны налоговых
Так, уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц может проявляться в полном или частичном не отражении полученных доходов, необоснованном увеличении расходов, связанных с получением дохода и подлежащих исключению из налогооблагаемой базы. Например, в декларации могут быть не отражены доходы, фактически полученные физическим лицом в результате оплаты какой-либо организацией расходов, связанных с их проживанием, питанием, отдыхом. Расходная часть может быть завышена недобросовестным налогоплательщиком путем включения в нее расходов, не предусмотренных законодательством или сверх установленных размеров. Кроме того, преступление может быть совершено путем представления фиктивных справок и счетов, в которых завышена стоимость закупленного сырья, товаров, их доставки и иных затрат, связанных с получением дохода, или содержащих сведения о расходах, в действительности не имевших места.
Наряду с рассмотренными выше способами уголовно наказуемое уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц может совершаться и иначе. Преступная цель может быть достигнута путем не постановки физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на учет в налоговом органе или необоснованного использования налоговых льгот. [10, с.5]
Информация о работе Нарушение законодательства о налогах и сборах